Лента новостей
Врачи в Чувашии позвали антиваксеров посетить «красные зоны» госпиталей 05:01, Общество Повышение зарплаты оказалось для россиян важнее адекватных начальников 05:00, Общество Конец эпохи «уверенных пользователей»: как улучшить свои цифровые навыки 04:57, Совместный проект Глава РФПИ назвал способ борьбы с новыми мутациями коронавируса 04:44, Общество В Роспотребнадзоре назвали главные симптомы при омикрон-штамме COVID-19 04:37, Общество Deutsche Bank спрогнозировал главные тренды 2022 года 04:13, Экономика Палестина призвала Россию созвать мирную конференцию по Ближнему Востоку 04:11, Политика Кто сможет выиграть кофемашину. Видео-тест 03:51, РБК и Coffesso Глава МИД Украины назвал условие для уступок в переговорах с Россией 03:45, Политика Глава РФПИ отреагировал на угрозу возможных санкций США и ЕС 03:32, Политика «Молдовагаз» сообщил о ежедневных выплатах «Газпрому» 03:03, Экономика Как выглядит крепость в России, где снимали «Шерлока Холмса» 02:41, Совместный проект Трутнев отчитал трех губернаторов из-за низкого уровня вакцинации 02:36, Общество Экс-председателя думы Чукотки задержали в Анадыре 02:13, Политика Глава РФПИ назвал «Спутник V» самой безопасной вакциной в мире 01:51, Общество В Верховной раде назвали сумму невыплаченных пенсий жителям ДНР и ЛНР 01:42, Общество NYT сообщила подробности посадки Ryanair с Протасевичем в Минске 01:42, Политика Зачем Ивановская область развивает коноплеводство 01:33, РБК и Ивановская область Семак рассказал об упущенной победе в матче с «Челси» 01:31, Спорт Пентагон понадеялся на применение Киевом ПТРК Javelin только для обороны 01:09, Политика Кто занял наиболее важные министерские посты в правительстве Германии 01:00, Политика «Барселона» впервые за 21 год не вышла в плей-офф Лиги чемпионов 00:57, Спорт Матч еврокубка отменили из-за вспышки COVID в «Тоттенхэме» 00:54, Спорт «Роскосмос» назвал стоимость путевки на Восточный 00:38, Политика Грызлов заявил об отказе Киева согласовывать статус Донбасса с ДНР и ЛНР 00:37, Политика Секреты атомного машиностроения: когда реальность круче мифов 00:20, РБК и Атомэнергомаш Муратов призвал отдавать коррупционные деньги на благотворительность 00:10, Общество Матч команды Миранчука в Лиге чемпионов перенесен из-за снегопада 00:03, Спорт
Газета
«Саратовские авиалинии» ушли на второй круг
Газета № 087 (2811) (2105) Бизнес,
0

«Саратовские авиалинии» ушли на второй круг

Региональная авиакомпания отказалась от прекращения полетов
Спустя три месяца после катастрофы в Подмосковье «Саратовские авиалинии» заявили о прекращении работы, а на следующий день — о продолжении полетов. РБК разбирался в последствиях этого решения для рынка региональных перевозок
Фото: Денис Жабкин / ТАСС
Фото: Денис Жабкин / ТАСС

Уходят, но не прощаются

«Саратовские авиалинии» 17 мая заявили о прекращении деятельности компании с 31 мая и досрочном увольнении сотрудников с 18 июля. Причину компания объяснила требованием Росавиации.

11 февраля самолет Ан-148 «Саратовских авиалиний» разбился в Подмосковье почти сразу после вылета из аэропорта Домодедово, 71 ​​человек погиб. После этого в отношении авиакомпании начались проверки, в результате которых Росавиация ограничила срок действия сертификата эксплуатанта сначала до 27 апреля, а затем до 30 мая. До этого времени авиакомпания должна была устранить замечания регулятора (конкретные претензии стороны не раскрывали).

Представитель компании заявил, что она выполнила все требования Росавиации и «приняла все меры по исправлению в установленный срок всех замечаний». «Все несоответствия были устранены, отчеты были приняты Росавиацией и ее подразделениями», — говорится в сообщении компании, разосланном 17 мая. Однако регулятор принял решение о запрете продаж авиабилетов и тем самым «фактически обрек одно из старейших авиапредприятий России на гибель», сообщила компания.​

Отправка отчетов не означает, что «Саратовские авиалинии» устранили все нарушения, рассказал представитель Росавиации. Именно потому, что замечания остались, ведомство и попросило прекратить продажу билетов с 31 мая, объяснил он. Впрочем, уже в пятницу, 18 мая, авиакомпания заявила, что состоялось экстренное заседание ее совета директоров, на котором был рассмотрен вопрос выполнения требований госорганов технического надзора и регулирования авиационной деятельности в целях снятия ограничений сертификата эксплуатанта. Компания решила не прекращать полеты и возобновила продажи билетов в обычном порядке (правда, только внутри России). Билеты на сайте авиакомпании с отправлением после 31 мая действительно можно купить. «В настоящий момент в Росавиации рассматривается заявка АО «Саратовские авиалинии» о снятии ограничений с сертификата эксплуатанта. Решение должно быть принято не позднее 27 мая 2018 года», — говорится в сообщении компании. Сохранение рабочих мест и высокопрофессионального коллектива авиакомпании является приоритетной задачей совета директоров, отметили в компании.

Между Росавиацией и «Саратовскими авиалиниями» было уже несколько публичных споров. Например, в апреле глава Росавиации Александр Нерадько обвинял авиакомпанию в безответственности, из-за того что, подав заявку на снятие ограничений, компания в нее вписала имена пилотов, погибших в февральской катастрофе. В апреле же Росавиация обвинила руководство перевозчика в безответственном отношении к безопасности полетов. ​В итоге ведомство предложило руководству добровольно прекратить работу авиакомпании и «сосредоточиться исключительно на аэропортовой деятельности». «Саратовским авиалиниям» принадлежит единственный аэропорт в Саратове.

Последствия крушения пассажирского Ан-148 в Подмосковье. Фоторепортаж Самолет пропал с радаров спустя несколько минут после вылета из аэропорта Домодедово. Ан-148 упал недалеко от села Степановское в Раменском районе Подмосковья. Фото: Станислав Красильников / ТАСС Двигатели самолета работали вплоть до столкновения с землей, рассказал РБК источник, знакомый с ходом расследования. Эту информацию подтвердил собеседник из МЧС. К 18:50 мск МЧС удалось обнаружить тела двух погибших и обломки фюзеляжа. Еще 15 фото
Фотогалерея

Недостатки, влияющие на уровень безопасности полетов, которые выявила Росавиация, «в настоящий момент устраняются авиакомпанией», сообщила РБК представитель Минтранса. При необходимости специалисты авиационных властей готовы оказывать консультационную помощь перевозчику в этом вопросе, добавил он. По его словам, «для анализа ситуации» в ближайшее время в Минтрансе состоится совещание с участием заинтересованных сторон.

Смена вывески

После авиакатастрофы «Саратовские авиалинии» заявили о смене бренда. 12 апреля в интервью ТАСС гендиректор авиакомпании Игорь Натыкан сообщил, что компания будет работать под маркой «Иволга». Авиакомпания «Сибирь» после авиакатастрофы в 2006 году также сменила бренд, которым пользовалась 14 лет, на S7.

Шантаж аэропортом

Вслед за заявлением о прекращении деятельности руководство «Саратовских авиалиний» предупредило, что может закрыть аэропорт Саратова. Первый заместитель гендиректора авиаперевозчика Михаил Герасименко сказал агентству ТАСС, что без авиационного бизнеса у предприятия не будет денежных средств для поддержания аэропорта, поэтому он будет закрыт. Однако правительство Саратовской области «приложит все усилия, чтобы избежать закрытия», сказал РБК замминистра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Сергей Балакин. По его словам, в крайнем случае могут быть запущены автобусы до аэропорта Курумоч в Самарской области (около 450 км от Саратова).

Аэропорт Саратова
Аэропорт Саратова (Фото: Сергей Лаврентьев / Лори)

Аэропорт Саратов-Центральный расположен в Кировском районе города. Его пассажиропоток за 2017 год увеличился на 11,1%, до 481,5 тыс. человек. Он может принимать небольшие самолеты типа Як-40, Як-42, Bombardier CRJ 100/200, Embraer ERJ-145, Embraer E-190, Sukhoi Superjet 100, а также вертолеты всех типов.

Старший аналитик группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин отметил, что в 2017 году у авиакомпании значительно снизилась операционная рентабельность, денег хватило только на покрытие операционных расходов и лизинг. «Снижение рентабельности было свойственно многим авиакомпаниям в 2017 году: с одной стороны, выручка растет из-за роста объема перевозок, с другой — ее ограничивает сильная ценовая конкуренция на рынке», добавил он. По данным системы СПАРК, выручка «Саратовских авиалиний» в 2017 году возросла на 51%, до 5,73 млрд руб., а чистая прибыль сократилась на 18,7%, до 123,4 млн руб.

Руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров отметил, что заявление «Саратовских авиалиний» о возможном закрытии аэропорта «сродни шантажу». По его словам, аэропортовая деятельность прибыльная, в том числе в Саратове. А в случае ухода «Саратовских авиалиний», которые получают более выгодные условия от этого аэропорта, компанию заменят другие перевозчики, что может привести к увеличению числа рейсов и, соответственно, к росту денежного потока, предположил он.

С ним согласился источник в профильном ведомстве: это попытка давления. Но уже в следующем году такого рычага у руководства авиакомпании не будет, потому что в Саратове откроют новый аэропорт, в 50 км от города, добавил собеседник РБК. Строительство инфраструктуры финансируется за счет федерального и регионального бюджетов (9,6 млрд руб.), а за аэровокзальный комплекс отвечает компания «Аэропорты Регионов» Виктора Вексельберга (7,7 млрд руб.). Его пропускная способность должна составить 1 млн человек в год.

Замена для Саратова

У «Саратовских авиалиний» 31 уникальный маршрут, по которым не летает больше ни одна компания, подсчитали в билетном агентстве OneTwoTrip. В основном это региональные направления в обход Москвы.

«В случае остановки деятельности большая часть этих направлений должна заинтересовать другие авиакомпании, имеющие аналогичный по вместимости воздушный флот», — считает директор авианаправления OneTwoTrip Леонид Рябоштан. Роман Гусаров также уверен, что в случае ухода «Саратовских авиалиний» их место быстро займут другие игроки. Министерство сейчас ведет переговоры с другими авиаперевозчиками, приглашая их к сотрудничеству, а также с Росавиацией, рассказал Балакин.

Часть маршрутов «Саратовских авиалиний» уже заместили другие авиакомпании, после того как Росавиация запретила эксплуатацию самолетов Ан-148. Например, из Кирова в Москву начал летать «Руслайн», а из Орска в Москву — «Нордавиа». В этих авиакомпаниях пока не ответили на запросы РБК. А представители аэропортов Емельяново (Красноярск) и Минеральные воды сказали РБК, что «Саратовские авиалинии» не предупреждали их о прекращении полетов.

По итогам 2017 года «Саратовские авиалинии», которые принадлежат Аркадию Евстафьеву, выпускнику высшей академии КГБ СССР, перевезли более 796 тыс. человек, по этому показателю компания занимает 19-е место среди российских перевозчиков. «Региональных перевозчиков будет становиться все меньше, и останутся те, у кого есть невыгодные для крупных авиакомпаний маршруты», — отметил аналитик «Атон» Михаил Ганелин. Вместе с тем предложение Минтранса об обнулении НДС на маршрутах в обход Москвы может поддержать региональные авиакомпании, добавил он. Именно в этой нише такие крупные игроки, как «Аэрофлот», не смогут конкурировать с региональными компаниями, поскольку у них разные бизнес-модели, считает эксперт. Представитель «Аэрофлота» не ответил на запрос РБК.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отметил, что уход любого участника рынка ведет к сокращению конкуренции и негативно отражается на клиентах. Однако и «Саратовские авиалинии», и «ВИМ-Авиа», которая прекратила полеты в октябре 2017 года, были небольшими компаниями, и их пассажироп​оток распределится не в пользу какого-то одного игрока, а между несколькими, считает эксперт. По его словам, сейчас региональные маршруты активно развивают S7, «Руслайн», «ИрАэро» и другие перевозчики, которые конкурируют между собой. Более того, на некоторых региональных направлениях есть еще и сильная конкуренция с другими видами транспорта, отметил Пантелеев.