Лента новостей
Месси второй год подряд признали самым ценным футболистом сезона в MLS 19:46, Статья Что такое экзосомы и какую роль они играют в косметологии 19:46 Почему бизнес выбирает light industrial: мнение экспертов и опыт компании 19:43 4 модных бренда, ведущих диалог с аудиторией 19:38 Хельмут Марко покинул команду «Формулы-1» Red Bull после 20 лет работы 19:37, Статья Путин связал рост тарифов ЖКХ с инфляцией 19:36, Новость Ввод торговых центров в Москве в 2026 году упадет в 2,5 раза 19:33, Статья В Москве введут лишь половину от запланированного объема офисов 19:25, Статья В «Альфа-Инвестициях» назвали 4 ключевых тренда на рынке в 2026 году 19:24, Статья Отпуск каждый день: чем привлекает недвижимость с курортной атмосферой 19:24 Как внедрение ПАК влияет на IТ-инфраструктуру банков 19:22 Зеленский заявил, что готов к выборам на Украине 19:19, Статья Зачем компаниям мотивация: анализ российского рынка 19:16 Путин предложил «не размахивать мечом» в законе об иноагентах 19:06, Статья Начните с малого: подборка акций до 1000₽ 19:00 От идеи до практики: как запустить GenAI-трансформацию в IT-компании 18:56 Насколько сильная магнитная буря накроет Землю. Инфографика 18:51, Статья Роль системных интеграторов в цифровизации бизнеса в России. Исследование 18:45
Газета
Ни нефти, ни битума
Газета № 048 (2545) (2103) Бизнес,
0

Ни нефти, ни битума

«Роснефть» сочла​ нерентабельным строительство НПЗ в Грозном
«Роснефть» предложила построить в Чечне битумный завод вместо Грозненского НПЗ мощностью 1 млн т нефти в год, о восстановлении которого просит Рамзан Кадыров. Эксперты и этот проект считают убыточным
Фото: Сергей Карпухин / Reuters
Фото: Сергей Карпухин / Reuters

«Роснефть» сочла​ нерентабельным строительство нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Грозном мощностью 1 млн т нефти в год; Минэнерго поддержало позицию компании, следует из письма заместителя министра энергетики Кирилла Молодцова в аппарат правительства от 1 марта (копия есть у РБК). Вместо этого «Роснефть» предлагает «с целью создания новых рабочих мест в Чеченской Республике» построить более дешевый битумный завод. Его рентабельность также под вопросом, считают эксперты.

Представитель «Роснефти» от комментариев отказался, пресс-секретарь главы Чечни Рамзана Кадырова не ответил на запрос РБК.

Представитель Минэнерго сообщил РБК, что ведомство сформировало свою позицию по Грозненскому НПЗ и направило в правительство, отказавшись от дальнейших комментариев.

Наследник НПЗ имени Ленина

Глава Чечни Рамзан Кадыров добивается с 2010 года строительства НПЗ в республике мощностью 1 млн т в год (0,5 млн т бензина и 0,4 млн т дизельного топлива) с глубиной переработки свыше 90%. Первый нефтеперерабатывающий завод в Чечне построили еще в 1895 году, переименованный впоследствии в Грозненский нефтеперерабатывающий завод имени В.И. Ленина, он был одним из крупнейших и старейших предприятий по переработке нефтяного сырья в России. До войны в Чечне было три НПЗ суммарной мощностью 19 млн т в год (завод имени Шерипова, Грозненский завод и Новогрозненский им. Анисимова). Все эти заводы были уничтожены во время второй чеченской войны в конце 1990х - начале 2000-х годов.

В 2013 году президент России Владимир Путин поручил рассмотреть такую возможность, оговорившись, что решение должно быть экономически оправданным. Строить завод было поручено «Роснефти», которая оценивала его строительство в 78,3 млрд руб. ($2,5 млрд в ценах 2013 года). На разработку проекта уже потрачено 725 млн руб. В конце декабря 2016 года министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов заявил, не объяснив причин, что проект строительства НПЗ в Чечне отложен «Роснефтью» на долгосрочную перспективу.

Cтроительство НПЗ в Грозном, по мнению генерального директора компании «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ» Тамары Канделаки, избыточно, поскольку местный рынок обеспечивают нефтепродуктами НПЗ в Астрахани и Волгограде. При этом она уточняет, что Чечня нуждается в развитии производства и рабочих местах, а также в расширении налоговой базы.

Согласно предварительным расчетам «Роснефти», которые приводятся в письме Молодцова, денежный поток Грозненского НПЗ в период с 2010 по 2022 год будет отрицательным и составит «минус 26,3 млрд руб.» в условиях уменьшения объемов переработки нефти с одновременным увеличением выхода светлых нефтепродуктов. «Достижение безубыточности проекта возможно при условии финансирования строительства инфраструктурных объектов за счет регионального (5,6 млрд руб.) и федерального (38,7 млрд руб.) бюджетов», — приводит замминистра расчеты нефтяной компании. Таким образом, в совокупности расходы составят 44,3 млрд руб., что всего в 2,5 раза меньше, чем «Роснефть» предполагает потратить на строительство Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК) (108 млрд руб.).

Собеседник РБК в Минэнерго полагает, что бюджетные инвестиции такого объема для строительства НПЗ получить будет нереально.

По данным Минэнерго, «Роснефть» в качестве альтернативы анализирует возможность строительства битумного завода, работающего на привозном гудроне.

Битум — продукт переработки нефти, используется в дорожном строительстве и для производства кровли домов. В 2015 году «Роснефть» на восьми своих действующих НПЗ произвела более 1,7 млн т битумных материалов, или 30% от общего объема потребления дорожной отрасли России, указано на сайте компании. Данные за 2016 год компания не раскрывает.

Аналитик «Брокеркредитсервиса» Кирилл Таченников говорит, что в результате налогового маневра и падения цен на нефть рентабельность нефтепереработки в целом по России существенно снизилась. У крупных НПЗ с высокой глубиной переработки (которые экономически более выгодны, чем небольшой завод на 1 млн т нефти) прибыль составляет всего $4–7 за баррель нефти, оценивает он. Поэтому Грозненский НПЗ будет нерентабельным с учетом приведенных затрат на его строительство, говорит эксперт. Но и битум, по его мнению, в Чечню выгоднее ввозить с действующих заводов «Роснефти», особенно при отсутствии сырья для его производства внутри региона.

В России сейчас профицит битума, отмечает глава «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ». Без учета битумных смесей в России производится около 5 млн т битума при спросе 4,5–5 млн т в год, говорит Канделаки. При этом действующие НПЗ способны производить на 50% больше этого продукта. Она считает, что строительство битумного завода в Чечне обойдется на порядок дешевле и может быть реализовано быстрее, чем НПЗ, однако его рентабельность также под вопросом.

«Высокий спрос на битум можно обеспечить только при наличии в Чечне планов масштабного дорожного строительства. Однако такие проекты быстро заканчиваются, а расходы на ремонт дорог на порядок меньше инвестиций в их прокладку», — отмечает Канделаки. В случае строительства битумного завода нужно будет предусмотреть инфраструктуру для хранения сырья — битумные терминалы, что может сделать проект дороже, заключает эксперт.