Лента новостей
Ветер в Москве повалил более десяти деревьев и ограничил работу трамваев 18:15, Общество Эксперты предупредили о подорожании автомобилей в России 18:08, Экономика Левандовски повторил 49-летний рекорд Бундеслиги 17:59, Спорт В Самарской области 16 грузовых вагонов сошли с рельсов 17:48, Общество Туроператоры оценили влияние выборочного возобновления рейсов на турпоток 17:43, Общество Умер академик и научрук Центра им. Бурденко Александр Потапов 17:23, Общество Учащимся казанской гимназии предложат закончить учебный год досрочно 17:21, Общество Футболиста «Спартака-2» госпитализировали после удара мячом в голову 17:18, Спорт В Петербурге умер пианист Марк Бек 17:17, Общество Ибрагимович пропустит чемпионат Европы по футболу 17:09, Спорт В Госдуме заявили о технических возможностях ограничения работы WhatsApp 17:02, Технологии и медиа Гаага отказала «Когалымавиа» в признании чартеров в Египет инвестициями 16:55, Общество Венесуэла зарегистрировала вакцину «Спутник Лайт» 16:54, Общество Израильская армия разрушила многоэтажку в секторе Газа 16:52, Общество Дзюба стал многодетным отцом 16:48, Спорт На Кипре возбудили первое уголовное дело по выдаче «золотых паспортов» 16:27, Политика СМИ узнали об интересе «Шальке» к главному тренеру «Динамо» 16:17, Спорт Какие космические явления и объекты можно увидеть с территории России 16:16, РБК и ПСБ В Москве «заминировали» вокзалы и автостанции 16:15, Общество Генсек НАТО заявил о готовности альянса к диалогу с Россией 16:03, Политика Bloomberg узнал о получении Мелиндой Гейтс после развода акций на $3 млрд 15:57, Общество Суд арестовал подозреваемого в убийстве школьницы в Нижегородской области 15:42, Общество В Петербурге полиция задержала участников массовой драки 15:28, Общество Смартфон собирает данные: как их сохранить 15:26, РБК и M.Video «Крылья Советов» и «Нижний Новгород» сыграют в следующем сезоне РПЛ 15:11, Спорт Крупнейшее с 2014-го обострение палестино-израильского конфликта. Главное 15:06, Политика ХАМАС заявил о запуске нескольких десятков ракет в сторону Тель-Авива 15:03, Политика Что такое Теория U или как принимать решения в условиях неопределенности 15:00, Экономика инноваций 
Газета
На семь бед — зеркальный ответ
Газета № 070 (2794) (1904) Общество,
0

На семь бед — зеркальный ответ

Чем грозят телеканалу RT расследования британского медиарегулятора
Британский регулятор в области коммуникаций может лишить лицензии вещающий в Великобритании российский телеканал RT: в освещении событий в Солсбери канал не был беспристрастным, чем нарушил лицензионный кодекс, считает регулятор
Фото: Илья Питалев / РИА Новости
Фото: Илья Питалев / РИА Новости

В среду, 18 апреля, стало известно о том, что Государственный комитет по телевидению, радиовещанию и почтовой связи Великобритании (Ofcom) начал семь новых расследований в отношении ряда программ вещающего в Британии российского телеканала RT. Медиарегулятор, как следует из сообщения его пресс-службы, считает, что российский телеканал нарушил правила объективности, освещая «дело Скрипаля».

В поле зрения Ofcom попали семь выпусков новостных и документальных программ RT, вышедших в эфир с 17 марта по 16 апреля. Претензия к ним одна — они не соответствуют лицензионному кодексу Ofcom, поскольку сообщаемая в них информация не является беспристрастной. «После событий в Солсбери мы наблюдаем значительное увеличение числа программ RT, которые требуют расследования на предмет потенциальных нарушений вещательного кодекса», — констатирует Ofcom, обещая обнародовать результаты расследования «так скоро, насколько это возможно».

Узок круг этих зрителей

Программы RT не пользуются популярностью у британских зрителей, свидетельствуют данные британского телеизмерителя BARB. Например, на неделе 2–8 апреля ежедневная аудитория российского вещателя равнялась в среднем 136 тыс. человек. Средняя продолжительность просмотра программ RT в неделю равнялась всего одной минуте. Доля канала в общем телесмотрении — 0,04%.

В 2017 году из федерального бюджета АНО «ТВ-Новости», управляющей вещанием RT в разных странах, были выделены более 17,5 млрд руб. (без учета затрат на запуск франкоязычного канала), план на 2018 год — 19,2 млрд руб.

Если нарушения лицензионного кодекса будет подтверждено, Ofcom может либо просто опубликовать заключение о нарушении, потребовать у телеканала рассказать о своем решении в эфире или наложить штраф. Его размер может составить как несколько сотен тысяч фунтов стерлингов, так и несколько миллионов. Факторы, которые учитываются при расчете суммы штрафа, изложены на сайте регулятора: во внимание принимается серьезность нарушения, получил ли нарушитель дополнительную выгоду и т.д. Например, в марте 2017 года Ofcom оштрафовал компанию — поставщика телекоммуникационных услуг BT на рекордные £42 млн. Расследование показало, что компания занижала размеры компенсационных выплат за задержки в работе высокоскоростных интернет-линий.

Наконец, Ofcom может отозвать у телеканала лицензию на вещание. Такой прецедент уже был: в 2012 году регулятор лишил лицензии Iran’s Press TV, после того как установил, что редакционная политика иранского телеканала осуществлялась в тегеранской, а не в лондонской редакции.

Как российские дипломаты покидают посольство в Лондоне. Фоторепортаж Высланные дипломаты покинули российское посольство в Лондоне 20 марта.  Решение выслать 23 российских дипломата было принято после обвинений России в причастности к отравлению бывшего разведчика Сергея Скрипаля в Солсбери. В аэропорт направилось более десятка машин и микроавтобусов с сотрудниками российского посольства. Всего Великобританию покинули 80 человек — дипломаты и члены их семей. Еще 3 фото
Фотогалерея

В зависимости от репутации

Меры, которые примет Ofcom, будут зависеть от репутации RT, говорится в сообщении регулятора. В пресс-службе RT, в свою очередь, отметили, что редакционный подход телекомпании не изменился после инцидента в Солсбери и вещатель обсудит данный вопрос с Ofcom. «Мы рады, что Ofcom признает, что RT следовал лицензионному кодексу так же, как другие вещатели. Это позволяет поставить точку в отношении всех дискредитирующих политических заявлений и обвинений, звучащих в адрес нашего телеканала», — говорится в сообщении российского телеканала.

Как RT нарушал лицензионный кодекс Ofcom

С 2011 года Ofcom 15 раз уличал RT в нарушении лицензионного кодекса. Из них восемь раз претензии заключались в пристрастности распространяемой информации. В частности, в 2014 году регулятор усмотрел нарушения сразу в четырех сюжетах RT, связанных с освещением украинского кризиса. Претензии британского регулятора заключались в том, что телеканал представляет события на Украине исключительно с позиции российских властей.

Нарушение правил объективности RT требует доказательств, отмечает юрист в области международного права Александр Сковородко. В противном случае, по словам эксперта, в действиях Ofcom можно усмотреть наличие цензуры, то есть нарушение ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В этой статье, поясняет Сковородко, говорится, каждый имеет право свободно выражать свое мнение, в том числе распространять информацию без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей. Правда, в п. 2 этой статьи говорится также о возможных ограничениях или даже санкциях, но лишь в тех случаях, когда речь идет об интересах национальной безопасности или общественного порядка, для защиты репутации и прав других лиц. Если RT своими действиями ничего такого, что выходило бы за эти рамки, не предпринимала, то в случае отзыва лицензии у телекомпании будут основания для обращения в Европейский суд по правам человека, который следит за соблюдением этой конвенции.

Зеркальные меры

В середине марта Ofcom уже допускал отзыв лицензии у RT, если британские власти докажут причастность России к отравлению бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в городе Солсбери. Тогда регулятор направил в АНО «ТВ-Новости», держателя лицензии на вещание RT в Великобритании, письмо, в котором сообщил, что, если следствие установит «неправомерное применение силы» Москвы против Британии, Ofcom проверит RT на соответствие стандартам вещания.

Тогда, в марте, официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что в России не будет работать ни одно британское СМИ, если Великобритания примет решение об отзыве лицензии у телеканала RT.
Дать «зеркальный» ответ в отношении британских СМИ, если будет ограничено вещание RT, обещал и спикер Госдумы Вячеслав Володин.

В среду, 18 апреля, ждать зеркальных мер на начатое Ofcom в отношении RT расследование рекомендовал и заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин. Детали уточнить он отказался.

В России не осталось иностранных СМИ как таковых, напоминает управляющий партнер Коллегии медиа-юристов Федор Кравченко. С января 2016 года закон «О СМИ» запрещает иностранцам владеть более 20% в компании-учредителе любого российского СМИ. В результате зарубежные медиакомпании либо ушли из России (немецкая Axel Springer, американская NBCUniversal и др.), либо передали свой бизнес местному партнеру (американские Discovery Communications, Turner Broadcasting System, немецкие Burda и Bauer Media).

При этом британские медиа от законодательных ограничений не пострадали — у них просто не было и нет в России своих зарегистрированных СМИ. У русской службы BBC лицензия на СМИ была приостановлена еще несколько лет назад по решению ее учредителей. Русскоязычный сайт bbcrussian.com (bbc.com/russian) как СМИ в России не зарегистрирован. Свидетельство о регистрации англоязычного телеканала BBC World News оформлено через структуру его дистрибьютора в России — Universal Communications. В пресс-службе BBC World отказались комментировать то, «что пока не произошло».

Основные «симметричные меры» могут заключаться в запрете дистрибьюторам ретрансляции и блокировке сайтов британских СМИ в России, полагает Кравченко.

В исследовательской компании Mediascope сообщили, что не могут дать данные об аудитории телеканала BBC World News и сайта bbcrussian.com, поскольку цифры слишком малы, чтобы их анализировать.