Лента новостей
Живу «не свою» жизнь: как найти место для самого себя 12 янв, 19:27, РБК и Газпромбанк Как обмануть систему распознавания лиц 12 янв, 18:59, РБК и Ростелеком Как перейти на российское программное обеспечение и оборудование 12 янв, 18:30, РБК и Tegrus Дизайн интерьеров: «изнанка» отрасли без прикрас глазами предпринимателей 12 янв, 18:05, РБК и Ahead Государство как сервис. Объясняем на примере «Госуслуг» 12 янв, 17:38, РБК и Ростелеком Как защитили Камчатку от киберугроз в условиях кадрового ИТ-голода 12 янв, 17:16, РБК и РТК-Солар Прокрастинацию зафиксировали на МРТ: где она находится 12 янв, 16:47, РБК и Edutoria Как бороться со страхами при смене профессии 12 янв, 16:22, РБК и Школа 21 Как получить полную информацию о своем бизнесе от смарт-терминала 12 янв, 15:52, РБК и СберБизнес Электронные сервисы: что популярно у школьников, родителей и учителей 12 янв, 15:26, Специальный проект Как изменилась модная индустрия в 2022 году 12 янв, 14:59, VOSHAHE22W Как бизнесу возить грузы в городе: 5 фактов, которые вас удивят 12 янв, 14:11, РБК и Газ Бизнес способен на большее: как делать отчет для налоговой одной кнопкой 12 янв, 13:27, РБК и СберБизнес Импортозамещение в IT: что предлагают российские интеграторы 12 янв, 12:59, TEGRUS22W Почему не нужен телевизор для просмотра передач и компьютер — для игр 12 янв, 12:32, РБК и Ростелеком Экс-посол США рассказал о «дипломатическом театре» перед 24 февраля 12 янв, 12:15, Политика Роспотребнадзор исключил ограничения после выявления «кракена» 12 янв, 12:12, Общество Microsoft позволит сотрудникам брать бесконечный отпуск 12 янв, 12:11, Бизнес Глубинные потребности шести сфер бизнеса: от торговли до услуг 12 янв, 12:06, РБК и СберБизнес Неизвестные инвесторы скупают запасы золота. Что происходит 12 янв, 12:04, PRO Салливан заявил о предпочтении протокола манерам дипломатами в России 12 янв, 12:03, Политика МИД включил британских чиновников и силовиков в российский «стоп-лист» 12 янв, 11:59, Политика Компактный автомобиль для семейного бизнеса. Обзор 12 янв, 11:41, РБК и Газ Последний осужденный по делу о крушении самолета главы Total вышел по УДО 12 янв, 11:37, Общество Экс-посол США заявил о недоверии к слухам о здоровье Путина 12 янв, 11:31, Политика Овечкин продлил безголевую серию в НХЛ до трех матчей 12 янв, 11:29, Спорт Методика «пять-два» и диеты: как Бенедикт Камбербэтч готовится к ролям 12 янв, 11:28, PRO Власти Югры объяснили фразу губернатора «там все в доле» 12 янв, 11:23, Политика
Газета
Дело о доле
Газета № 163 (3656) (0912) Бизнес,
0

Дело о доле

В арбитражном суде зарегистрирован иск к крупнейшему российскому производителю трамваев и троллейбусов
Феликс Винокур, основатель крупнейшего в России производителя трамваев «ПК Транспортные системы», решил через суд добиться «действительной стоимости» за проданную им в феврале долю в компании. Текущая оценка бизнеса — до ₽20 млрд
Максим Ликсутов (слева), Андрей Бокарев (в центре) и Феликс Винокур (справа) на выставке «ЭкспоСитиТранс 2014»
Максим Ликсутов (слева), Андрей Бокарев (в центре) и Феликс Винокур (справа) на выставке «ЭкспоСитиТранс 2014» (Фото: АГН «Москва»)

Основатель, бывший совладелец и экс-президент компании «ПК Транспортные системы» (ПК ТС) Феликс Винокур подал 6 декабря против нее иск в Арбитражный суд Москвы, следует из картотеки суда. Бизнесмен просит взыскать с компании задолженность «по выплате действительной стоимости принадлежащей ему доли в уставном капитале компании», уточнили РБК в пресс-службе суда. Винокур претендует на 225,7 млн руб. (222,3 млн — стоимость доли, 3,4 млн — проценты), следует из определения суда о принятии искового заявления к производству. Предварительное судебное заседание назначено на 8 февраля 2023 года.

ПК ТС — крупнейший российский производитель трамваев и троллейбусов и главный их поставщик для столицы. За последние пять лет, с весны 2017 года, компания поставила в столицу 504 новых трамвая (464 трехсекционных «Витязь-Москва» и 40 односекционных «Львенок»), рассказывал летом гендиректор ПК ТС Александр Дубровкин. Компания также будет заниматься сервисным обслуживанием этого подвижного состава в течение 30 лет. В 2021-м ПК ТС выпустила 130 трамвайных вагонов (52% от всего их производства в России). По объемам поставок трамваев в 2020–2022 годах компания заняла пятое место в мире (8% глобального рынка).

Представитель ПК ТС отказался от комментариев, отметив, что на текущей деятельности компании этот иск никак не скажется. Винокур не ответил на запрос. РБК обратился за комментариями в пресс-службу Дептранса.

С чем связаны претензии Винокура

Уроженец украинского Львова Винокур основал ПК ТС в 2013 году, став ее единственным владельцем. В 2014-м 60% компании получил холдинг «Транскомпонент». Последний, в свою очередь, сейчас принадлежит пяти компаниям, принадлежащим основателям «Трансмашхолдинга» (ТМХ, крупнейшего российского производителя рельсового транспорта), — Искандару Махмудову, Андрею Бокареву, Кириллу Липе и Дмитрию Комиссарову, а также бывшему топ-менеджеру Газпромбанка Данияру Камилову.

1 февраля 2022 года оставшиеся у Винокура 40% ПК ТС были переданы самой компании, но условия и другие детали этой сделки не раскрывались. В мае сам бизнесмен отошел от оперативного управления компанией — эти полномочия полностью перешли к Дубровкину, который пришел в ПК ТС в 2014 году.

ТМХ выразил заинтересованность в создании новых трамваев, первый из них был показан руководству холдинга, вспоминал Винокур в начале 2022 года, еще будучи президентом ПК ТС. По его словам, холдинг «поверил» в компанию, «так началась наша любовь и дружба». Этот производитель трамваев входит в ТМХ, заявил в октябре член его совета директоров Михаил Хромов на слушаниях в Госдуме, посвященных состоянию городского общественного электротранспорта. Но представитель холдинга отказался от комментариев по поводу иска Винокура, так как ПК ТС не связана с ним юридически.

Бизнес
В Москве выросли интервалы движения трамваев Фото: АГН «Москва»

Весь бизнес ПК ТС можно оценить в 10–20 млрд руб. в зависимости от реального состояния материально-технической базы и запасов компании, говорит инвестиционный стратег «Алор Брокер» Павел Веревкин. Последние пять лет (2017–2021) ее выручка была на уровне 9,1–10,6 млрд руб. (данные СПАРК). Максимальную чистую прибыль компания получила в 2017-м (3,1 млрд руб.), минимальную — в 2021-м (56,5 млн руб.). «В рамках судебного дела, видимо, будет проведена экспертиза (возможно, и не одна), которая подсчитает стоимость доли, на основании которой суд вынесет решение», — напоминает партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин.

Сейчас Винокур не в России, утверждают два собеседника РБК, близкие к ПК ТС и ТМХ. РБК направил запрос в «Транскомпонент».

Насколько популярны трамваи в России

В 2021 году трамваи действовали в 60 городах России, суммарная протяженность трамвайных путей превышала 2 тыс. км. В начале 2022 года в эксплуатации находились 6,2 тыс. трамвайных вагона. Из них 59% нужно заменить до 2030 года (оценка Международной ассоциации предприятий городского электротранспорта), на что потребуется 366 млрд руб.

Бизнес
«Дочка» «Сбера» оценила полную замену трамваев и троллейбусов в ₽500 млрд Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

По словам партнера Strategy Partners Александра Постникова, потребность населения в общественном транспорте, включая трамвайное сообщение, будет увеличиваться с учетом роста стоимости личного автотранспорта и, соответственно, стоимости передвижения в городах.

Однако на фоне международных санкций, введенных против России из-за военной спецоперации на Украине, выполнение контрактов откладывается из-за изменения логистических маршрутов, замечает Постников. Но пока объем производства трамваев не упал (205 вагонов в январе—октябре; рост на 1% к аналогичному периоду 2021 года), добавляет эксперт.

Введенные санкции существенно изменили условия ведения бизнеса, в частности стал другим порядок авансирования поставщиков, говорил в апреле Дубровкин. Если раньше была возможна постоплата или частичная оплата, то теперь большинство партнеров компании соглашаются работать только на условиях полной предоплаты, объяснял топ-менеджер. Но высокая локализация производства трамваев ПК ТС (более 80% на начало 2021 года) является позитивным фактором, указывал он. Практически все проблемы по локализации производства, и компонентов, и самих трамваев решены, заявил Хромов на слушаниях в Госдуме. По его словам, остается проблема только с отдельными компонентами электроники (в первую очередь с микропроцессорными системами). «Это серьезная, общегосударственная проблема, которая будет решаться», — подчеркивал член совета директоров «Трансмашхолдинга».