Лента новостей
Российские банки на треть сократили запасы валюты 10:00, Финансы В Азовском море нашли пропавший катер 09:51, Общество Во Владивостоке потушили пожар в торговом центре 09:36, Общество Ричард Мосли — РБК: «Американцы хотят работать в ФБР, а не в Facebook» 09:33, PRO На Урале в древесном цеху произошел пожар на площади 2 тыс. кв. м 09:18, Общество Скучную работу — машинам: как победить в экономической гонке 09:12, РБК и SAP РБК получил премию ADCR Awards за концепцию дизайна газеты 09:00, Технологии и медиа Появилось видео стрельбы из «Солнцепека» и «Змея Горыныча» 08:55, Технологии и медиа FT сообщила о перевозке десятков самолетов Boeing 737 MAX в пустыни 08:53, Бизнес Медики назвали признаки развития Альцгеймера 08:22, Общество iPhone 11 в России. Что необычного в старте продаж 08:00, Технологии и медиа Mitsubishi потеряла $320 млн из-за сделок одного трейдера 08:00, Бизнес FT узнала о квантовом превосходстве Google 07:54, Технологии и медиа В Японии из-за тайфуна отменили более 200 рейсов 07:27, Общество В Вологодской области задержали вора в законе 06:54, Общество «Нафтогаз» рассчитал цену транзита российского газа на пять лет вперед 06:39, Бизнес Число жертв шторма «Имельда» в Техасе возросло до четырех 06:29, Общество Мелания Трамп не смогла перерезать ленту на открытии монумента Вашингтону 06:06, Политика Более 2 тыс. человек прибыли на «штурм» «Зоны-51» в Неваде 05:45, Общество В Сети появилось видео изнутри загоревшегося ТЦ во Владивостоке 05:37, Общество В онкоцентре Блохина опровергли сообщения СМИ об увольнении 25 врачей 05:12, Общество Facebook остановил работу приложений из-за скандала с Cambridge Analytica 04:41, Технологии и медиа Нефть Brent показала максимальный недельный рост с начала года 04:29, Экономика «Зенит» не будет оспаривать решение РФС по Кокорину 03:52, Спорт Власти назвали возможную причину пожара в торговом центре Владивостока 03:30, Общество МИД Украины ответил на сообщения о давлении Трампа на Зеленского 03:20, Политика Байден предложил Трампу обнародовать запись разговора с Зеленским о сыне 03:10, Политика Появилось видео горящего торгового центра во Владивостоке 02:37, Общество
Газета
Каждый десятый прислушивается к мошенникам
Газета № 123 (3078) (2308) Финансы,
0
Каждый десятый прислушивается к мошенникам
Эксперты назвали долю россиян, потерявших деньги на телефонном воровстве
Треть россиян сталкивались с телефонным мошенничеством, но почти никто не обращался в правоохранительные органы, свидетельствует опрос, проведенный по заказу «Лаборатории Касперского»
Фото: Андрей Гордеев / ТАСС

Почти каждый десятый россиянин (около 9%) терял значительную для себя сумму денег из-за телефонного мошенничества, а каждый третий (33%) признался, что он или его близкие сталкивались с таким мошенничеством, показало исследование «Лаборатории Касперского», результаты которого есть у РБК. При этом только 4% респондентов обращались в правоохранительные органы с целью привлечь к ответственности грабителей.

Опрос был проведен в июне 2019 года компанией OMI по заказу «Лаборатории Касперского». В ходе исследования были опрошены 1 тыс. россиян. «Опрос репрезентирует онлайн-население России, в первую очередь крупные города. Опрос был проведен среди людей в возрасте 18–55+ лет. Опрашивались жители всех восьми федеральных округов России», — отметил представитель «Касперского».

По данным «Лаборатории Касперского», более 90% звонков банковским клиентам с информацией о подозрительной операции по карте совершают мошенники. Обычно мошенничество происходит по следующей схеме: клиенту звонят с использованием программ для подмены номера либо с номера, который раньше действительно принадлежал банку, представляются сотрудниками финансовой организации и выманивают пароли или коды для входа в личный кабинет или подтверждения перевода денег.

Каждый пятый (21%) никак не защищает свой телефон от подозрительных звонков. Половина респондентов (51%) ответили, что не берут трубку, если видят на экране неизвестный номер, показал опрос. Еще 17% россиян используют специализированное ПО для защиты от спама и мошенничества, а 37% — встроенные возможности телефона, например черные списки.

По данным Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ) Банка России, в 2018 году объем несанкционированных операций по картам вырос на 44% и составил 1,4 млрд руб. Более 80% хищений денежных средств у клиентов банков производится с использованием методов социальной инженерии, когда мошенники звонят жертвам и представляются сотрудниками банка, предлагающими услуги, или службы безопасности, которая якобы обнаружила подозрительную активность, подсчитали в Group-IB. О том, что это самый распространенный тип атаки, говорят и в ЦБ: «Большая часть хищений со счетов физических лиц совершается через получение мошенниками несанкционированного прямого доступа к электронным средствам платежа либо побуждение владельцев средств самостоятельно совершить перевод в пользу мошенников путем обмана или злоупотребления доверием (с использованием методов социальной инженерии)». По данным МВД, в 2018 году было зарегистрировано почти 43 тыс. случаев телефонного мошенничества.

Активизация мошенников

В последние 12 месяцев количество мошеннических звонков увеличилось во много раз, говорит ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов. В течение 2018 года банки ежемесячно сталкивались в среднем с 3 тыс. атак с использованием социальной инженерии, отмечала Group-IB.

«Лаборатория Касперского» в последнее время наблюдает активное использование информации о клиентах из украденных баз данных и применение средств автоматизации, например, пользователь слышит записанное сообщение о якобы зафиксированной мошеннической операции; если он ее не совершал, просят нажать клавишу «1», и уже после этого с клиентом начинает разговаривать мошенник. Весной 2019 года Group-IB зафиксировала новую волну атаки, в ходе которой мошенники звонили своим жертвам и вынуждали установить на мобильное устройство программу удаленного доступа TeamViewer, чтобы получить доступ к онлайн-банкингу. Таким способом злоумышленники могут похищать у клиентов крупных банков в среднем от 6 млн до 10 млн руб. каждый месяц, оценивала Group-IB.

Для борьбы с социальной инженерией ЦБ недавно выпустил рекомендации для банков, которые усиливают контроль за операциями, совершаемыми без согласия клиента. Они должны будут передавать платежным системам дополнительные данные получателя средств, чтобы быстрее отслеживать несанкционированные переводы между физлицами.

Социальная инженерия, к которой относится и телефонное мошенничество, составляет значительную долю всего мошенничества против клиентов банков, отмечает пресс-служба Сбербанка: «В зависимости от периода ее доля может превышать 85%».

В банке «Открытие» доля клиентов, пострадавших от телефонного мошенничества, значительно ниже, чем представленная в опросе «Лаборатории Касперского», при этом они крайне редко обращаются в правоохранительные органы, сказал РБК директор департамента информационной безопасности «Открытия» Владимир Журавлев. Рост мошенничества с использованием социальной инженерии с начала 2019 года фиксирует Райффайзенбанк, сообщила его пресс-служба.

«Социальная инженерия, придя несколько лет назад на смену скиммингу, действительно стала сейчас самым распространенным способом мошенничества в отношении клиентов банка. Мы ежедневно фиксируем попытки подобных атак. Подавляющее большинство из них не заканчиваются успехом для злоумышленников благодаря нашей многоуровневой системе защиты», — сказал РБК вице-президент, директор по безопасности Почта Банка Станислав Павлунин. Другие крупнейшие банки не ответили на вопросы РБК.