Рубль не дрогнул
«Роснефтегаз» в координации с Минфином конвертировал валюту, поступившую от продажи 19,5% акций «Роснефти» иностранному консорциуму Glencore и катарского суверенного фонда. «Конвертация осуществляется в таком режиме, чтобы сделка не повлияла на курсовые соотношения», — заявил министр финансов Антон Силуанов в пятницу, передает корреспондент РБК.
«Конвертация осуществлена», — сказал министр в ответ на уточняющие вопросы журналистов. Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев отказался комментировать эту информацию.
«У нас с Центральным банком была задача минимизировать последствия привлечения валютных ресурсов в страну [от приватизации части «Роснефти»] с точки зрения воздействия на рынок — с этой задачей мы справились», — сказал Силуанов, но отказался раскрывать подробности этой схемы. Укрепление рубля, которое наблюдалось в этом месяце на фоне сделки по продаже акций «Роснефти», не было связано с конвертацией валютных поступлений — оно обусловлено ростом цен на нефть, отметил министр. «Влияния этой сделки на курс никто не почувствовал», — сказал он.
Рубль с 7 декабря, когда Кремль и «Роснефть» объявили о сделке (в тот день, по сообщению «Роснефти», было подписано соглашение с Glencore и Катаром), укрепился на 3,3% по отношению к доллару и на 6,3% — к евро, следует из данных терминала Bloomberg.
Федеральный бюджет получил от «Роснефтегаза» деньги в полном объеме, еще раз подтвердил Силуанов. В пятницу, 16 декабря, «Роснефтегаз» отчитался о перечислении в бюджет 710,8 млрд руб. по результатам приватизации 19,5% акций «Роснефти». Перед этим, согласно сообщению холдинга, иностранные покупатели — Glencore и катарский госфонд — перевели валюту за долю в «Роснефти». Стоимость сделки составила €10,2 млрд. Президент Владимир Путин 7 декабря поручал обеспечить перевод рублей от сделки в бюджет так, чтобы воздействия на валютный рынок не было, и «Роснефтегаз» говорил, что сделает это в соответствии с графиком, согласованным с Минфином. «За «Башнефть» «Роснефть» сама заплатила 300 с лишним миллиардов [рублей], а иностранцы уже перечислили свою часть — 700 с лишним миллиардов», — сказал Путин в пятницу на ежегодной большой пресс-конференции.
19 декабря Силуанов говорил, что непосредственно при перечислении в бюджет денег от сделки по «Роснефти» евро, полученные «Роснефтегазом», не конвертировались. Силуанов тогда отметил, что деньги в бюджет уже поступили из «других источников». «Соответствующие все платежки пришли от «Роснефтегаза». Пришли рубли», — сказал министр в пятницу, 23 декабря, но не стал уточнять, о каких «других источниках» говорил до этого. «Роснефтегаз» мог частично задействовать собственные рублевые запасы для расчетов с бюджетом — именно так поручал поступить Владимир Путин 7 декабря. Кроме того, холдинг мог привлечь рублевую ликвидность через банки, которые участвуют в операциях с ЦБ, предполагали аналитики. Кредитование банков в ЦБ посредством операций однодневного фиксированного РЕПО на прошлой неделе выросло в несколько раз, показывала статистика Банка России.
Источник, знакомый с подготовкой схемы конвертации, ранее говорил РБК, что цель — развести рублевый и валютный потоки, чтобы евро от сделки на рынок не попали. У «Роснефти» есть потребность в валюте для платежей по внешнему долгу или оплаты иностранных инвестиций (в октябре «Роснефть» договорилась о покупке доли в индийской Essar Oil примерно за $3,5 млрд, в декабре — о покупке доли в газовом проекте на шельфе Египта за $2,8 млрд).
Конвертация, вероятно, была проведена на балансе клирингового банка (или банков) и почти (или вообще) не предполагала конвертацию валюты на рынке, отмечали ранее аналитики Sberbank CIB. Они предполагали, что валютные средства отчасти будут использованы ВТБ для финансирования приобретения активов Essar Oil консорциумом во главе с «Роснефтью» (ВТБ должен предоставить финансирование в размере до $3,9 млрд).
При участии Людмилы Подобедовой