Лента новостей
Живу «не свою» жизнь: как найти место для самого себя 12 янв, 19:27, РБК и Газпромбанк Как обмануть систему распознавания лиц 12 янв, 18:59, РБК и Ростелеком Как перейти на российское программное обеспечение и оборудование 12 янв, 18:30, РБК и Tegrus Дизайн интерьеров: «изнанка» отрасли без прикрас глазами предпринимателей 12 янв, 18:05, РБК и Ahead Государство как сервис. Объясняем на примере «Госуслуг» 12 янв, 17:38, РБК и Ростелеком Как защитили Камчатку от киберугроз в условиях кадрового ИТ-голода 12 янв, 17:16, РБК и РТК-Солар Прокрастинацию зафиксировали на МРТ: где она находится 12 янв, 16:47, РБК и Edutoria Как бороться со страхами при смене профессии 12 янв, 16:22, РБК и Школа 21 Как получить полную информацию о своем бизнесе от смарт-терминала 12 янв, 15:52, РБК и СберБизнес Электронные сервисы: что популярно у школьников, родителей и учителей 12 янв, 15:26, Специальный проект Как изменилась модная индустрия в 2022 году 12 янв, 14:59, VOSHAHE22W Как бизнесу возить грузы в городе: 5 фактов, которые вас удивят 12 янв, 14:11, РБК и Газ Бизнес способен на большее: как делать отчет для налоговой одной кнопкой 12 янв, 13:27, РБК и СберБизнес Импортозамещение в IT: что предлагают российские интеграторы 12 янв, 12:59, TEGRUS22W Почему не нужен телевизор для просмотра передач и компьютер — для игр 12 янв, 12:32, РБК и Ростелеком Экс-посол США рассказал о «дипломатическом театре» перед 24 февраля 12 янв, 12:15, Политика Роспотребнадзор исключил ограничения после выявления «кракена» 12 янв, 12:12, Общество Microsoft позволит сотрудникам брать бесконечный отпуск 12 янв, 12:11, Бизнес Глубинные потребности шести сфер бизнеса: от торговли до услуг 12 янв, 12:06, РБК и СберБизнес Неизвестные инвесторы скупают запасы золота. Что происходит 12 янв, 12:04, PRO Салливан заявил о предпочтении протокола манерам дипломатами в России 12 янв, 12:03, Политика МИД включил британских чиновников и силовиков в российский «стоп-лист» 12 янв, 11:59, Политика Компактный автомобиль для семейного бизнеса. Обзор 12 янв, 11:41, РБК и Газ Последний осужденный по делу о крушении самолета главы Total вышел по УДО 12 янв, 11:37, Общество Экс-посол США заявил о недоверии к слухам о здоровье Путина 12 янв, 11:31, Политика Овечкин продлил безголевую серию в НХЛ до трех матчей 12 янв, 11:29, Спорт Методика «пять-два» и диеты: как Бенедикт Камбербэтч готовится к ролям 12 янв, 11:28, PRO Власти Югры объяснили фразу губернатора «там все в доле» 12 янв, 11:23, Политика
Газета
Mediascope получил обязательных клиентов
Газета № 007 (3500) (0902) Технологии и медиа,
0

Mediascope получил обязательных клиентов

Власти определили перечень онлайн-ресурсов, аудитория которых будет официально измеряться
В Роскомнадзоре определили перечень сайтов, чью аудиторию будет считать исследовательская компания Mediascope. По закону отказать измерителю — как это три года назад сделал «Яндекс» — владельцы выбранных площадок не имеют права
Фото: Владислав Шатило / РБК
Фото: Владислав Шатило / РБК

Комиссия по отбору уполномоченной организации по исследованию объема аудитории при Роскомнадзоре на своем заседании 2 февраля 2022 года согласовала 79 интернет-площадок, аудитория которых требует постоянного и систематического анализа. Полный список этих ресурсов приведен в опубликованном службой протоколе заседания комиссии.

В комиссию входят как чиновники (замминистра цифрового развития Бэлла Черкасова, заместитель руководителя Роскомнадзора Вадим Субботин), так и главы крупных медиахолдингов (Светлана Баланова из Национальной медиа группы, Олег Добродеев из ВГТРК, Александр Жаров из «Газпром-Медиа», Вячеслав Муругов из «СТС Медиа») и топ-менеджеры интернет-компаний (Татьяна Доброхвалова из Rambler, Владимир Габриелян из VK).

Сформировать перечень сайтов необходимо в соответствии с принятым в прошлом году законом, в соответствии с которым еще осенью 2021 года должен был в России появиться официальный измеритель аудитории интернета. Такой исследователь, согласно закону, должен на постоянной основе считать аудиторию новостных агрегаторов, аудиовизуальных сервисов и других ресурсов, которые Роскомнадзору порекомендует специально созданная комиссия.

Ключевым положением нового закона является то, что владелец сайта, чью аудиторию необходимо постоянно считать и анализировать, обязан обеспечить уполномоченному Роскомнадзору измерителю «возможность проведения исследования аудитории». Собственник такого ресурса должен либо установить на сайте используемое измерителем оборудование, либо предоставить этому измерителю данные, «необходимые и достаточные для проведения исследования».

Измерителем аудитории Рунета на заседании 2 февраля была выбрана компания Mediascope, основным владельцем которой с 2016 года является государственный ВЦИОМ и которая с 2017 года выступает уполномоченным Роскомнадзором измерителем телевизионной аудитории. По итогам заседания Mediascope до 9 февраля должен представить в Роскомнадзор прогнозный план-график проведения исследования 79 избранных сайтов, следует из опубликованного протокола.

Технологии и медиа
Роскомнадзор назначил Mediascope единым измерителем интернет-аудитории

Обязательным сотрудничество с Mediascope становится для 27 аудиовизуальных сервисов. Среди них, например, онлайн-кинотеатры Okko (принадлежит Сбербанку), Premier («Газпром-Медиа»), ivi (пул инвесторов, среди которых РФПИ, Baring Vostok, Milhouse Романа Абрамовича), американский Netflix (интересы в России представляет Национальная медиа группа), а также «Кинопоиск» («Яндекс»).

Включены в перечень и четыре новостных агрегатора — «Яндекс.Новости», «Рамблер/новости», СМИ2 и «Новости@Mail.ru». Социальные сети представлены восемью площадками, в том числе пока не «приземлившимися», то есть не имеющими своих представительств в России, Facebook, Instagram, Twitter, а также YouTube.

СМИ представляют 26 попавших в перечень ресурсов, среди них, например, сайты «Коммерсанта», «Эха Москвы», ТАСС, «Аргументов и фактов». Будет также измеряться аудитория интернет-версий телеканалов первого и второго цифровых мультиплексов («Первый канал», РЕН ТВ, СТС, «Звезда», «Спас» и др.). Присутствуют в перечне также сервисы «Яндекс.Дзен», «Яндекс.Видео», «Mail Видео» и принадлежащий «Газпром-Медиа» RuTube.

Подавляющее большинство перечисленных площадок уже давно сотрудничает с Mediascope, чьи первые измерения Рунета, тогда еще только в отдельно взятой Москве, были представлены публично в 2006 году. Но есть и примеры, когда площадки отказывались работать с исследователем.

Бизнес
«Яндекс» отказался от счетчиков Mediascope Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

Например, в 2019 году «Яндекс» убрал со всех своих страниц счетчики Mediascope. В интернет-компании тогда объяснили это решение поиском «баланса между предоставлением дополнительных гарантий качества рекламодателям и защитой данных пользователей». «Можно чем угодно мотивировать отказ от желания быть аудированным, но в реальности любому стороннему человеку ясно, что это попытка скрыть какую-то нежелательную правду», — отмечал тогда директор по маркетинговым технологиям рекламной группы OMD OM Сергей Ефимов. Позже «Яндекс» и Mediascope объявили, что возобновляют сотрудничество, но измеритель до сих пор дает лишь выборочную информацию по проектам «Яндекса».

Управляющий директор «Яндекса» Тигран Худавердян входит в Комиссию по отбору уполномоченной организации по исследованию объема аудитории, но в заседании 2 февраля, как следует из протокола, участия не принимал.

Принципиально не сотрудничает с измерителями аудитории Google, чей сервис YouTube попал в перечень подлежащих обязательному замеру площадок.

РБК направил запросы в Mediascope, «Яндекс» и Google.

Как Mediascope считает аудиторию Рунета

Mediascope считает аудиторию интернет-ресурсов двумя способами. Прежде всего измеритель формирует так называемую панель — группу респондентов, чье поведение в Сети собирается отслеживать. Сейчас у компании есть одна панель более чем из 15 тыс. человек, работающих на десктопах, и вторая — более 14 тыс. человек, использующих мобильные устройства. Поведение всех этих панелистов экстраполируется на все население страны старше 12 лет.

Как ведут себя респонденты в цифровой среде, можно проследить при помощи так называемой site-centric-модели, когда на сайтах устанавливаются специальные счетчики, которые не просто считают всех уникальных пользователей, но и «ловят» панелистов. Без согласия владельца площадки такие измерения невозможны.

Но поскольку установить счетчики абсолютно на всех сайтах нереально, то задействуется еще и так называемая user-centric-модель. На устройстве панелиста ставится специальное программное обеспечение, которое отслеживает весь путь респондента в Сети. Полученные таким методом данные затем «перевзвешиваются» на основе информации, собранной при помощи более детальной site-centric-модели.