Лента новостей
В Москве началось слушание дела о взятках на ₽65 млн против генералов МВД 06:46, Статья В Брянской области сработала ПВО 06:43, Новость Три северные страны договорились создать военно-транспортный коридор 06:15, Новость В ВСУ заявили о чрезвычайно тяжелой ситуации в «городе-ключе» к Донбассу 06:12, Статья Фатальные ошибки: как правильно торговать на маркетплейсах 05:52 Зеленский заявил о расчете на солнечную энергию на фоне потери генерации 05:41, Новость Песков ответил на вопрос о встрече министров обороны России и КНДР 05:27, Новость Власти Кубани сообщили о пожаре и повреждениях на Ильском НПЗ 04:54, Статья Япония ввела санкции против руководства ЦИК, АЛРОСА и «Микрона» 04:30, Статья Пентагон не увидел необходимости менять боеготовность своих ядерных сил 04:08, Новость Четыре человека пострадали после массированной атаки дронов на Кубань 03:58, Новость Handelsblatt узнала о тайном предложении Шольца США по «Северному потоку» 03:55, Статья Трамп пообещал грин-карты всем иностранным выпускникам колледжей в США 03:40, Новость Призывавшего к захвату власти на границе с КНР жителя Приморья арестовали 03:21, Статья СК установил личности 131 боевика по делу об атаке на Ингушетию 03:09, Новость В Краснодарском крае сообщили о массированной атаке беспилотников 02:42, Статья FT рассказала, как Россия продвигает влияние через мирный атом 02:26, Статья «Лаборатория Касперского» пообещала сохранить связи с партнерами в США 02:21, Новость
Газета
Агрегаторы наехали на частный извоз
Газета № 022 (2746) (0702) Бизнес,
0

Агрегаторы наехали на частный извоз

Эксперты проанализировали российский рынок такси
Объем рынка такси в 2017 году превысил 575 млрд руб. Благодаря распространению агрегаторов такси доля частных перевозчиков сократилась до 14%, а легальные услуги становятся более привлекательными для населения
Фото: Олег Яковлев / РБК
Фото: Олег Яковлев / РБК

В 2017 году объем рынка такси в России составил 575 млрд руб., говорится в исследовании, проведенном аналитическим центром при правительстве России (копия есть у РБК). Последний раз такое исследование центр проводил в 2015 году. Тогда объем рынка был оценен в 441 млрд руб., то есть рост составил 14,2% в среднем в год. Количество работников, занятых в сфере такси, увеличивалось в среднем на 25% в год и по итогам 2017 года составило 584 тыс. человек.

При этом объем рынка нелегальных такси сокращался в среднем на 20% в год и в прошлом году составил 75 млрд руб., а количество «серых» таксистов снизилось до 82 тыс. человек в 2017 году против 118 тыс. в 2015-м. «В рамках исследования ВЦИОМа поведения клиентов такси отмечено, что наиболее важными критериями являются время подачи и стоимость поездки, — указывает в своем исследовании аналитический центр при правительстве. — Все большее количество потребителей предпочитает осуществлять заказ такси, вместо того чтобы ловить машину на улице, что как раз объясняется более оперативной подачей машины и более конкурентной ценой».

Наибольшее количество легальных таксистов в Центральном федеральном округе (ЦФО). Из 466,7 тыс. разрешений на таксомоторную деятельность на ЦФО приходится 114 тыс., далее следуют Поволжье (78 тыс. разрешений) и Северо-Западный федеральный округ (54 тыс.). Меньше всего разрешений выдано в Северо-Кавказском федеральном округе — 14 тыс.

В Москве, по данным центра, оперативность подачи автомобиля снизилась с десяти минут в 2015 году до четырех-пяти минут в конце 2017-го. При этом средняя стоимость 1 км поездки по городу в 2017 году увеличилась по сравнению с 2016 годом, но осталась ниже, чем в 2015 году (менее 40 руб.). Средний чек снижается несколько лет подряд за счет увеличения доли коротких поездок.

Количество аварий с участием такси увеличилось с 1166 в 2015 году до 1604 в 2017 году, указывают авторы исследования, но в относительном выражении (количество аварий к числу активных разрешений на таксомоторную деятельность) аварийность снизилась с 0,31 до 0,28%.

В исследовании отмечается, что увеличение доли агрегаторов (сейчас — 32,8% рынка) сделало такси доступным большему количеству потребителей. Крупнейшим игроком с долей 12,3% авторы исследования назвали группу компаний «Везёт», созданную в результате объединения сервисов заказа такси Fasten Russia (работает под брендами «Сатурн» и RedTaxi) и «Везёт» (бренды RuTaxi, «Лидер», «Везёт»). Далее следует «Яндекс.Такси», которое сейчас проводит сделку по объединению с бизнесом Uber в странах СНГ. Долю объединенной структуры центр оценил в 10,4%. У компании Maxim — 7,6% рынка, у Gett — 2,5%.

Увеличение рыночной доли агрегаторов, использующих безналичные системы расчета и ориентированных на работу с таксистами, имеющими специальные разрешения, способствует легализации рынка. Специальные тарифы агрегаторов такси на поездки в аэропорты и на вокзалы и из них вместе с усилением контроля за деятельностью нелегальных такси в этих транспортных узлах приводят к снижению прибыльности нелегального извоза и переходу водителей в легальный сегмент.

По словам представителя группы «Везёт» Александра Костикова, количество таксистов может быть существенно больше, чем говорится в исследовании. «Очень большая текучка кадров, многие таксисты работают на непостоянной основе со свободным графиком, поэтому довольно сложно выяснить, сколько точно людей занято в сфере такси. Кроме того, сейчас документы выдаются на автомобиль, и на нем может ездить сразу несколько водителей», — рассуждает он. Дальнейшему развитию рынка, по мнению Костикова, могло бы способствовать включение профессии таксиста в список «самозанятых профессий» наравне с нянями или репетиторами, что позволит сотням тысяч людей легализоваться.

Представители компаний «Яндекс.Такси», Uber и Gett отказались комментировать результаты исследования. Связаться с представителем Maxim не удалось. 

Такси для футбольных болельщиков

Как отмечается в исследовании аналитического центра при правительстве, только аккредитованные такси смогут обслуживать пассажиров в непосредственной близости от стадионов, на которых будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году. Таксомоторным компаниям нужно будет пройти дополнительную аккредитацию, которая начнется в первой половине 2018 года. Чтобы получить ее, таксомоторным компаниям нужно будет соответствовать нескольким требованиям. В частности, автомобили не должны быть старше четырех лет. Кузов московских машин должен быть желтого цвета, подмосковных — белого с желтой и серой полосами. Такси должно быть оснащено опознавательным фонарем на крыше, цветографической схемой, желтым государственным регистрационным знаком, в салоне должна быть размещена информация о водителе и тарифах. У водителей не должно быть неоплаченных штрафов. Таксомоторным компаниям рекомендуют принять единый подход к ценообразованию на маршруты до аэропортов, вокзалов, стадионов, фан-зон, гостиниц.