Лента новостей
Президент Чехии назначил Бабиша премьер-министром 11:12, Статья В США сообщили о понимании Трампом рычагов давления на Россию и Украину 11:11, Статья В Москве оформлено почти 10 млн кв. м многоквартирных домов с начала года 11:10, Статья Турецкий бренд нутрицевтики ORZAX Ocean вышел на российский рынок 11:08 Силуанов заявил о невозможности бесконечного бюджетного стимула 11:01, Статья Зима без снега: как выбрать шины 11:00 Сомалийские пираты вернулись: как предусмотреть риски для грузоперевозок 10:59, Статья Как цифровизация помогает расти реальному сектору экономики 10:56 Сколько Египет зарабатывает на Суэцком канале и индустрии путешествий 10:45 Как меняются дата-центры и их формат 10:44 Гибкая занятость: как совместить интересы разных поколений 10:36, Статья Roblox заблокировали в России. Как запрет скажется на детях 10:36, Статья Дмитриев обвинил Британию и ЕС в препятствовании мирному урегулированию 10:31, Новость Радулов не сыграет на Кубке «Первого канала» 10:31, Статья Тест для инвестора: готовы ли вы к облигациям 10:30 Российский новичок «Калгари» забросил победную шайбу в матче НХЛ 10:19, Статья Собрание живописи за ₽2,5 млрд представят на торгах в Москве 10:16, Статья Как меняется рынок российской кибербезопасности 10:15
Газета
Номера спрямленного доступа
Газета № 160 (3653) (0612) Бизнес,
0

Номера спрямленного доступа

Как изменился отечественный рынок бронирования отелей после ухода Booking и Airbnb
После ухода из России Booking.com россияне стали в три раза чаще бронировать проживание на сайтах самих отелей: в ноябре 2022 года прямые брони составляли почти 30%. Главным бенефициаром среди онлайн-турагентств стал Ostrovok.ru
Фото: Лев Федосеев / ТАСС
Фото: Лев Федосеев / ТАСС

Российский рынок аренды туристического жилья в 2022 году претерпел кардинальные изменения, после того как в начале марта работу в России приостановил наиболее популярный сервис онлайн-бронирования отелей — голландский Booking.com, занимавший более 70% рынка. К ноябрю 2022 года почти 30% бронирований проживания российские пользователи стали совершать напрямую через сайты отелей и других средств размещения, сообщил РБК представитель системы управления гостиницами, отелями, хостелами и апартаментами Bnovo. На втором месте по популярности оказался сервис онлайн-бронирования отелей и гостиниц Ostrovok.ru с долей почти 28%, в тройку лидеров также вошел сервис 101hotels.com (его доля составила 9,5%).

Бизнес
Booking приостановил работу в России Фото: Tiffany Hagler-Geard / Bloomberg

Как считали

Доли сервисов онлайн-бронирования туристического жилья считались на основе данных отелей и других средств размещения, подключенных к системе Bnovo. Система Bnovo охватывает около 15 тыс. объектов размещения в 40 странах и видит бронирования их клиентов, совершенные как через сайты онлайн-турагентств, так и самими гостями напрямую через форму на сайте отеля (ее работу обеспечивает модуль Bnovo, через который проходит около 14 млн бронирований в год). Доли каналов бронирования считались исходя из общего числа созданных и не отмененных у подключенных к системе Bnovo средств размещения в ноябре: например, из 100 броней, сделанных у отеля, через модуль проходило десять (10%), а через сервис Ostrovok.ru — 25 (25%), приводит пример методики подсчета представить Bnovo.

Количество подключенных к системе объектов размещения в России Bnovo не уточняет. Всего, по данным Росстата, в России по итогам 2021 года насчитывалось 28,9 тыс. коллективных средств размещения (к ним относятся гостиницы, мотели, хостелы и другие организации гостиничного типа, а также специализированные средства размещения — санатории, базы отдыха, пансионаты, кемпинги). При этом официальная статистика видит не весь рынок средств размещения в России: около 18% рынка туристического жилья находится в серой зоне, оценивал в ноябре этого года исполняющий обязанности президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Илья Уманский.

Бизнес
В премиальных отелях горнолыжных курортов раскупили номера на Новый год Фото: Алексей Смышляев / ТАСС

Как изменился рынок бронирования туристического жилья

Год назад, в ноябре 2021 года, сервис Booking.com, по данным Bnovo, занимал 77,5% рынка онлайн-бронирований туристического жилья. Доля прямых бронирований через сайты отелей составляла тогда всего 9,3%, на третьем месте была американская онлайн-площадка для бронирования апартаментов Airbnb — на ее долю приходилось 3,3%, оценивает основатель и гендиректор компании Bnovo Валентин Микляев. У остальных онлайн-турагентств доли были значительно меньше: так, российский сервис онлайн-бронирования отелей Bronevik.com занимал 2,5%, а на сервисы онлайн-бронирования Academservice и Ostrovok.ru приходилось 1,6 и 1,1% соответственно.

В начале марта, после начала специальной военной операции на Украине, Booking.com объявила о приостановке работы в России — в компании объяснили это «возрастающей сложностью ведения бизнеса в стране». Аналогичное заявление сделала и Airbnb.

По словам генерального директора туроператора «Алеан» и исполняющего обязанности президента РСТ Ильи Уманского, после ухода таких крупных зарубежных игроков, как Booking.com и Airbnb, на рынке «сформировался вакуум», который начал постепенно заполняться. Но в связи с тем, что отечественные сервисы технически не дотягивали до Booking.com, после его ухода туристы переориентировались на прямое бронирование на сайтах отелей, из-за этого доля продаж отелей напрямую выросла в несколько раз, пояснил Уманский. Возросшую популярность Ostrovok.ru он объяснил схожестью этого сервиса с Booking.com.

Бизнес
Booking отчитался об уплате штрафа в ₽1,3 млрд по антимонопольному делу Фото: Fabian Sommer / DPA / ТАСС

Как российские отели боролись с Booking.com

Доминирующее положение сервиса и условия, на которых Booking.com заключал договоры с российскими отелями, даже привело к разбирательству с Федеральной антимонопольной службой. В 2019 году представители туристического бизнеса пожаловались в ФАС на то, что крупнейший на рынке агрегатор бронирований навязывает отелям так называемое условие о паритете цен: даже если клиент бронирует напрямую, гостиница не вправе предоставить ему номер дешевле, чем тот сдается на Booking.com. По данным ФАС, в 2018 году Booking.com занимал на российском рынке агрегаторов информации о средствах размещения 84% в натуральном выражении и 80% — в денежном. Разбирательство длилось почти два года, в результате в августе 2021 года ведомство признало компанию виновной в злоупотреблении доминирующим положением и назначило оборотный штраф. В ноябре 2021 года Booking.com по решению суда прекратила практику паритета цен в России, а в апреле 2022 года, уже после приостановки деятельности на российском рынке, выплатила в бюджет назначенный ФАС штраф в 1,3 млрд руб.