Лента новостей
Три вопроса, которые помогут определить моральные качества будущего CEO 07:35, PRO В ЦППК назвали сумму ущерба валидаторам от действий вандалов 07:30, Общество Как контролировать бухгалтера через мобильное приложение 07:21, РБК и СберБизнес TikTok обошел «ВКонтакте» по времени пользования сервисом 07:00, Технологии и медиа ЦБ отозвал лицензию у пермского Проинвестбанка 06:53, Финансы Обвиняемому в убийстве девочки на Сахалине вменили новые преступления 06:34, Общество Что такое индивидуальный пенсионный план 06:33, РБК и НПФ «Будущее» Банки в пандемию передали коллекторам рекордный объем долгов за семь лет 06:01, Финансы Посол США в России вернулся в Вашингтон 05:55, Политика В США и ООН оценили отвод российских войск от границ Украины 05:51, Политика Черный цвет в технологиях, моде и искусстве. Подкаст 05:40, РБК и ASUS Роспотребнадзор заявил об отсутствии в России индийского штамма COVID 05:18, Общество CМИ узнали о планах ГИБДД ввести новые штрафы за неисправности 05:09, Общество Туристов из России освободят от карантина по прилету в Абу-Даби 04:45, Общество Семь правил заботы о своем иммунитете 04:42, РБК и Деринат В Средиземном море пропали без вести 130 нелегальных мигрантов 04:24, Общество Медведев заявил о возвращении эпохи холодной войны между Россией и США 04:06, Политика 14 раз за 100 лет: где и когда увидеть кольцеобразное солнечное затмение 03:50, РБК и ПСБ Бывший замсекретаря СНБО Украины посоветовал Зеленскому поехать в Москву 03:41, Политика В Москве задержали троих полицейских по делу о взятке 03:33, Политика На Камчатке произошли три землетрясения магнитудой до 4,4 03:09, Общество СМИ узнали о планах властей поддержать разработчиков патриотических игр 03:05, Политика Бывший член ЦК КПСС обвинил Украину в развале СССР 02:48, Политика Чем оригинальные запасные части для автомобиля лучше. Тест на выживание 02:44, РБК и Mercedes-Benz Военная база США в Ираке подвергалась ракетному обстрелу 02:12, Политика Минобороны рассекретило документы о преступлениях нацистов в Венгрии 01:31, Общество Bloomberg узнал об обновлениях в iOS 15 от Apple 01:21, Технологии и медиа Премьер Чехии поблагодарил Словакию за высылку российских дипломатов 00:46, Политика
Газета
Знак без качества
Газета № 192 (2448) (1810) Бизнес,
0

Знак без качества

Минпромторг определил критерии маркировки товаров, произведенных в России
Минпромторг выбрал критерии, которым должны соответствовать товары, чтобы получить маркировку «Сделано в России». Эксперты сомневаются в полезности знака, если не будут учитываться качество товара и участие других стран в его производстве
Фото: Lori
Фото: Lori

Семейство знаков

Минпромторг работает над проектом «Сделано в России» — системой маркировки и идентификации товаров, произведенных в России, — с 2014 года. Основная цель инициативы, реализация которой назначена на 2017–2018 годы и период до 2025 года, — увеличить лояльность россиян к такой продукции. Концепция программы (есть в распоряжении РБК) сейчас направлена на согласование, в частности, в Минсельхоз и Минэкономразвития, подтвердили РБК ее разработчики.

Согласно документу получить знак «Сделано в России» сможет любой товар, произведенный на территории страны и имеющий сертификат соответствия. Качество продукции при этом учитываться не будет. Как следует из документа, один из принципов программы — «равный доступ российских производителей к использованию знака «Сделано в России» на основе критериев происхождения и безопасности продукции вне зависимости от качества производимых товаров». К производителям могут предъявляться и дополнительные требования, например по содержанию отечественного сырья в продукте.

В дальнейшем на основе данной маркировки должно возникнуть целое «семейство» знаков — «Выращено в России», «Российский дизайн», «Вручную сделано в России» и др., указывается в презентации Минпромторга.

Предоставлять права на использование знака «Сделано в России» будет АНО «Российская система качества» (Роскачество), созданная в 2015 году по инициативе правительства для повышения уровня доверия к отечественным товарам. Организация проводит исследования, на основании которых предлагает производителям, чья продукция соответствует повышенным требованиям, получить российский «Знак качества».

При присвоении «Знака качества» для разных категорий товаров доля российского сырья может быть разной. В частности, для рыбной продукции она составляет 100%, а для товаров легкой промышленности — только 40%, рассказал РБК представитель Роскачества​. «Такой разброс уровня локализации связан с тем, что сырье для производства некоторых товаров, к сожалению, практически не производится в нашей стране. Например, хлопок», — объясняет собеседник РБК. Роскачество предполагает, что аналогичная методика будет применяться и в случае с маркировкой «Сделано в России».

Мотивация Минпромторга

«Сегодня по-прежнему престижно пользоваться иностранными товарами», — отмечается в концепции проекта «Сделано в России». В то же время наблюдается рост доверия к отечественным товарам — правда, прежде всего это касается продовольствия. В случае с одеждой, обувью, бытовой техникой и автомобилями россияне предпочитают зарубежных производителей, констатируют авторы проекта.

Министерство ссылается на положительный зарубежный опыт и исследование организации по изучению общественного мнения «ЕвроБарометр» четырехлетней давности. Тогда 71% граждан ЕС заявили, что место происхождения товара является для них значимым фактором, для 34% — определяющим. «Эффект страны происхождения» (положительное отношение к производимой в стране продукции)  — важнейший инструмент госполитики. «Покупка товара тесно связана с представлениями потребителей о стране происхождения», делают вывод авторы концепции.

Засилие фейков

Маркетолог и генеральный директор компании «Дымшиц и партнеры» Михаил Дымшиц обращает внимание на то, что в России уже существует множество знаков и обозначений с «такой же логикой». «Большей части [торговых] марок это не помогло, их не замечали», — говорит он.

Минпромторг тоже признает избыток существующих на сегодня «знаков качества», отмечая, что в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации их насчитывается 1147, при этом 30 из них содержат в своих названиях указание на Россию, Российскую Федерацию, а 60 — наименования российских субъектов. Некоторые наиболее известные подобные маркировки называются в сопроводительной презентации фейками [от англ. fake — подделка], поскольку они присваиваются за прямое или скрытое вознаграждение, уверены в министерстве. В отличие от них право использования знака «Сделано в России» будет предоставляться на безвозмездной основе, обещают разработчики проекта.

Именно Роскачество отвечает за другой формат маркировки товара, придуманный министерством, — собственно по критериям качества. С 2015 года производитель может получить национальный «Знак качества» и разместить его на упаковке своего товара. Единственное условие — это проверка качества товаров экспертами, «услуги которых необходимо оплатить», указывало ранее министерство. Сейчас процедура для производителей абсолютно бесплатна, уверяют в Роскачестве. В прошлом году «Знаки качества» получили первые 12 компаний — все из сектора легкой и пищевой промышленности.

«Съедено в России»

Исполнительный директор содружества «РусБренд» Алексей Поповичев не уверен, что массовая маркировка продукции знаком «Сделано в России» поможет продвижению отечественных товаров. На каждом из них согласно требованиям законодательства и так написано, где он произведен, указан юридический адрес, напоминает эксперт. «Мне кажется, этот знак не должен присваиваться только потому, что товар произведен на территории России, если мы хотим сделать его действительно весомым в глазах потребителей», — подчеркивает Поповичев.

Для сравнения, национальный лейбл Италии — Made in Italy — разрешается использовать на упаковке только при условии, что большая часть производственного процесса прошла на территории Италии, а качество сырья и продукции подтверждены соответствующими сертификатами. При этом производителю приходится постоянно подтверждать право использования национальной маркировки.

Теоретически потребность в таком знаке есть и у нашей страны, но необходимо понимать его релевантность, говорит директор по стратегии брендингового агентства Depot WPF Фара Кучкаров. «Если мы хотим замахнуться на электронику, то будем конкурировать с Японией, которая и без значка в этой категории сильна», — приводит пример эксперт.

Сами производители относятся к инициативе Минпромторга по-разному. Как заявила РБК пресс-служба «Черкизово», подобные знаки помогают увеличить лояльность покупателей и особенно хорошо работают в регионах в категориях ультрафреш. Потребители считают, что «свой» продукт более свежий и натуральный.

​Лояльность формируется не на основании географической привязки, а на основании качества, сервиса и удовлетворения покупателя, возражает гендиректор производителя зубной пасты Splat Евгений Демин. Глобально знак, что продукт «сделан в России и съеден в России», ничего не изменит, заключает бизнесмен.