Лента новостей
С видом на Москву-реку: жилой комплекс с приватными двориками 12:11, РБК и Primavera Хакеры, взломы и DDos: критические моменты для бизнеса 11:46, РБК и МегаФон Не смотря по сторонам: самый высокий риск использования смартфона 11:21, Партнерский проект Счет на секунды: как помочь человеку, если остановилось сердце 10:59, Партнерский проект 15 млрд устройств: почему интернет вещей сложно увидеть 10:33, РБК и МегаФон Как бороться с невнимательностью за рулем 10:09, Партнерский проект Зачем устанавливать контакт со своим телом и что это вообще значит 09:43, РБК и ГАЛС Без права на зарплату: на что живут россияне, ухаживающие за инвалидами 09:18, Партнерский проект Целевые взломы: как защитить свои онлайн-ресурсы. Советы экспертов 08:58, РБК и МегаФон Иран будет поставлять России турбины и запчасти в обмен на сталь 08:35, Экономика Угроза жизни за 500 руб.: как эффективно бороться с нарушениями ПДД 08:33, Партнерский проект Шайба Свечникова помогла «Каролине» в третий раз победить клуб Панарина 08:31, Спорт Российские грузовые авиакомпании получили рекордную прибыль 08:30, Бизнес Пророссийские власти Запорожья предложили передать Москве базы ВСУ 08:16, Политика Нейрокепка и искусственный интеллект: как сконцентрироваться на дороге 08:11, Партнерский проект Суд признал систему «Правосудие» несовместимой с российским софтом 08:00, Технологии и медиа Больше 80% российских учителей заявили о выгорании в конце учебного года 08:00, Общество Военная операция на Украине. Онлайн 07:47, Политика Глава ДНР Пушилин заявил о планах приехать на ПМЭФ 07:46, Экономика Обломки разрушенного при обстреле самолета «Мрия» увезли на утилизацию 07:30, Политика Воробьев рассказал о «точечной» замене ингредиентов блюд «Макдоналдса» 07:10, Бизнес Белгородский губернатор сообщил о гибели женщины после обстрела села 07:03, Политика Андрей Воробьев — РБК: «Я не верю, что дойдет до национализации» 07:00, Интервью Bloomberg узнал о планах США и Тайваня расширить экономические связи 06:30, Экономика У России появился способ избежать дефолта и без лицензии США 06:00, Экономика Кабмин выделит почти 1 млрд руб. на закупку госсимволов в школы 05:55, Общество Corriere della Sera узнала о предложении Джонсона создать альтернативу ЕС 05:13, Политика AP сообщило о возможности российских бизнесменов «откупиться» от санкций 04:48, Политика
Газета
Рассрочка идет в долг
Газета № 187 (3476) (0712) Финансы,
0

Рассрочка идет в долг

Кредитное бюро «Сбера» меняет методику ведения клиентских историй
Объединенное кредитное бюро намерено дополнить кредитные истории россиян данными о рассрочках, которые покупатели получают в магазинах без договора займа. Ранее на проблему неучета рассрочек как заемных средств обращал внимание ЦБ
Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

Объединенное кредитное бюро (ОКБ), входящее в экосистему Сбербанка, намерено включать в кредитные истории заемщиков — физических лиц сведения о предоставленных им небанковских рассрочках, сообщили РБК в компании. Бюро прорабатывает вопрос получения данных от провайдеров сервисов беспроцентной рассрочки (BNPL-сервисов) и готовится внедрять новые правила оценки долговой нагрузки потребителей, которая будет учитывать не только данные от классических кредиторов — банков и микрофинансовых организаций, рассказал гендиректор ОКБ Артур Александрович.

«В ближайшей перспективе бюро приступит к разработке альтернативной методики расчета показателя долговой нагрузки, учитывающей не только данные от кредиторов (банков, МФО и т.д.), но и все другие известные финансовые обременения. Пока требуется разработка со стороны ЦБ порядка расчета ПДН с учетом новых данных в нормативных актах», — пояснил он. До тех пор новые данные могут включаться в дополнение к кредитному отчету и использоваться банками и другими кредиторами для оценки платежеспособности потенциальных заемщиков и противодействия кредитному мошенничеству.

Практики оформления рассрочки в магазинах «через операторов сервисов» уже привлекли внимание ЦБ: в ноябре регулятор разослал банкам и МФО письмо с рекомендациями не участвовать в них. Банк России считает их недобросовестными, поскольку с клиентами никто не заключает договоров потребкредита или займа. В Банке России не ответили на дополнительные вопросы РБК.

ПДН показывает, какую долю своего дохода клиент направляет на погашение кредитов. От этого зависит, сколько капитала банк должен закладывать на выдачу кредита конкретному человеку. Кредитование высокорисковых заемщиков (тех, кто уже тратит на погашение ссуд существенную часть заработка) может быть невыгодно банку — соответственно, у таких клиентов выше риск столкнуться с отказом в выдаче кредита.

Кто дает рассрочку, а не кредит

В России применяются несколько схем покупки товаров в рассрочку на заемные средства: это классические POS-кредиты, когда партнером магазина выступает банк или МФО, карты рассрочки от банков, а также относительно новые сервисы BNPL (buy now, pay later; покупай сейчас, плати позже). Они позволяют потребителям оплачивать покупки в интернет-магазинах по частям: при оформлении заказа клиент, например, оплачивает 25% стоимости товара, а остальная сумма будет потом списываться с его карты равными частями с какой-то периодичностью. В апреле 2021 года BNPL-сервис «Долями» запустил «Тинькофф», а в августе похожий продукт с названием «Сплит» на рынок вывел «Яндекс». Обе компании подчеркивали, что это не кредитование.

Финансы
Банки в сентябре ужесточили подход к желающим взять кредиты Фото: Олег Яковлев / РБК

Как отмечают в ОКБ, провайдеры, работающие по классической модели POS-кредитования через банки или МФО, передают информацию о заемщиках и выданных рассрочках в бюро кредитных историй (БКИ). Большинство провайдеров BNPL-сервисов этого не делают. По оценкам бюро, доля BNPL-транзакций в России сейчас составляет лишь 3% от общего объема, но может достичь порядка 150 млрд руб. за 2021 год.

Что изменят данные о рассрочках в кредитных историях

Сведения об использовании некредитных BNPL-сервисов могут показывать не только дополнительную финансовую нагрузку заемщика, но и его склонность вовремя гасить долги, считает руководитель направления исследований центра «Сколково-РЭШ» Егор Кривошея. «В целом BNPL-сервис обязывает клиента выплачивать определенные суммы в ближайшие периоды. Это снижает объем доступных средств и может существенно влиять на платежеспособность по кредитам, поэтому в данном сценарии BNPL может повышать показатели долговой нагрузки», — допускает эксперт. Предварительный анализ показал, что сегмент BNPL опережает по степени риска кредитные карты и кредиты наличными, отмечает глава ОКБ.

Включение данных от провайдеров некредитных рассрочек в целом может повысить качество кредитных историй, полагает управляющий директор рейтингового агентства НКР Михаил Доронкин. «Это в первую очередь выгодно банкам, которые смогут более точно принимать решение о выдаче или невыдаче кредита или установлении размера кредитного лимита», — говорит аналитик. Он также напоминает, что ЦБ не раз заявлял о стремлении не допустить появления на рынке кредитных пузырей и чрезмерного роста долговой нагрузки граждан.

Финансы
ЦБ зафиксировал новый максимум долговой нагрузки россиян Фото: Павел Бедняков / РИА Новости

В сентябре глава ЦБ Эльвира Набиуллина подняла проблему участия нефинансовых компаний в предоставлении потребителям рассрочки. Она подчеркивала, что по своей природе рассрочка — это кредит. Набиуллина предложила включать данные о некредитных рассрочках в БКИ, чтобы этой информацией могли руководствоваться профессиональные кредиторы.

Популярность BNPL-сервисов в России растет, и тренд на включение дополнительных данных в кредитные истории вполне оправдан, считает старший кредитный эксперт Moody’s Ольга Ульянова. «На первом этапе не все такие рассрочки могут быть полностью учтены, но, вероятнее всего, проникновение услуг бюро кредитных историй в данный сегмент будет расти», — допускает она.

Финансы
ЦБ предложил включать в стоимость кредита любые платные услуги Фото: Андрей Любимов / РБК

РБК направил запросы в два других крупных бюро кредитных историй. В БКИ «Эквифакс» отказались от комментариев. Директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексей Волков не уточнил, получает ли НБКИ сейчас информацию от сервисов, предоставляющих некредитную рассрочку. «Мы не смотрим, кто из них новый игрок, а кто старый. Это товарный кредит и, соответственно, является предметом кредитной истории. Поэтому источники, которые считают это необходимым и имеют такую возможность, передают сведения в бюро», — говорит он, добавляя, что обязанности передавать такие данные в бюро у них пока нет. BNPL-сервисы «Долями» от «Тинькофф» и «Сплит» «Яндекса», которые позиционируют себя как некредитные, не ответили на запросы РБК.