Лента новостей
Силовики задержали еще одного фигуранта дела о теракте в «Крокусе» 14:06, Статья Мирра Андреева одержала вторую подряд волевую победу на турнире в Мадриде 14:03, Статья Кабмин предложил разрешить приставам применять физическую силу и оружие 14:00, Статья Защита потребует передать дело Иванова военным следователям 13:58, Новость В ЦБ допустили рост российской экономики выше 3% в 2024 году 13:55, Статья Минэнерго не увидело причин для восстановления экспорта энергии в Китай 13:55, Статья Помощник Карпина в сборной России покинул клуб Второй лиги 13:46, Статья РФС утвердил «Лужники» местом проведения суперфинала Кубка России 13:44, Статья Рублев на «Мастерсе» в Мадриде прервал серию из четырех поражений 13:44, Статья Неоригинальное решение: за счет чего растет рынок автозапчастей 13:41 От чего нас лечат: 5 несуществующих диагнозов 13:40, Статья Рубль слабо отреагировал на решение ЦБ сохранить ставку на уровне 16% 13:36, Статья Smart Engines смогла повысить эффективность работы нейросетей на 40% 13:30 ЦБ продлил период жесткой монетарной политики 13:30, Статья Минстрой предостерег от роста цен на стройматериалы и пообещал наказывать 13:20, Статья МВД перед 9 Мая раскрыло новую схему мошенничества с ветеранами 13:19, Новость Такси или дешевый электрокар: как Tesla хочет остановить падение прибыли 13:16, Статья Экс-тренер сборной России извинился за мат в прямом эфире «Матч ТВ» 13:15, Статья
Газета
Российские отели добились диспаритета
Газета № 170 (3459) (1211) Бизнес,
0

Российские отели добились диспаритета

Booking.com проиграл спор с ФАС
Booking.com проиграл в апелляционной инстанции судебное разбирательство с ФАС. Теперь сервис откажется от паритета цен с российскими отелями: они смогут на своих сайтах указывать цены ниже тех, что предлагает сам Booking.com
Фото: Fabian Sommer / Global Look Press
Фото: Fabian Sommer / Global Look Press

Крупнейший сервис по бронированию отелей и других средств размещения Booking.com по решению суда прекратит практику паритета цен в России, сообщил РБК представитель сервиса в России.

В четверг, 11 ноября, Девятый апелляционный арбитражный суд оставил в силе решение Арбитражного суда Москвы, который, в свою очередь, в августе отказался удовлетворить иск Booking.com и подтвердил законность решения и предписания Федеральной антимонопольной службы.

«Будучи компанией, соблюдающей законодательство, мы будем работать над прекращением практики паритета цен в России», — заявил представитель Booking.com, подчеркнув, что компания оспорит постановление апелляционной инстанции в кассационном суде.

Общество
Booking.com ответил на обвинения ФАС в злоупотреблении положением Фото: Nicholas Hunt / Getty Images

Судебное разбирательство Booking.com с ФАС стало результатом жалобы бизнеса на то, что крупнейший на рынке агрегатор бронирований навязывает отелям так называемое условие о паритете цен. На эту практику в начале 2019 года пожаловалась в ФАС общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России»: даже если клиент бронирует напрямую, гостиница не вправе предоставить ему номер дешевле, чем тот сдается на Booking.com. Регулятор провел проверку и пришел к выводу, что доля зарегистрированной в Нидерландах Booking Holdings B.V. на российском рынке агрегаторов информации о средствах размещения составляла по итогам 2018 года 84% в натуральном выражении и 80% в денежном.

ФАС посчитала, что Booking.com злоупотребляет доминирующим положением, навязывая работающим с ним отелям условие давать лучшие цены, и потребовала исключить из договоров с отелями условие о паритете цен, но сервис требование проигнорировал.

В декабре 2019 года в отношении Booking.com было возбуждено антимонопольное дело. Через год, в декабре 2020-го, регулятор признал Booking.com нарушителем закона «О защите конкуренции» и вновь потребовал отказаться от паритета цен. Не согласившись с этим решением, сервис в феврале 2021 года оспорил вердикт ФАС в Арбитражном суде Москвы.

Бизнес
Глава Booking в России — РБК: «Мы не против участвовать в обелении рынка» Алексей Матушкин

Суд первой инстанции признал решение ФАС законным, но, поскольку сервис подал апелляционную жалобу, решение не вступало в силу до того момента, как эта жалоба была рассмотрена, пояснила РБК адвокат, член комитета по туризму «Опоры России» Наталья Петровская. «Сегодня жалоба была рассмотрена и решение суда первой инстанции вступило в силу», — констатирует юрист. Поэтому компания должна исключить из договоров с российскими отелями условие о паритете цен.

В августе этого года ФАС выписала Booking.com оборотный штраф на 1,3 млрд руб., который компания также оспорила в суде. Сейчас дело рассматривается в первой инстанции.

Бизнес
Штраф Booking в России на ₽1,3 млрд. Что важно знать Фото: Pascal Rossignol / Reuters

Что говорит Booking.com

Сервис Booking.com, по словам его представителя, разочарован сегодняшним решением: оно не в полной мере учитывает предоставленные Booking.com данные о положении на рынке и представлениях отрасли о принципах паритета цен. По мнению Booking.com, положения о паритете «справедливые, поддерживают конкурентоспособность цен для потребителей и приносят взаимную пользу путешественникам, владельцам объектов размещения и похожим онлайн-платформам».

О том, почему сервис считает такой паритет цен справедливым, в интервью РБК рассказывал директор Booking.com в России Алексей Матушкин. Эту практику, по его словам, ввели сами отели: они хотели, чтобы «цены везде были одинаковыми», потому что боялись, что онлайн-турагентства будут занижать стоимость номера. Цена, как отмечал Матушкин, должна быть очевидна и гостям: если гость видит на разных сайтах совершенно разные цены, «это в лучшем случае настораживает и вызывает недоумение, в худшем — вызывает у него недоверие и отказ от бронирования конкретно этого отеля».

Для самого Booking.com паритет цен — это вопрос «справедливости вложений» в рекламу и качество услуг, пояснял Матушкин. Отели не должны пользоваться сервисом как бесплатной рекламной площадкой, а потом уводить клиентов на свой сайт, где цена будет ниже, и не платить комиссию за услуги.

В Booking.com также не согласились с выводом ФАС о своем доминирующем положении на российском рынке агрегаторов информации о средствах размещения. Сужать деятельность сервиса только до онлайн-бронирования жилья неправильно, потому что он предлагает и другие услуги, например бронирование авиабилетов и аренды автомобилей, пояснял Матушкин. В странах Европы, куда входит и Россия, доля Booking.com на рынке составляет 13% и «нет причин, по которым в той или иной стране было бы что-то значительно лучше».

Что говорит «Опора России»

Условие паритета цен — это «навязывание невыгодных условий как отелю, так и потребителю гостиничных услуг», настаивает вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников. По его словам, при заключении договора с Booking.com отели подписывают «одностраничное соглашение», по которому они присоединяются к общим условиям сервиса, уже включающим условие о паритете цен, и не могут заключить договор на других условиях. Booking.com может в любой момент отключить отель от своего сервиса, а любые споры по условиям договора будут рассматриваться в суде в Нидерландах — «ни один малый отель не может себе позволить расходы на подобное судебное разбирательство», добавляет вице-президент «Опоры России».

Потребители также оказываются в заложниках ситуации, считает Кожевников. Из-за паритета цена номера «значительно возрастает», поскольку отель вынужден включать в цену комиссию, которую он уплачивает сервису по бронированию (в среднем она составляет 20%). Кожевников приводит пример: если гостиница хочет провести акцию в низкий сезон и предложить гостю номер по цене 2 тыс. руб. в сутки, то с учетом комиссии онлайн-турагентства отель получит лишь 1,6 тыс. руб., что для него ниже себестоимости. Поэтому отель вынужден выставлять номер по цене 2,4 тыс. руб. и на сайте онлайн-турагентства, и на собственной странице в интернете.

Кроме того, паритет цен мешает отелям применять систему скидок и бонусов для своих клиентов, которые уже останавливались у них и готовы были бы пойти на самостоятельное бронирование. Гостиницы вынуждены держать единую цену, хотя могли бы предоставить более выгодную цену гостю напрямую, а потребитель, сам того не подозревая, вынужден покупать номера на сайте отеля по цене, которая сформирована с учетом комиссии Booking.com, резюмирует Алексей Кожевников.

РБК направил запрос в ФАС.