Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте www.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Лента новостей
Саудовская Аравия призвала Катар отправить войска в Сирию 04:52, Политика Сенат США назначил генерала Накасоне на пост главы АНБ 04:28, Политика Разработчик рассказал о планах поднять в небо новый Ту-22МЗМ в августе 03:40, Бизнес Вице-президент «Роснефти» Елена Завалеева вошла в правление компании 03:37, Бизнес СМИ узнали об интересе агрохолдинга семьи Ткачева к активу экс-главы ПСБ 03:11, Бизнес Росгвардия наградила спасшего детей при нападении на школу ученика 02:46, Общество В совет директоров крупнейшего автодилера вернется его основатель 01:44, Бизнес Президент Абхазии отправил в отставку премьер-министра республики 01:44, Политика В Москве при столкновении грузовика и двух автомобилей погиб человек 00:56, Общество «Нордавиа» прокомментировала сообщения об отвалившейся отделке в самолете 00:31, Общество Глава правительства Армении объяснил срыв переговоров с Пашиняном 00:12, Политика Совет Федерации подготовит «мягкие» поправки в законопроект о санкциях 00:00, Политика Иностранцы резко сократили кредитование России 00:00, Экономика В Аризоне разбился истребитель ВВС США 24 апр, 23:54, Общество «Ливерпуль» забил «Роме» пять голов в полуфинале Лиги чемпионов 24 апр, 23:38, Спорт Минздрав увидел в установке курилок в аэропортах нарушение Конституции 24 апр, 23:30, Общество Нацбанк Украины выпустит памятную монету с изображением Крыма 24 апр, 23:20, Политика Российские дипломаты покинули резиденцию генконсула в Сиэтле‍ 24 апр, 23:02, Политика Силы ПВО на базе Хмеймим в Сирии сбили «малоразмерные воздушные цели» 24 апр, 22:50, Политика «Уралсиб» и Samsung обсудили новейшие технологии и решения с бизнесом​ 24 апр, 22:49, Партнерский материал АвтоВАЗ поднимет цены из-за колебаний курса рубля 24 апр, 22:21, Бизнес Пашинян отказался от переговоров с главой правительства Армении 24 апр, 22:12, Политика Трамп предложил «другим странам» послать солдат в Сирию 24 апр, 22:05, Политика МИД заявил об «иллюзии безнаказанности» у США из-за системы ПРО 24 апр, 22:00, Политика Полуфинал Лиги чемпионов. «Ливерпуль» — «Рома». Онлайн 24 апр, 21:45, Спорт Мединский попросил Генпрокуратуру расследовать дело о неснятых фильмах 24 апр, 21:40, Общество Гендиректор «дочки» En+ Вячеслав Соломин возглавит группу с 1 мая 24 апр, 21:35, Бизнес Пашинян исключил «вендетту» в отношении властей Армении 24 апр, 21:35, Политика
Почему правительство не начнет реформы в 2018 году
Газета № 226 (2723) (2712) 26 дек 2017, 12:58
0
Олег Буклемишев Почему правительство не начнет реформы в 2018 году
Правительственные тактики привычно ищут ключ к экономическому прорыву «под фонарем», тогда как он скрыт в сфере сложных и затрагивающих влиятельные интересы структурных реформ

В целом макропрогнозисты — как официальные, так и независимые — смотрят в 2018 год с умеренным оптимизмом. Ведущие российские и зарубежные институты оценивают вероятный прирост российского ВВП в пределах 1–2%. Это, разумеется, совсем неплохо по сравнению с рецессией 2014–2016 годов, но практически вдвое медленнее, чем среднемировые темпы экономического роста (3,7%, по прогнозу МВФ на 2018 год).

Низкий потолок

Есть ли и у нас какие-то шансы выскочить на более высокую орбиту экономического развития, чтобы хотя бы не отставать от ускоряющейся глобальной динамики? Рассуждая в терминах потенциального выпуска или максимально достижимых темпов роста, большинство экспертов как раз и указывают на барьерную отметку в 1,5–2%. Они опираются на анализ демографических тенденций и сложившейся технологической структуры российской экономики. Вытолкнуть экономический рост за эти рамки способны разве что цены на нефть.

Действительно, из трех классических составляющих экономического роста — потребления, инвестиций и чистого экспорта — в нынешней России один лишь последний на краткосрочном годовом горизонте может продемонстрировать ускоренные темпы. Напротив, потребление продолжает стагнировать в результате непрерывного многомесячного спада реальных доходов населения, тогда как инвестиционный процесс только-только начал неуверенно выкарабкиваться из провала последних лет.

Но если потолок ожидаемого экономического роста ясен и близок, то его ограничения снизу далеко не так очевидны. Своевременным напоминанием об этом стали неблагоприятные макроэкономические тренды поздней осени: торможение долгожданного прироста инвестиций, переход к снижению промышленного производства, сокращение розничного товарооборота, сжатие объемов располагаемой прибыли, а также увеличение просроченной задолженности предприятий и числа банкротств.

Добавим к этому некоторое число потенциально дестабилизирующих факторов из будущего. Во-первых, цены на нефть могут не только расти, но и падать, причем при нынешних отметках второе гораздо вероятнее первого. В частности, в 2018 году, по-видимому, прекратит свое воздействие на цены (материально и, что гораздо хуже, психологически) соглашение ведущих стран-экспортеров об ограничении добычи. Во-вторых, пока можно только гадать о реальном наполнении заявленного к февралю нового пакета американских санкций, которое может коснуться ключевых секторов российской экономики, контролируемых государством, а также близкими к властной верхушке старыми и новыми «олигархами». В-третьих, выборный год традиционно бывает богат на сюрпризы — прежде всего неприятного для экономики свойства. Все это в совокупности формирует клубок довольно неприятных вызовов для экономической политики государства, чреватых новым срывом в рецессию.

Таким образом, с одной стороны, мы имеем экономический рост, количественно и качественно неудовлетворительный для решения главных задач, стоящих сегодня перед страной, — от повышения конкурентоспособности и благосостояния населения до укрепления безопасности. С другой стороны, даже этот незначительный рост может быть подорван в результате действия неблагоприятных факторов, большая часть которых находится вне нашего контроля.

Жертва качества

Ситуация подталкивает к реализации одновременно мер как модернизационно-стимулирующего, так и консервативно-защитного свойства, которые обычно плохо сочетаются друг с другом. Первая категория обычно не вписывается в готовые шаблоны, не имеет четко выраженных KPI и, соответственно, более рискованна для исполнителей с точки зрения политической ответственности. Так что в нашем случае управленческий выбор, естественно, делается в пользу стандартного набора ортодоксальных стабилизационных политик с четкими числовыми ориентирами. И вот в фискальной сфере торжествует безудержная расходная консолидация в направлении бездефицитности федерального бюджета, а в монетарной области внимание регулятора всецело сосредотачивается на достижении низкой инфляции и удержании ее около таргета средствами процентной политики.

Нет спору, избыточный бюджетный дефицит и повышенная инфляция в целом негативно сказываются на экономике. Однако сегодня несомненные успехи правительства и Банка России в решении этих проблем сопровождаются непропорциональной жертвой качества — с одной стороны, ухудшением структуры расходов и деградацией бюджетной сети, а с другой — накоплением кредитных рисков, фактическим огосударствлением банковской cистемы, что влечет за собой падение рационирующей роли трансмиссионного канала процентной ставки. Некритичное продолжение дрейфа в русле подобной консервативной стратегии в конечном счете парадоксальным образом приведет не к повышению предсказуемости и стабилизации системы, а к ее расшатыванию и «срыву резьбы».

Между тем очевидно, что мастера правительственной тактики привычно ищут ключ к экономическому прорыву «под фонарем», тогда как он на сегодняшний момент скрыт во тьме — в сфере сложных, болезненных и затрагивающих влиятельные интересы структурных реформ. Устойчивый экономический рост с темпами, превышающими 2% в год, может начаться в стране тогда и только тогда, когда благодаря таким реформам будут созданы условия для частных инвестиций. Иными словами, когда предприниматели в массе своей поверят в вероятность реализации такого образа будущего, при котором их вложения в собственный бизнес будут надежно защищены от внеэкономических рисков и смогут окупиться. Новый импульс оптимизма может появиться в людях лишь при условии принципиально иного качества государственных институтов, более всего препятствующих сегодня нормальному экономическому развитию России.

Но это в рамках нынешней системы принятия политико-экономических решений пока кажется немыслимым. Неслучайно первоначально бурная сшибка разношерстных экономических стратегий к концу 2017 года наткнулась на гробовое молчание властей, лишь изредка прерываемое неубедительным маркетингом технократических трюков вроде омолаживающей ротации кадров, проектного подхода к госуправлению или тотальной цифровизации российской экономики. В результате на сегодня не предложено никаких свидетельств того, что будущее после мартовских выборов засверкает для инвестора новыми привлекательными гранями и что «потерянное десятилетие» 2008–2017 годов не пойдет на новый круг.

Об авторах
Олег Буклемишев директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.