Лента новостей
Башкан Гагаузии высказалась за федерализацию Молдавии 16:36, Новость Алиев допустил заключение соглашения с Арменией до ноября 16:33, Новость Латвия запретит изучение русского как второго иностранного в школах 16:30, Статья Мишустин заявил о продлении выплат многодетным на погашение ипотеки 16:22, Статья Между Арменией и Азербайджаном установили первый пограничный столб 16:01, Новость Федотов подписал новый контракт с клубом НХЛ на сумму $6,5 млн 16:00, Статья ЦСКА объявил об уходе лучшего бомбардира и еще четырех хоккеистов 15:59, Статья МВД Эстонии закроет церкви, не отказавшиеся от РПЦ 15:56, Новость Как недорого обновить дачу и сделать ее стильной 15:41 Мой ребенок взрослеет: как это пережить 15:38, Статья Полиция Молдавии провела 162 обыска у оппозиционного блока «Виктория» 15:37, Статья Минобороны впервые сообщило об уничтожении ЗРК MIM-23 HAWK 15:36, Статья Военная операция на Украине. Онлайн 15:34, Онлайн АСТ остановило продажи двух книг после письма из прокуратуры 15:30, Статья Экс-командир «Ахмата» рассказал, когда ВСУ «должны посыпаться» 15:29, Новость Олимпийская чемпионка вернулась в лыжи после четырех лет в биатлоне 15:25, Статья Набсовет «Северстали» рекомендовал квартальные дивиденды в размере ₽38,3 15:21, Статья Эрдоган указал Пашиняну на «новый порядок» на Кавказе 15:18, Статья
Газета
Гонки на обновление
Газета № 012 (2509) (2501) Бизнес,
0

Гонки на обновление

Почему «Формулу-1» покидает создатель ее бизнес-модели
Гендиректор Formula One Group Берни Экклстоун покинул свой пост. Именно он превратил «Формулу-1» в коммерчески успешный проект. Но Экклстоуну 86 лет, он не любит гаджеты и соцсети, а новые акционеры хотят изменений
Гендиректор Formula One Group Берни Экклстоун
Гендиректор Formula One Group Берни Экклстоун (Фото: Reuters/Pixstream)

«Всему, что со мной случилось, я обязан удаче», — говорил РБК Берни Экклстоун. В далеком 1958 году Берни дважды пытался пройти квалификацию для участия в Гран-при, однако не сумел показать нужное время. В итоге гонщиком он не стал, зато возглавил сначала гоночную команду, а затем превратил «Формулу-1» из хобби энтузиастов в успешный бизнес.

О том, что дни Берни Экклстоуна в качестве главы самой престижной гоночной серии в мире сочтены, стало известно в сентябре 2016 года, когда было объявлено о сделке по покупке Formula One Group (FOG) американской компанией Liberty Media.

Liberty Media — ключевой актив 75-летнего миллиардера Джона Мэлоуна, которого в США называют Cable Cowboy (Кабельный Ковбой). Свое состояние $7,2 млрд, по оценке Forbes, он заработал на кабельном телевидении, его компания контролирует Discovery Channel и BBC America. Также у него есть интересы в спорте, например он владеет бейсбольным клубом Atlanta Braves.

«Формула-1» — давняя мечта Мэлоуна, он приценивался к компании еще в 2014 году, но тогда договориться не удалось. «Мы вовлечены в обсуждение, которое может растянуться навечно. Мы сохраняем интерес к «Формуле», но чтобы найти принцессу, нужно поцеловать многих лягушек», — заявил тогда Мэлоун. Осенью 2016 года «принц» и правильная «лягушка», наконец, встретились.

«Я просто ухожу»: Берни Экклстоун покинул пост главы «Формулы-1» Бернард Экклстоун родился 28 октября 1930 года в деревне Сент-Питер-Саут-Элмем на востоке Великобритании. После окончания школы вместе с Фредом Комптоном основал фирму Compton&Ecclestone, занимавшуюся торговлей мотоциклами.
В 1949 году начал выступать в серии гонок «Формула-3», однако после серьезной аварии в 1953 году принял решение завершить карьеру гонщика и сосредоточиться на бизнесе.
В 1957 году Экклстоун вернулся в автоспорт, но уже в качестве менеджера британского гонщика «Формулы-1» Стюарта Льюиса-Эванса. Экклстоун также приобрел команду Connaught, за которую выступал Эванс. После гибели Льюиса-Эванса в результате аварии во время Гран-при Монако Экклстоун вновь ушел из автоспорта.
В 1968 году Экклстоун стал менеджером австрийского пилота «Формулы-1» Йохена Риндта. После его гибели в 1970 году Берни вновь покинул автоспорт, но уже через два года стал владельцем команды Brabham, он руководил ею до 1988 года. За эти годы входивший в состав команды Нельсон Пике дважды становился чемпионом «Формулы-1».
Еще 8 фото
Фотогалерея

Liberty Media приобрела в общей сложности 38,1% FOG через зарегистрированную в офшоре Джерси компанию Delta Topco у инвестиционного холдинга CVC Capital Partners, контролировавшего совет директоров FOG. CVC получила $1,1 млрд деньгами и $3,3 млрд новыми акциями FOG, сохранив за собой места в совете директоров. Кроме того, Liberty Media взяла на себя долг $4 млрд.

Остальные 61,9% по-прежнему принадлежат миноритариям — инвестфондам Waddel & Reed, BlackRoc Waddel & Reed, BlackRock, Norges Bank и др. По подсчетам Forbes, СVC, выкупившая пакет FOG за $956,6 млн, за десять лет получила около $4,4 млрд в виде дивидендов, денег за проданные пакеты акций и т.д. Сам Берни Экклстоун после сделки остался владельцем крупного пакета FOG — 2% принадлежат ему лично, еще 5,4% — через семейный траст Bambino Holdings.

«Формула» в цифрах

26 лет — средний возраст пилота «Формулы-1». В середине прошлого века в гонках участвовали 40–50-летние гонщики

2–3 кг теряет за одну гонку пилот. Температура в машине порой достигает 50°C, а с собой у пилотов только 0,5 л воды

€36,5 млн составила зарплата самого высокооплачиваемого гонщика «Формулы-1» Фернандо Алонсо из команды McLaren в 2016 году, россиянин Даниил Квят из команды Red Bull заработал €680 тыс. 

47 пилотов погибли за все существование «Формулы-1», однако гонки становятся все более безопасными. Если в 1950-е годы погибли 18 гонщиков, то в 2010-х — один

0,53 составил рейтинг TVR (выраженный в процентах размер аудитории) Гран-при России-2016, для сравнения — рейтинг матча чемпионата Европы «Россия — Уэльс» был 8,1

600 т грузов доставляется для организации заездов Гран-при

1,2 млрд руб. составили затраты на организацию Гран-при в Сочи, по словам экс-министра спорта РФ Виталия Мутко

Источник: TNS, Men's Health Россия, РБК, formula1.com

Телевидение и деньги

Сын рыбака, Экклстоун работал лаборантом в химической лаборатории, где проверяли состав бензина. Потом занялся торговлей запчастями для мотоциклов, а вскоре открыл дело по торговле подержанными автомобилями и сделал свой бизнес одним из крупнейших в этой нише. В 1972 году Берни купил гоночную команду «Брэбэм». В качестве владельца команды стал членом Ассоциации конструкторов «Формулы-1». «Брэбэм» быстро прославилась, а ее пилот Нельсон Пике победил в нескольких международных гонках, но Экклстоуну этого было мало. В устройстве F1 не было единообразия — если команда не могла договориться со своим агентом и отказывалась участвовать в гонке, то и телевидение ее не показывало. Гонки мало походили на бизнес, это было сборище обеспеченных энтузиастов.

В 1981-м Экклстоун изменил это положение. Сначала он договорился с разными командами подписать соглашение, по которому они обязывались участвовать в гонках и уже не могли отказаться от соревнований из-за разногласий со своими менеджерами. Потом он отправился к телевизионщикам и попросил у них гарантий, что они будут освещать гонки целиком, раз уже не было опасности, что какая-то из команд откажется от участия. Те согласились.

Изначально условия соглашений с телеканалами контролировали команды гонщиков, но переговорщиком от их имени выступал именно Берни. В 1982 году он подписал соглашение с Европейским союзом телетрансляторов (European Broadcasting Union) о гарантированном показе соревнований. Зная о таких условиях, спонсоры — производители двигателей в известных европейских автомобильных компаниях — стали платить командам больше, а те — больше тратить на усовершенствования двигателей для соревнований и на оплату пилотов.

В 1987 году Экклстоун создал компанию Formula One Promotions and Administration, которая получила часть доходов от телетрансляций гонок и стала распределять деньги на призы командам и гонщикам.​ Экклстоун продал команду «Брэбэм» и переключился на организацию гонок. Вскоре лучшие пилоты в его соревнованиях получали по $10–12 млн. А среди поставщиков команд оказались ведущие разработчики моторов — Honda, Renault, Porsche, Lamborghini.

Сегодня серия «Формула-1» — это 21 гонка на автодромах по всему миру с марта по ноябрь, в которых участвуют 11 команд. Компания FOG — непубличная, но Forbes оценивает ежегодную выручку организаторов гонок в $1,8 млрд, около половины этой суммы составляет призовой фонд, который делят между собой команды-участницы, исходя из занятого их гонщиками места в каждой конкретной гонке.

Доход приносят продажа прав на телетрансляции (около 30% выручки), примерно такую же сумму платят организаторы Гран-при на местах за право проведения соревнований. Например, контракт Гран-при в Сочи оценивается в $60 млн. Еще  источниками дохода являются спонсорство и реклама — они приносят около 15% от выручки. Среди глобальных партнеров F1 — Rolex, Heineken, Pirelli, UBS, Tata и Emirates. Российскими спонсорами успели побывать «Газпром», «Сибур», АвтоВАЗ, «Аэрофлот», МТС, «МегаФон» и др., но дольше одного сезона контракты не длились.

Самый преданный отечественный спонсор «Формулы-1» — «Лаборатория Касперского», которая спонсирует гонки с 2010 года. «У меня есть мечта. Когда Ferrari получает Кубок конструкторов, в Маранелло на доске почета появляется изображение машины команды и остается там навеки. Мне бы очень хотелось, чтобы в историю вошел болид Ferrari с моим логотипом», — говорил РБК Евгений Касперский. В презентации Liberty Media подчеркивается, что общая стоимость долгосрочных (до 2026 года) партнерских контрактов «Формулы» составляет $9,3 млрд.

Добавить Голливуда

Преемником Берни Экклстоуна на посту CEO F1 стал 62-летний Чейси Кери. Обладатель запоминающихся густых усов сделал успешную карьеру медиаменеджера в структурах News Corp Руперта Мердока. Сам австралийский медиамагнат публично называл Кери своим будущим преемником у руля медиаимперии. После реорганизации News Corp в 2013 году Кери был назначен операционным директором компании 21st Century Fox — конгломерата, в который объединены принадлежащие Мердоку активы в кино- и телеиндустрии. Компания Liberty Media миллиардера Джона Мэлоуна, купившая Formula One Group, является крупнейшим акционером News Corp (при этом у семьи Мердок остается больше голосующих акций).

Преемник Берни Экклстоуна на посту CEO F1 Чейси Кери (на фото)
Преемник Берни Экклстоуна на посту CEO F1 Чейси Кери (на фото) (Фото: imago sportfotodienst/Imago/TASS)

Новые владельцы не скрывают, что рассчитывают сделать самые скоростные автогонки более популярными в богатых США. F1 всегда вызывала огромный интерес в Европе, а с недавних пор и на растущих рынках Азии, однако в США всегда оставалась в тени других гоночных серий — Nascar, IndyCar и других. Этапы F1 проводились на американских трассах с 1959 года, однако низкий зрительский интерес и конфликты владельцев американских трасс с организаторами F1 неоднократно приводили к тому, что Гран-при США на несколько лет уходил из расписания гонок сезона. Так, соревнования в США не проводились с 1992 по 2000 год и с 2008 по 2012 год.

Последние пять сезонов гонщики соревнуются в США на трассе неподалеку от города Остин в Техасе, при этом посещаемость соревнований на этом этапе неуклонно падает. Интересу американцев не способствует и отсутствие в гонках американских гонщиков и сильных команд. В последнем чемпионате приняла участие только одна американская «конюшня» Haas, высшим достижением которой стало пятое место ее гонщика на одном из этапов. «Я достаточно много времени провел в американской серии IndyCar и хочу сказать, что за океаном умеют делать настоящие автоспортивные шоу, — говорит гонщик программы SMP Racing Михаил Алешин​. — Причем это нисколько не вредит спортивной составляющей. Ожидаю, что новые руководители «Формулы-1» также придадут гонкам этот элемент зрелищности, которого сейчас явно не хватает».

Россия и «Формула-1»

Трансляции «Формулы-1» стартовали в России в 1992 году, когда ВГТРК заключила первый контракт на показ гонок. Весной этого года российское телевидение будет отмечать в прямом эфире 25-летие гонок. За это время «Формула-1» мигрировала с канала на канал, успев побывать на «ТВ Центре», РЕН ТВ, после чего неизменно возвращалась на спортивные каналы ВГТРК. Сейчас права на показ «Формулы-1» принадлежат структуре «Матч ТВ». Практически неизменно «Формулу» комментировал Алексей Попов, который и сейчас работает в структуре «Матч ТВ».

Последние семь лет рейтинги «Формулы» постепенно снижаются, что может быть связано с тем, что в прошлом остались успехи Виталия Петрова и Даниила Квята. Сейчас стабильно рейтинги на ТВ собирает лишь российский этап «Формулы» Гран-при Сочи, но и они невелики, если сравнивать с другими видами спорта.

Например, рейтинг TVR первого Гран-при в Сочи в 2014 году был 1,22 на канале «Россия 1», в 2015-м  — 1,05, а в 2016-м — 0,53, правда, транслировал гонки менее популярный канал «Матч ТВ». Рейтинги самых популярных соревнований по футболу превышали в 2016 году 8 TVR.

Перед новым менеджментом стоит также задача остановить падение доходов от продажи прав и спонсорских контрактов: начиная с 2008 года глобальная телеаудитория гонок F1 снизилась с 600 млн до 400 млн человек. Чейси Кери говорит, что видит возможность восстановления роста популярности в продвижении гонок через более современные каналы, в частности, с помощью социальных сетей и стриминговых медиа. 86-летний Экклстоун, по мнению многих экспертов, не давал развиваться бизнесу в этом направлении, так как не принимал всерьез социальные сети в качестве канала продвижения. «Мы работаем с телевидением, это прежде всего», — заявлял он в интервью РБК.

Кери, напротив, говорит, что «готов инвестировать в цифровые платформы. В отличие от своего предшественника, который заявлял, что смотрит на бизнес F1 «глазами дилера подержанных автомобилей», новый глава «королевских гонок» подчеркивает, что будет ориентироваться на свой опыт медиаменеджера, выбирая пути и стратегии развития. «Я понимаю, как продавать это шоу не только при помощи традиционных СМИ, но и при помощи современных цифровых медиа, — заявил Кери в интервью официальному сайту F1. — За 30 лет в медиа я научился работать с крупным и сложно устроенным бизнесом и с непростыми личностями в нем — ведь перед приходом в F1 я неплохо потренировался на Голливуде».

Еще одной проблемой, которая стоит перед Liberty Media, является возвращение зрелищности состязаниям. Забота о безопасности пилотов практически исключила обгоны на трассе, а разница в классе машин делает результат всего сезона предсказуемым. «Даже на многоуровневой парковке обгонов больше, чем здесь», — высказал мнение, разделяемое многими поклонниками автогонок, экс-ведущий популярного телешоу Top Gear Джереми Кларксон. Эту проблему только с помощью новых медиа не разрешить.

Взгляд со стороны

«Берни — диктатор, работает по старинке»

Андрей Лось, заместитель главного редактора портала F1News.Ru:

«О том, что «Формула-1» в скорой перспективе обретет новых хозяев, поговаривали давно, этого не скрывал и сам мистер Экклстоун, и причина ожидавшихся перемен прежде всего была связана с бизнесом. С 2006 года экономику чемпионата мира контролировал британский инвестиционный фонд CVC Capital Partners, но рано или поздно он должен был этот актив перепродать, вопрос был только в подходящем моменте и подходящем покупателе. В лице корпорации Liberty Media такой покупатель нашелся, и когда в прошлом сентябре стало известно, что американцы приобрели первый пакет акций, стало понятно, что наступает осень патриарха.

Сначала предполагалось, что Экклстоун продолжит работать еще года три и при новых хозяевах, причем сохранив серьезные полномочия, но, вероятно, в Liberty осознали, что Берни по всем своим подходам к делу — диктатор, что работает он по старинке, что для него важны личные связи, а для скрепления любого контракта достаточно просто слова джентльмена и рукопожатия.

Все это как-то не очень вписывалось в рамки современной корпоративной этики с ее формализмом и подчеркнутой политкорректностью. Тем более вряд ли Экклстоун согласился бы работать под чьим-то началом на вторых ролях. Он этого просто не умеет, и в свои 86 лет ему поздно меняться.

Я помню первое впечатление, которое он на меня произвел: это было на Гран-при Бахрейна 2005 года, я увидел его в паддоке в окружении нескольких арабских шейхов, плотных мужчин, все они были выше его ростом. Но одного взгляда на эту сцену было достаточно, чтобы понять: могущество арабских шейхов несколько преувеличено, а настоящий властелин мира — это Берни Экклстоун. По крайней мере это относилось к тому миру, который он создал сам, — к «Формуле-1». Без него чемпионат станет другим».