Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Совладелец «Формулы-1» Берни Экклстоун — РБК: «Меня не мотивируют деньги»

Личное состояние создателя современной «Формулы-1» Forbes оценивает в $3,9 млрд. В интервью РБК Экклстоун признался, что вовсе не ожидал от своей затеи такого коммерческого успеха — ему просто нравилось «заключать сделки»
Руководитель управляющей компании «Формулы-1» Бернард Экклстоун
Руководитель управляющей компании «Формулы-1» Бернард Экклстоун (Фото: «РИА Новости»)

​До Экклстоуна автоспорт был уделом энтузиастов, каждый из которых самостоятельно вел переговоры с владельцами автодромов о своем участии в той или иной гонке и своих гонорарах в случае победы. Экклстоун, владея командой Brabham, взялся вести такие переговоры от лица сначала сразу нескольких, а потом и всех команд, участвовавших в чемпионате «Формула-1». Он же организовал продажу телевизионных прав на трансляции таких гонок. Так началась история коммерческого успеха «Формулы-1» — бизнеса, годовая выручка которого теперь превышает $1,5 млрд.

Крупнейшая статья доходов Formula One Management, которая владеет правами на чемпионат «Формула-1» , — платежи от организаторов гонок. Сколько платит за право провести Гран-при в Сочи российский промоутер, принадлежащая Краснодарскому краю компания «Омега», не раскрывается. Разные источники называли в СМИ цифры от $40 млн до $59 млн в год с повышением на 10% ежегодно — то есть от $280 млн до $560 млн за все время действия семилетнего контракта на право проводить гонку.

Первый Гран-при в прошлом году прошел при забитых трибунах — все билеты были распроданы, а с учетом ВИП-гостей на трассе одновременно находились 65 тыс. человек. В этом году «Омега» за несколько дней до начала гоночного уик-энда тоже объявила, что все билеты распроданы (правда, количество трибун было уменьшено). В первый год интерес к Гран-при, как правило, высок, а вот полностью распроданные билеты на второй год — необычная ситуация, говорит Экклстоун. У него есть еще один рецепт, как подогреть интерес к сочинской гонке: с 2017 года она может стать ночной. Пока такая гонка в календаре только одна — в Сингапуре. Идею провести ночную гонку и в Сочи Экклстоун называет своей и объясняет: переход Сочи на ночной режим привлечет больше зрителей не только на трассу, но и к телевизионным экранам.

— Много лет назад вы были владельцем команды Brabham и объединились с другими командами, чтобы совместно вести переговоры с руководством автотрасс об условиях участия в гонках. Предполагали ли вы тогда, что у этой идеи может быть коммерческое будущее? Когда вообще вы поняли, что «Формулу-1» можно превратить в инструмент по извлечению прибыли?

— Никогда.

— И даже сейчас?

— У нас была команда, потом их стало несколько. Нам нужно было отстаивать свои интересы, чем я и занялся.

— Когда вы только начинали бизнес — занимались перепродажей подержанных машин и недвижимости, думали ли вы, что станете богатым человеком?

— Абсолютно не думал. Всему, что мной случилось, я обязан удаче.

— То есть вы везунчик?

— Да, абсолютно!

— Чувствуете ли вы, где зарыта удача, где есть возможности для создания бизнеса? Есть у вас этот нюх?

— Нюх на что?

— На деньги.

— Нет, ни капельки. Меня не мотивируют деньги. Я предприниматель, если хотите. Мне просто нравится заключать хорошие сделки.

— Без каких команд вы не можете представить «Формулу-1»? Скорее всего, вы назовете Ferrari. А еще какие?

— Ferrari, безусловно, самая важная команда для спорта. Мы важны для Ferrari, Ferrari важны для нас. Но и другие конюшни почти так же значимы.

— Red Bull? (В СМИ появляются публикации, что Дитрих Матешиц, владелец сразу двух команд — Infiniti Red Bull Racing, за которую в этом сезоне выступает единственный российский пилот в чемпионате Даниил Квят, и Scuderia Toro Rosso, окончательно поругался с Renault. Из-за того что Renault якобы не может поставить командам конкурентный двигатель, возникают слухи даже о возможном уходе Red Bull из чемпионата).

— Да, они тоже.

— Могут ли в ближайшие пять-десять лет легендарные трассы, как, например, Монако, исчезнуть из календаря? Каково, на ваш взгляд, оптимальное количество Гран-при? Сколько из них должно проводиться в Европе, а сколько — в других частях света?

— У нас слишком много европейских Гран-при. Мы должны за год избавиться от двух трасс в этой части света.

— Это касается и исторических Гран-при?

— Если у нас истекут контракты, то мы можем отказаться от их продления. Чемпионат без них обойдется. Возможно, идеальным было бы иметь 22 Гран-при в календаре.

— Говорят, существование «Формулы-1» держится целиком на вас: ваших отношениях с командами, трассами и т.д. Согласны ли вы с такой оценкой?

— Нет. Оно держится на всем.

— Постоянно идут разговоры о вашем преемнике или о человеке, который потенциально мог бы вас заменить. Кто, на ваш взгляд, стал бы идеальным кандидатом на этот пост?

— Когда меня по каким-либо причинам уже не будет, то владельцам «Формулы-1» придется искать нового человека.

— Кто будет делать выбор? Вы? Или другие акционеры?

— Нет, не я. Кого-нибудь они выберут.

Бернард Экклстоун и губернатор Краснодарского края Вениамин ​Кондратьев (справа), подаривший создателю Formula бурку, папаху и нагайку
Бернард Экклстоун и губернатор Краснодарского края Вениамин ​Кондратьев (справа), подаривший создателю Formula бурку, папаху и нагайку

— Кто мог бы стать идеальным покупателем акций чемпионата, которые сейчас принадлежат CVC (периодически в СМИ появляются сообщения, что CVC Capital Partners, крупнейший совладелец компаний, владеющих правами на «Формула-1» с долей 35%, ищет покупателя на свою долю)?

— Есть три человека, которые сейчас пытаются купить. Но CVC не хотят продавать. Структура такова, что рано или поздно им придется расстаться с акциями. Поживем — увидим.

— Гран-при России проходит в условиях обострения отношений между Россией и Западом. Важна ли для вас политическая обстановка в государствах, принимающих «Формулу-1», или это шоу вне политики?

— Это нас не касается. Гонка здесь, и мы счастливы проводить Гран-при в странах, с которыми у нас есть договоренности.

— Как вы думаете, в каких странах еще было бы здорово провести гонку, есть ли у вас фаворит?

— Множество государств ждет своей очереди. Подождите — и увидите.

— Правда ли, что следующий Гран-при России в 2017 году может состояться ночью?

— Мы пытаемся это осуществить. Для Сочи это будет очень хорошо, я продвигал эту идею, да и организаторы сами это понимают. Мы обсуждаем детали.

— В следующем году «Формула-1» приедет в Баку. Не будет ли столица Азербайджана конкурировать с Сочи?

— Я думаю, что проведение Гран-при в Баку поможет Сочи, и наоборот. Больше людей приедет в этот регион. Они не соперники.

— Действующий контракт на проведение Гран-при России заключен до 2020 года. Будет ли он продлен?

— Уверен, что будет.

— Могут ли измениться коммерческие условия проведения Гран-при в Сочи? Могут ли вырасти или снизиться взносы FOM со стороны компании «Центр «Омега», которая владеет трассой?

— Да, конечно. Обычно платежи снижаются.

— В российских СМИ говорилось, что платежи FOM каждый год будут расти на 10%, это правда? Правда ли, что контракты с новыми трассами составляются таким образом, что их платежи FOM с каждым годом возрастают?

— Да, все верно. Однако в каждой стране индивидуальные условия.

— Говорят, что аудитория «Формулы-1» стареет…

— Ничего подобного.

— Вы сами говорили, что ничего не понимаете в Twitter и новых медиа. Но молодежь все меньше смотрит телевизор…

— Я говорил, что мы должны подождать и понять, как работают социальные сети, и решить, пойдут ли они «Формуле-1» на пользу. Если да — мы будем их использовать. Мы работаем с телевидением, это прежде всего.

— Вы не видите в этом угрозы коммерческому успеху «Формулы-1»?

— Проблема в том, что у нас есть вот это [достает из кармана айфон], получается, многим больше не нужно телевидение. Нужно облегчить зрителям доступ к трансляции. Сколько часов в день я смотрю в телефон? Я пялюсь в него!

— Вы говорите о том, что вам нужно больше мобильных приложений?

— Да, мы работаем над этим и инвестируем в эти технологии.

— Поддерживаете ли вы отношения с Максом Мосли — бывшим главой Международной федерации автоспорта?

— Да, мы общаемся и остаемся друзьями, обсуждаем разные темы.

При участии Александра Ратникова

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 16 апреля
EUR ЦБ: 99,79 (+0,07)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
Курс доллара на 16 апреля
USD ЦБ: 93,59 (+0,15)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
ФСБ задержала подорвавшего машину экс-сотрудника СБУ в Москве Политика, 09:51
Инспектор ФНС вызвал вас на встречу и просит доплатить налоги. Что делать Pro, 09:31
Москва вошла в топ-5 городов по росту цен на вторичное жилье за месяц Недвижимость, 09:30
Дважды оставившего место службы военного осудили на семь лет Политика, 09:28
В трех селах Тюменской области объявили эвакуацию из-за паводка Общество, 09:21
Овечкин не забил в пустые ворота и продлил безголевую серию в НХЛ Спорт, 09:19
Россияне нарастили ввод жилья за первый квартал на 22% Недвижимость, 09:17
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Росреестр оценил снижение спроса на жилье в Москве за год Недвижимость, 09:16
Новосибирские депутаты выбрали первого после отмены прямых выборов мэра Политика, 09:07
ФСБ пресекла попытку диверсии на Транссибе Политика, 09:00
Как устроены DDoS-атаки в 2024 году и почему их мощь будет только расти Pro, 08:57
Мэр Орска объяснил переезд сына в Саудовскую Аравию Политика, 08:44
«Ъ» узнал, что смена губернаторов до инаугурации Путина маловероятна Политика, 08:43
Шольц встретился с Си Цзиньпином в Пекине Политика, 08:34