Лента новостей
Синоптики рассказали, сколько продлится аномальная жара в Поволжье 06:44, Новость «РИА Новости» нашло в декларации Иванова дом площадью более 1,5 тыс кв. м 06:19, Новость В Днепре и Львовской области прогремели взрывы 06:07, Статья Эквадор начал «бомбежку облаков» для увеличиния числа дождей в стране 05:47, Новость Краснодарский губернатор сообщил о попытке масштабной атаки дронов на НПЗ 05:21, Статья Во Львовской области сотрудников военкоматов разместят на блокпостах 05:12, Новость Мосбиржа раскрыла схему по отмыванию денег с «разгоном через Telegram» 05:00, Статья Хуситы заявили об ударе по британскому танкеру Andromeda Star 04:42, Статья Польша подняла истребители из-за «активности дальней авиации России» 04:06, Новость WP объяснила, как США хотят сковать Китай островами на случай войны 03:58, Статья На протестах в Армении заметили военнослужащих 03:39, Новость Полиция Бразилии проверила данные о бомбе в посольстве России 03:07, Новость МИД Польши отказал президенту в праве обсуждать ядерное оружие 03:02, Статья Пентагон заявил о планах убедить партнеров поделиться Patriot для Киева 02:42, Новость В США впервые в 2024 году обанкротился банк 02:39, Статья Военный сбил дрон ударом мешка 02:16, Новость Politico узнала, какой дедлайн для Украины назвал Зеленский в США 02:09, Статья Госсекретарь США завершил трехдневный визит в Китай 01:48, Новость
Газета
«Русский дух» онлайн-ретейла
Газета № 194 (2450) (2010) Бизнес,
0

«Русский дух» онлайн-ретейла

Как Ozon пытается заработать на патриотизме
Онлайн-магазин Ozon решил воспользоваться ростом патриотических настроений и запустил проект «Это все мое, родное». Но патриотизм не особенно влияет на ежедневные потребительские предпочтения, считают эксперты
Работа интернет-магазина Ozon.ru
Работа интернет-магазина Ozon.ru (Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС)

«Русский дух — в каждый дом»

Новый раздел в каталоге товаров на сайте Ozon.ru включает пять подразделов по товарным категориям: «Русский дух — в каждый дом» (мебель), «Русский стиль» (одежда), «Отдыхаем по-русски» (товары для хобби и увлечений), «Подарки с душой» (русские традиционные сувениры), «Ностальгия по СССР» (товары советского периода). Среди российских брендов, представленных в разделе, — одежда Finn Flare, производитель фильтров «Барьер», производители косметики Green Mama и Natura Siberica, Павловопосадская платочная мануфактура и Гжельский фарфоровый завод, рассказывает представитель Ozon.

Всего ассортимент раздела насчитывает более 150 тыс. товаров (на Ozon.ru продается 5 млн товаров, из которых 1,5 млн — книги). Как уверяет представитель Ozon, ежедневный трафик нового раздела — 10 тыс. человек. Для сравнения: к другим товарным категориям на сайте обращаются от 1 тыс. до 8 тыс. покупателей в день.
 Ozon запустил этот раздел, потому что «позиционирует себя как российский магазин», говорит представитель компании (среди акционеров Ozon — инвестфонд Baring Vostok и АФК «Система»). Кроме того, в компании ссылаются на отзывы своих покупателей, которые «хотят покупать товары российского производства».

Как торгует Ozon

В 2015 году выручка Ozon.ru выросла на 33%, до 15 млрд руб., при росте рынка на 15%, заявил гендиректор компании Дэнни Перекальски. За последние два года компании удалось сократить убыток на 50%, а в 2017 году она планирует выйти на безубыточность.

Патриотизм в ассортименте

Продвижение российских товаров — федеральный тренд. Уже в следующему году российские товары могут получить специальную маркировку — «Сделано в России» от Минпромторга. «Эффект страны происхождения», по версии автора инициативы Минпромторга, — важный инструмент государственной политики. В министерстве уверены, что указание страны на упаковке товара является значимым фактором при покупке и «увеличивает лояльность россиян к такой продукции».

Управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков говорит, что появление маркировки «Сделано в России» во многом напоминает ход, использованный американскими маркетологами в 1970-х годах: в ответ на экспансию немецких и японских производителей был запущен слоган «Будь американцем — покупай американское». «Проект дал положительный, но достаточно кратковременный эффект: власти США все равно были вынуждены прибегнуть к протекционистским мерам», — напоминает эксперт.

Участие ретейлеров в проектах по продвижению российских товаров объясняется, по мнению Кирикова, двумя факторами. «Во-первых, подобная политика позволит использовать для временного наращивания продаж отголоски патриотического подъема, связанного с украинским кризисом и событиями в Сирии, — считает эксперт. — Во-вторых, реализация этой инициативы даст возможность лишний раз подчеркнуть лояльность бизнеса курсу государства в целом и руководству Минпромторга в частности».

То, что массовый потребитель изменил свое отношение к отечественной продукции и градус патриотизма вырос, — это неслучайно, уверен управляющий партнер брендингового агентства Depot WPF Алексей Андреев: «Есть некая государственная политика, которая весьма планомерно реализуется. Эти сигналы слышат и потребители, и бизнес». По его версии, Ozon ничем не рискует, но сразу «убивает двух зайцев»: «ангажирует потребителей (многие придут на этот баннер) и одновременно декларирует, что сигналы услышаны».

Впрочем, исполнительный директор содружества «РусБренд» Алексей Поповичев отмечает, что успех любого подобного проекта зависит не только от лозунгов, но и от качества предлагаемых товаров. По его мнению, россияне благосклонно относятся прежде всего к пищевой продукции отечественного производства. По другим категориям товаров — парфюмерии, косметике, одежде, обуви — отношение менее определенное, «народ предпочитает иностранную продукцию», уверен Поповичев. Именно поэтому нередко успешные отечественные проекты по названиям похожи на иностранные, например Carlo Pazolini, Mr Doors, добавляет собеседник РБК.

О том, что использование патриотических настроений не гарантирует успеха у потребителей напоминает еще один проект Минпромторга. Осенью 2015 года министерство запустило проект «Мода. Сделано в России» на одной из крупнейших в мире онлайн-площадок — китайской AliExpress. К участию были приглашены 466 российских компаний, но 369 из них отказались. А уже летом 2016 года стало ясно, что проект провалился: за несколько пилотных месяцев покупатели сделали всего 24 заказа. «Еще до конца прошлого года стало понятно, что в текущем виде проект не работает, его деятельность была фактически приостановлена до выработки нового операционного решения и ценовой политики участников», — написал на своей странице в Facebook гендиректор Alibaba Group в РФ Марк Завадский.