Лента новостей
Годовщина аварии на Чернобыльской АЭС. Видео 14:34, Статья Медведев пообещал победу над теми, что «подменяет историю злобной ложью» 14:31, Новость Как застраховаться от утечек данных: план действий 14:30, Статья Исполнительнице теракта в центре Стамбула дали 7 пожизненных сроков 14:30, Новость РФС назвал ориентиром для возвращения сборной отбор на ЧМ-2030 14:22, Статья Кремль заявил о планах выстраивать отношения с Европой на новых основах 14:15, Статья Бесплатные токены для заказавших смартфон от Solana окупили его стоимость 14:08, Статья Силовики задержали еще одного фигуранта дела о теракте в «Крокусе» 14:06, Статья Мирра Андреева одержала вторую подряд волевую победу на турнире в Мадриде 14:03, Статья Кабмин предложил разрешить приставам применять физическую силу и оружие 14:00, Статья Защита потребует передать дело Иванова военным следователям 13:58, Новость В ЦБ допустили рост российской экономики выше 3% в 2024 году 13:55, Статья Минэнерго не увидело причин для восстановления экспорта энергии в Китай 13:55, Статья Помощник Карпина в сборной России покинул клуб Второй лиги 13:46, Статья РФС утвердил «Лужники» местом проведения суперфинала Кубка России 13:44, Статья Рублев на «Мастерсе» в Мадриде прервал серию из четырех поражений 13:44, Статья Неоригинальное решение: за счет чего растет рынок автозапчастей 13:41 От чего нас лечат: 5 несуществующих диагнозов 13:40, Статья
Газета
Бомбардировки из прошлого
Газета № 182 (2199) (0610) Общество,
0

Бомбардировки из прошлого

Насколько современна российская авиация, воюющая в Сирии
Фото: Риа Новости
Фото: Риа Новости

В ходе бомбардировок в Сирии Россия задействовала авиацию по большей части советского производства, далеко уступающую американской. Однако эксперты уверяют, что для военной кампании против ИГИЛ это не помеха.

Минобороны продолжает наращивать количество ударов по позициям исламистов в Сирии. За последние сутки с авиабазы Хмеймим совершено 25 вылетов (в предыдущие сутки — только 20 вылетов) по девяти целям — объектам группировки «Исламское государство» (запрещена в России как экстремистская), говорится в последнем сообщении военного ведомства. Согласно официальным выступлениям представителя военного ведомства Игоря Конашенкова, Военно-космические силы (ВКС) России используют самолеты Су-34, Су-24М и Су-25.

Почтенные и многозадачные

По словам аналитика американской CNA Corporation Майкла Кофмана, российская группировка включает в себя как «почтенные советские истребители», так и «самые современные многозадачные самолеты, которые может предложить Россия».

Самый современный российский самолет, участвующий в операции в небе над Сирией, — Су-34. Это истребитель-бомбардировщик четвертого поколения, способный бороться с наземными и воздушными целями. Он также классифицируется как фронтовой бомбардировщик, способный наносить точные удары не только в тактической, но и в оперативной глубине территории противника, говорится на сайте Минобороны. Официально он принят на вооружение только в 2014 году, но, по данным «Военно-промышленного курьера», использовался уже в войне с Грузией в 2008 году, якобы выведя из строя грузинскую РЛС, частично «ослепив» ПВО противника. На российской авиабазе в Латакии, по данным сирийских авиаблогов, замечено шесть подобных машин.

На авиабазе в Латакии замечено также четыре перехватчика Су-30СМ четвертого поколения, предназначенные для поражения воздушных целей, но способные наносить удары и по наземным объектам. Пока официальных сообщений об использовании этих истребителей не было. Они созданы на основе глубоко модернизированных машин семейства Су-27. Проектирование этих самолетов началось в «ОКБ Сухого» в конце 1969 года как ответ на создание в США истребителя F-15. Первые контракты на поставку Минобороны модернизированного варианта Су-30СМ подписаны в 2012 году.

Другой российский фронтовой бомбардировщик в Сирии — Су-24М, машина третьего поколения. Семейство Су-24 разрабатывалось еще с конца 1960‑х годов, а принят на вооружение самолет был в 1975 году. Модернизированные серийные Су-24М были поставлены в войска в июне 1981 года. Машина получила новое прицельное оборудование, на вооружение было взято управляемое оружие с лазерным и телевизионным наведением: управляемые ракеты и корректируемые авиабомбы. В Сирии было замечено 12 подобных самолетов.

Основной «рабочей лошадкой» в сирийской компании российских ВКС остается Су-25СМ. Работы по созданию штурмовика Су-25 начались в 1968 году, на вооружение он поступил в 1981‑м. Новый самолет проектировался как предельно простой в эксплуатации и обслуживании дозвуковой реактивный самолет. В войне в Афганистане эти самолеты отличились большой живучестью. Последняя модернизация самолета проводилась в начале 2000‑х, когда была создана оснащенная цифровой электроникой модификация Су-25СМ. В Сирии эта машина оснащается​ неуправляемыми 500‑килограммовыми фугасными бомбами ФАБ-500 в районах соприкосновения войск Асада с повстанцами. Всего на российской авиабазе замечено 12 таких машин.

Су-25, например, зарекомендовали себя как самолеты непосредственной поддержки, но в то же время они показали себя уязвимыми, особенно для переносных зенитных ракетных комплексов, заявил Би-би-си Кофман. Су-24М2 он назвал классическим, но «поношенным» тактическим бомбардировщиком, но Су-34, наоборот, заслужили его похвалу. «Они никогда не использовались на войне, и Россия не просто использует их, но на самом деле испытывает их», — считает он.

Для аналитика компании Stratfor Сима Тэка вопрос в первую очередь заключается не в боевых характеристиках российской авиации, а в том, знакомы ли пилоты с современным оборудованием и «современными методами эффективного развертывания в районе боевых действий». «Вся добавочная аккуратность систем лазерного наведения или вооружений с наведением по сигналу глобальной спутниковой навигационной системы может оказаться бесполезной, если вы не можете решить, куда вам нужно бить», — заявил он Voice of America.

Отсталость российской авиации называет мифом военный эксперт Александр Храмчихин. Десять из 30 самолетов на российской авиабазе в Сирии — это Су-34 и Су-30, принятые на вооружение уже в XXI веке, уточняет эксперт. «В ВВС США соотношение старой техники и современной примерно такое же», — констатирует Храмчихин. По его словам, у соседних стран региона большая часть авиации еще более старая. Даже коалиция во главе с США использует модернизированные B-52 с 50‑летней историей, уточняет эксперт.

С Храмчихиным согласен главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. По его словам, нормальный цикл создания современных самолетов — 15–20 лет. История создания основного американского истребителя-бомбардировщика F-15E уходит в 1970‑е, а самого современного многоцелевого истребителя F-22 пятого поколения — в 1980‑е, напоминает Коротченко. «Су-34 — это абсолютно современный самолет с выдающимися характеристиками поколения 4++. На Западе нет специализированных фронтовых бомбардировщиков с такими характеристиками», — уверяет Коротченко. Для решения поставленных задач — борьбы с инфраструктурой террористов — пригодны и прошедшие модернизацию Су-25 и Су-24, уверен эксперт.

Вертолеты

На базе Хмеймим в Латакии также присутствует и группировка российских вертолетов — по несколько единиц ударных Ми-24 и многоцелевых Ми-8. По данным Минобороны, вертолеты пока не применялись российскими ВКС в Сирии. Их задача — спасательные операции с участием спецназа в случае крушения российского самолета и необходимости эвакуации катапультированных летчиков, рассказал РБК собеседник в одной из силовых структур, знакомый с поставленными в вертолетчикам в Сирии задачами.

Ми-8 — одна из самых удачных разработок советского вертолетостроения еще 1960‑х годов, может использоваться в экстремальных погодных условиях. Вертолеты Ми-8МТВ, распознанные экспертами в Латакии, предназначены для перевозки личного состава и грузов, включая вооружения.