Лента новостей
Губернатор Иркутской области предложил создать площадки для майнинга 16:08, Крипто Акции «Ювентуса» рухнули на 25% после обвинений руководства в махинациях 16:07, Инвестиции Почему скоро ИТ-специальность подешевеет: новый тренд в компаниях 16:01, РБК и SAP Лукашенко заявил о планах США, Британии и Польши разрушить ЕС 16:01, Политика Банк России выпустил памятные монеты с артистом Юрием Никулиным 16:01, Финансы «Самолет» допустил выход на биржу в Нью-Йорке в 2023 году 15:58, Инвестиции Ваша компания достигла лимитов по УСН. Как перейти на ОСН 15:55, PRO Песков назвал «уткой» сообщения о переговорах по возвращению Моргенштерна 15:46, Политика Новую «Газель» начали продавать в Болгарии 15:43, Авто Путин подписал закон о продлении срока службы для маршалов и генералов 15:42, Общество Лукашенко пригрозил «не остаться в стороне» при новой войне в Донбассе 15:42, Политика Грузовик сбил людей на перроне автовокзала в Липецке 15:40, Общество Зимнюю Универсиаду-2021 отменили из-за нового штамма коронавируса 15:39, Спорт Магнит для инвесторов: как Ивановская область привлекла 44 млрд руб 15:38 Сыгравший на ноль с ЦСКА вратарь вошел в число лучших хоккеистов недели 15:35, Спорт МИД сообщил о «плотных» и «вязких» консультациях с США по визам 15:35, Политика Атомарный уровень: как персонализировать изображения и видео в рекламе 15:34, PRO Япония запретит въезд иностранцам из-за омикрон-штамма 15:23, Общество «Аэрофлот» получил первую за два года квартальную прибыль 15:19, Инвестиции Путин освободил семьи с детьми от НДФЛ при продаже квартиры 15:18, Экономика Первая помощь при переломах: что можно и нельзя до приезда скорой 15:17, Стиль Delivery Club попросил не выгонять курьеров из ресторанов и ТЦ зимой 15:16, Общество В десятку крупнейших компаний спортбизнеса России попали шесть букмекеров 15:15, Спорт Мечта со спойлером: почему стоит покупать спорткар с пробегом 15:15, РБК и Porsche Samsung подал апелляцию на решение о запрете 61 модели его смартфонов 15:09, Технологии и медиа Лукашенко заявил о найденном на границе с Литвой трупе беженца 15:09, Общество Как бухгалтер остановил ликвидацию ИП и спас компанию: разбор кейса 15:02, PRO Выдры против морских ежей: почему климат зависит от их противостояния 15:00, Зеленая экономика 
Газета
«Русский дух» онлайн-ретейла
Газета № 194 (2450) (2010) Бизнес,
0

«Русский дух» онлайн-ретейла

Как Ozon пытается заработать на патриотизме
Онлайн-магазин Ozon решил воспользоваться ростом патриотических настроений и запустил проект «Это все мое, родное». Но патриотизм не особенно влияет на ежедневные потребительские предпочтения, считают эксперты
Работа интернет-магазина Ozon.ru
Работа интернет-магазина Ozon.ru (Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС)

«Русский дух — в каждый дом»

Новый раздел в каталоге товаров на сайте Ozon.ru включает пять подразделов по товарным категориям: «Русский дух — в каждый дом» (мебель), «Русский стиль» (одежда), «Отдыхаем по-русски» (товары для хобби и увлечений), «Подарки с душой» (русские традиционные сувениры), «Ностальгия по СССР» (товары советского периода). Среди российских брендов, представленных в разделе, — одежда Finn Flare, производитель фильтров «Барьер», производители косметики Green Mama и Natura Siberica, Павловопосадская платочная мануфактура и Гжельский фарфоровый завод, рассказывает представитель Ozon.

Всего ассортимент раздела насчитывает более 150 тыс. товаров (на Ozon.ru продается 5 млн товаров, из которых 1,5 млн — книги). Как уверяет представитель Ozon, ежедневный трафик нового раздела — 10 тыс. человек. Для сравнения: к другим товарным категориям на сайте обращаются от 1 тыс. до 8 тыс. покупателей в день.
 Ozon запустил этот раздел, потому что «позиционирует себя как российский магазин», говорит представитель компании (среди акционеров Ozon — инвестфонд Baring Vostok и АФК «Система»). Кроме того, в компании ссылаются на отзывы своих покупателей, которые «хотят покупать товары российского производства».

Как торгует Ozon

В 2015 году выручка Ozon.ru выросла на 33%, до 15 млрд руб., при росте рынка на 15%, заявил гендиректор компании Дэнни Перекальски. За последние два года компании удалось сократить убыток на 50%, а в 2017 году она планирует выйти на безубыточность.

Патриотизм в ассортименте

Продвижение российских товаров — федеральный тренд. Уже в следующему году российские товары могут получить специальную маркировку — «Сделано в России» от Минпромторга. «Эффект страны происхождения», по версии автора инициативы Минпромторга, — важный инструмент государственной политики. В министерстве уверены, что указание страны на упаковке товара является значимым фактором при покупке и «увеличивает лояльность россиян к такой продукции».

Управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков говорит, что появление маркировки «Сделано в России» во многом напоминает ход, использованный американскими маркетологами в 1970-х годах: в ответ на экспансию немецких и японских производителей был запущен слоган «Будь американцем — покупай американское». «Проект дал положительный, но достаточно кратковременный эффект: власти США все равно были вынуждены прибегнуть к протекционистским мерам», — напоминает эксперт.

Участие ретейлеров в проектах по продвижению российских товаров объясняется, по мнению Кирикова, двумя факторами. «Во-первых, подобная политика позволит использовать для временного наращивания продаж отголоски патриотического подъема, связанного с украинским кризисом и событиями в Сирии, — считает эксперт. — Во-вторых, реализация этой инициативы даст возможность лишний раз подчеркнуть лояльность бизнеса курсу государства в целом и руководству Минпромторга в частности».

То, что массовый потребитель изменил свое отношение к отечественной продукции и градус патриотизма вырос, — это неслучайно, уверен управляющий партнер брендингового агентства Depot WPF Алексей Андреев: «Есть некая государственная политика, которая весьма планомерно реализуется. Эти сигналы слышат и потребители, и бизнес». По его версии, Ozon ничем не рискует, но сразу «убивает двух зайцев»: «ангажирует потребителей (многие придут на этот баннер) и одновременно декларирует, что сигналы услышаны».

Впрочем, исполнительный директор содружества «РусБренд» Алексей Поповичев отмечает, что успех любого подобного проекта зависит не только от лозунгов, но и от качества предлагаемых товаров. По его мнению, россияне благосклонно относятся прежде всего к пищевой продукции отечественного производства. По другим категориям товаров — парфюмерии, косметике, одежде, обуви — отношение менее определенное, «народ предпочитает иностранную продукцию», уверен Поповичев. Именно поэтому нередко успешные отечественные проекты по названиям похожи на иностранные, например Carlo Pazolini, Mr Doors, добавляет собеседник РБК.

О том, что использование патриотических настроений не гарантирует успеха у потребителей напоминает еще один проект Минпромторга. Осенью 2015 года министерство запустило проект «Мода. Сделано в России» на одной из крупнейших в мире онлайн-площадок — китайской AliExpress. К участию были приглашены 466 российских компаний, но 369 из них отказались. А уже летом 2016 года стало ясно, что проект провалился: за несколько пилотных месяцев покупатели сделали всего 24 заказа. «Еще до конца прошлого года стало понятно, что в текущем виде проект не работает, его деятельность была фактически приостановлена до выработки нового операционного решения и ценовой политики участников», — написал на своей странице в Facebook гендиректор Alibaba Group в РФ Марк Завадский.