Какие налоги не платят пенсионеры в 2026 году: список налоговых льгот

До 1 декабря россиянам надо оплатить ряд налогов, но есть исключение. Пенсионеры полностью или частично освобождены от транспортного, земельного и налога на имущество. Разбираемся в статье, при каких условиях действуют льготы

Yulia Vasilyeva / Shutterstock

Фото: Yulia Vasilyeva / Shutterstock

Какие налоги не платят пенсионеры

Налоги на имущество уплачивают не все категории налогоплательщиков. К льготникам относятся, в частности: пенсионеры, которые получают пенсию от государства, а также предпенсионеры — мужчины, достигшие 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет (ранее возраст выхода на пенсию).

Пенсионеры и предпенсионеры полностью или частично освобождаются от уплаты следующих налогов:

  • на имущество — в отношении определенных видов недвижимости;
  • земельный — если площадь участка не более шести соток, в противном случае — налог начисляют на сумму превышения;
  • транспортный — льготы устанавливают местные власти на уровне региона: освобождаются полностью или на отдельные виды техники;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — не облагаются только пенсионные выплаты и пособия, на вклады и другие доходы налог уплачивается согласно прогрессивной шкале налогообложения.

Если пенсионер не подпадает под полное освобождение от уплаты налогов, то ему придет налоговое уведомление в этом году не позднее 10 октября в личный кабинет налогоплательщика, личный кабинет на «Госуслугах» или будет направлено по почте заказным письмом, если налогоплательщики не имеют доступа к этим сервисам. Срок уплаты налогов за 2025 год — до 1 декабря 2026 года.

Платят ли пенсионеры транспортный налог

Транспортный налог — это ежегодный обязательный платеж, который вносят владельцы зарегистрированных транспортных средств.

Льготы на транспортный налог устанавливают региональные власти. Если в собственности несколько транспортных средств, подпадающих под льготу, то по выбору налогоплательщика. Освобождение от уплаты устанавливается на основании заявления. К заявлению налогоплательщик вправе приложить документы, подтверждающие право на налоговую льготу.

Подробнее о действующих налоговых льготах можно узнать на сайте ФНС России.

Платят ли пенсионеры налог на имущество

Налог на имущество — это обязательный платеж, который платят собственники недвижимости.

Согласно статье 407 Налогового кодекса (НК) пенсионеры не платят налог на имущество на объект каждого типа:

  • жилой дом;
  • квартира или комната;
  • гараж или машино-место;
  • хозпостройка площадью до 50 кв. м;
  • мастерская, ателье или творческая студия.

Важное условие: недвижимость или постройка не должна использоваться в коммерческих целях. Если в собственности несколько объектов каждого типа, то ко второму, третьему и так далее виду имущества можно применять вычет: по 20 кв. м от каждой квартиры, по 10 кв. м от каждой комнаты и по 50 кв. м от каждого дома (статья 403 НК).

Таким образом, налоговая база, с которой рассчитывается налог, снижается на кадастровую стоимость этих долей. Если у пенсионера несколько объектов одного типа, он может выбрать, на какой использовать льготу, но для этого нужно уведомить налоговый орган в личном кабинете на сайте ФНС или в МФЦ.

Кроме того, освобождены от налогообложения объекты недвижимости, расположенные на территориях с режимами ЧП, ЧС или КТО и если в отношении жителей принято решение об эвакуации.

Платят ли пенсионеры земельный налог

Земельный налог — это местный налог, который платят владельцы земельных участков за право ими владеть и использовать.

Пенсионеры и предпенсионеры не платят земельный налог, если в их собственности находится земельный участок площадью шесть соток и меньше. Это касается всех видов земельных участков: садовых, дачных, ИЖС, расположенных на территории России. При этом местные власти могут устанавливать дополнительные льготы.

А также освобождены от налогообложения земельные участки, расположенные на территориях с режимами ЧП, ЧС или КТО и если в отношении жителей принято решение об эвакуации.

Платят ли пенсионеры налог с продажи квартиры

Да, пенсионеры и предпенсионеры платят налог с продажи недвижимости — НДФЛ по ставке 13%, если доход от продажи до ₽2,4 млн, и 15% — если свыше ₽2,4 млн. Если гражданин продал недвижимость и купил новый объект, то налог начисляют на разницу между продажей и покупкой.

В каких случаях пенсионеры могут не платить налог:

  • срок владения больше пяти или трех лет (если жилье унаследовано);
  • недвижимость стоимостью менее ₽1 млн или применен вычет на эту сумму из налогооблагаемой базы;
  • продажа по цене покупки или дешевле.

Этот налог пенсионеры платят наравне с другими категориями налогоплательщиков.

Платят ли пенсионеры налог на вклады

Пенсионеры платят налог на вклады, если процентный доход за календарный год превышает не облагаемую налогом базу в данном налоговом периоде. Правило действует для всех категорий налогоплательщиков. С 2025 года НДФЛ по ставке 13% уплачивает вкладчик, если его инвестиционные доходы составили не более ₽2,4 млн за год, и по ставке 15% НДФЛ — с тех, чей инвестиционный доход превысил ₽2,4 млн.

Необлагаемый доход рассчитывается по формуле:

максимальная ключевая ставка ЦБ за год × ₽1 млн.

При этом максимальное значение ключевой ставки Банка России определяется из действовавших значений на начало каждого месяца (на 1-е число) соответствующего календарного года.

Все процентные доходы человека за год по вкладам и счетам в российских банках суммируются. Из общей суммы вычитается необлагаемый лимит. Если доход превышает этот лимит, НДФЛ начисляется только на сумму превышения. В 2025 году максимальная ключевая ставка на начало месяца составляла 21%. Поэтому необлагаемый процентный доход был равен ₽210 тыс.

Если вклад длинный — более 15 месяцев, то к нему можно применить неизрасходованный необлагаемый лимит в том размере, который остался в предыдущих налоговых периодах.

Какие налоги не платят военные пенсионеры

Военные пенсионеры — это граждане, которые ушли со службы сотрудников силовых ведомств по выслуге лет. В этот перечень входят МВД, Росгвардия, ФСБ, противопожарная служба и уголовно-исполнительная система — то есть все формирования, где предусмотрена военная или приравненная к ней служба.

Ведущий научный сотрудник Института финансовых исследований Финансового университета, эксперт проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф» Марианна Белова рассказала, что военные пенсионеры освобождены от отдельных налогов и страховых взносов в общем случае, если иное не установлено региональным законодательством, а именно:

  • военная пенсия и большинство социальных выплат не облагается НДФЛ;
  • военные пенсионеры, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели (ИП), освобождены от взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) «за себя», а также дополнительных взносов в размере 1% с доходов, превышающих ₽300 тыс. за год. Они платят только часть фиксированных взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС);
  • освобождение от налога на имущество физических лиц в отношении одного объекта недвижимости каждого вида (квартира, дом, гараж, хозяйственная постройка до 50 кв. м), не используемого в рамках предпринимательской деятельности;
  • освобождение от уплаты госпошлины при подаче имущественных исков к федеральным органам пенсионного обеспечения на сумму до ₽1 млн.

«По транспортному налогу с 2022 года действует федеральная льгота (Федеральный закон от 28.11.2025 № 425-ФЗ) — в статью 361.1 НК включена норма по освобождению ветеранов боевых действий от транспортного налога в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика. Данная льгота действует с налогового периода 2022 года и предоставляется в беззаявительном порядке на основании сведений, полученных налоговыми органами от Социального фонда России», — добавила эксперт Белова.

Военные пенсионеры, не имеющие статуса ветерана боевых действий, уплачивают транспортный налог на общих основаниях. Для них возможны только региональные льготы, установленные законами субъектов России, заключила она.

НДФЛ и пенсионеры: что облагается, а что нет

Марианна Белова рассказала, какие выплаты не облагаются налогом на доходы физических лиц:

  • пенсия по государственному пенсионному обеспечению (в том числе военная пенсия по выслуге лет, по инвалидности), страховая пенсия и ее фиксированная выплата, накопительная пенсия;
  • социальные доплаты к пенсии (федеральные и региональные);
  • единовременные адресные выплаты (в том числе материальная помощь) гражданам, отнесенным к категории имеющих право на получение социальной помощи;
  • стоимость путевок (не туристических), оплаченных работодателем;
  • стоимость лечения и медицинского обслуживания за счет работодателя;
  • подарки и материальная помощь от организации в пределах ₽4 тыс. за календарный год;
  • компенсация морального вреда, связанная с телесным повреждением или иным повреждением здоровья по решению суда (письмо Министерства финансов России от 1 апреля 2026 года № 03-04-07/26740).

Доходы пенсионеров, подлежащие налогообложению:

  • негосударственная пенсия, если договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ) заключил работодатель и уплачивал взносы за счет собственных средств, то выплачиваемая пенсионеру негосударственная пенсия считается его доходом и облагается НДФЛ;
  • доходы от сдачи имущества в аренду;
  • доходы от продажи имущества, если оно находилось в собственности меньше минимального предельного срока владения (для недвижимости — пять лет (в отдельных случаях — три года), для иного имущества — три года);
  • сумма процентов по банковским вкладам, превышающая необлагаемый лимит;
  • инвестиционные доходы (от акций, облигаций и паев ПИФов);
  • материальная помощь от работодателя свыше ₽4 тыс. в год;
  • компенсация морального вреда по решению суда, не связанная с физическим здоровьем;
  • выплаченные пенсионеру неустойки и штрафы по решению суда.

Налоговые вычеты для пенсионеров

Налоговый вычет — это сумма, которая уменьшает налоговую базу, то есть величину дохода, облагаемого НДФЛ. Налоговые вычеты делятся на виды и подвиды в зависимости от их целей. Налоговым кодексом предусмотрено семь групп налоговых вычетов.

Налоговым вычетом может воспользоваться пенсионер, который официально трудоустроен или уплачивает НДФЛ с других видов доходов — например, от сдачи в аренду имущества. Пенсия и другие выплаты от государства в расчет не идут, потому что этот доход не облагается НДФЛ.

Кроме того, социальный вычет в отношении расходов на лечение неработающего пенсионера могут получить его супруг или супруга, дети при условии оплаты ими этих расходов и наличия соответствующих доходов, облагаемых НДФЛ.

Как пенсионеру оформить налоговые льготы

ФНС получает данные для расчета налогов от налогоплательщиков, а также от других ведомств и местных органов власти. Если вы хотите заявить к налогообложению другой льготный объект, то нужно подать заявление и уведомить налоговый орган об этом не позднее 31 декабря отчетного года.

Проще всего подать заявление через личный кабинет налогоплательщика в разделе «Каталог обращений», далее — «Оформить льготу» и выберите «Заявление о предоставлении льготы по имущественным налогам».

Частые вопросы о налоговых льготах для пенсионеров

С какого возраста пенсионеры получают налоговые льготы

Пенсионеры получают право на налоговые льготы по достижении предпенсионного возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. По словам финансового эксперта Натальи Жуковой, для тех граждан, которые имеют право на досрочную пенсию (военные пенсионеры и силовики, работники вредных производств, жители Крайнего Севера, пенсионеры по инвалидности), налоговые льготы предоставляются с момента официального назначения пенсии.

Какие налоговые льготы есть у работающих пенсионеров

Работающие пенсионеры пользуются стандартными пенсионными налоговыми льготами, добавила Жукова. «Но могут оформить налоговые вычеты по НДФЛ — так как есть официальный доход, то есть возможность вернуть 13 или 15% налога за покупку жилья, лечение, лекарства и обучение», — пояснила она.

Что делать, если пенсионеру продолжают начислять налог

Необходимо подать заявление о перерасчете через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, через МФЦ, по почте или лично в инспекции ФНС, приложив документы, например выписку из ЕГРН, документ (договор), подтверждение права на льготу (пенсионное удостоверение, справку), посоветовала Марианна Белова. «Если льгота не применена автоматически, необходимо подать заявление. В случае отказа инспекции можно подать жалобу в вышестоящий налоговый орган», — резюмировала она.

Главное о налоговых льготах для пенсионеров

  1. Пенсионеры (получающие государственную пенсию) и предпенсионеры (мужчины от 60 лет, женщины от 55 лет) освобождаются полностью или частично от четырех налогов: на имущество, земельного, транспортного и НДФЛ (частично). Военные пенсионеры имеют те же льготы по имущественному, транспортному и земельному налогу.
  2. Пенсионеры не платят налог на один объект каждого типа: жилой дом, квартиру или комнату, гараж или машино-место, хозпостройку до 50 кв. м, творческую мастерскую. Условие — недвижимость не используется в коммерческих целях.
  3. Пенсионеры и предпенсионеры не платят земельный налог, если площадь участка — не более шести соток. Если участок больше, налог начисляют только на сумму превышения.
  4. Льготы на транспортный налог устанавливают региональные власти — они могут полностью освободить пенсионера от налога или только на отдельные виды техники.
  5. Не облагаются НДФЛ государственная пенсия (по старости, инвалидности, потере кормильца), социальные доплаты к пенсии. Все остальное — зарплата, доходы от аренды и продажи недвижимости, проценты по вкладам, выигрыши — облагается на общих основаниях.
  6. Пенсионеры платят налог с продажи недвижимости наравне со всеми: 13% при доходе до ₽2,4 млн и 15% — свыше этой суммы. Налог не платится, если жилье в собственности больше пяти лет (или трех лет при наследовании), стоимость менее ₽1 млн или продажа по цене покупки новой квартиры.
  7. Налог на вклады пенсионеры платят, если процентный доход за год превышает необлагаемый лимит — в 2025 году он составил ₽210 тыс.
  8. Вычетами может воспользоваться работающий пенсионер или тот, кто платит НДФЛ с других доходов (например, от аренды). Пенсия в расчет не идет, так как не облагается налогом.
  9. Часть льгот предоставляется автоматически, часть — по заявлению. Например, если у пенсионера несколько объектов одного типа, он может выбрать, на какой применить льготу, уведомив налоговую до 31 декабря текущего года.

Читайте «РБК Деньги» в «Максе».