Лента новостей
Суд освободил бизнесмена Бойко-Великого от наказания по одному делу 21:12, Статья Сменивший гражданство россиянин завоевал медаль. Что происходит на Играх 21:05, Статья Гладков сообщил о ракетном ударе по Белгороду 21:02, Статья Будущее с поставкой: зачем инвестору фьючерсы на акции 21:00 В Москве подросток погиб из-за падения снега с навеса над балконом 20:58, Новость Гуменник прыгнул пять четверных перед произвольной программой на Играх 20:45, Статья Дмитриев не войдет в состав делегации России на переговорах по Украине 20:44, Новость Трамп заявил, что Зеленскому пора начать действовать по мирной сделке 20:36, Статья DP World «немедленно» уволил главу компании из-за связей с Эпштейном 20:30, Статья Ефремов впервые после колонии вышел на сцену перед публикой 20:21, Статья В Челябинске главу Роспотребнадзора арестовали по делу о мошенничестве 20:21, Новость Бьорндален упрекнул FIS за доминирование Норвегии 20:13, Статья ВС разрешил изъять единственное жилье наследника за долги отца 20:11, Статья Эксперты связали смену главы делегации России с новым фокусом переговоров 20:09, Статья Дмитриев проведет переговоры с делегацией США в Женеве 20:07, Статья Какие инвестиционные активы обгоняют инфляцию 20:00 У экс-замгубернатора Кубани потребовали изъять имущество на ₽330 млн 19:59, Новость Сменивший гражданство россиянин выиграл серебро на Олимпиаде 19:58, Статья
Газета
$1,4 млрд на лапше
Газета № 150 (2167) (2108) Общество,
0

$1,4 млрд на лапше

На чем разбогател единственный миллиардер Непала
Фото: Bloomberg
Фото: Bloomberg

Бинод Чоудхари, единственный миллиардер Непала, попал в список Forbes в 2013 году. На то, чтобы создать в одной из беднейших стран мира империю в 80 компаний, работающих в 11 секторах, у него ушло 40 лет.

Непал, одна из беднейших и неразвитых стран мира, не самое привлекательное место для ведения бизнеса. Более двух миллионов из 30 млн непальцев работают за границей, главным образом в Индии и на Ближнем Востоке, переводя часть денег на родину. Эти поступления составляют примерно 30% ВВП страны. Основной отраслью экономики Непала остается сельское хозяйство, в котором заняты три четверти трудоспособного населения.

Несмотря на это, Бинод Чоудхари, первый непальский миллиардер, верит в будущее своей страны. «Непал в состоянии сделать гигантский скачок в своем развитии за короткий период времени, — утверждает Чоудхари. — Мои достижения — пример для молодежи, свидетельство, что здесь можно развивать бизнес».

Потомственный торговец

Бинод Чоудхари родился в 1955 году в Катманду в семье предпринимателей из Индии. Он был старшим из трех сыновей Лункарана Даса и Ганги Деви Чоудхари. Дед Бинода, Бхурамалла, перебрался в столицу Непала в 1930-х из «индийской Шотландии» — Шекхавати. Непал с населением около 30 млн человек исторически тесно связан с Индией, и представители политического истеблишмента последней до сих пор рассматривают северного соседа как неотъемлемую часть «индийского мира» и зону индийских геополитических интересов.

После разрушительного землетрясения 1933 года, подорвавшего коммерческую и социальную инфраструктуру Непала, правившая в стране династия Рана стала поощрять развитие коммерции и международных торговых связей.

Бхурамалл сделал ставку на торговлю индийским текстилем и со временем стал поставлять ткани даже для королевского двора. После смерти Бхурамалла бизнес возглавил 23-летний Лункаран Дас. Отцу Бинода удалось вывести семейное предприятие на качественно новый уровень, активно осваивая международный рынок. В США и Европу он экспортировал джут (текстильное волокно), а из Японии и Кореи — импортировал ткани. В 1968 году под руководством Лункарана в Непале появилась первая сеть универсальных магазинов Arun Emporium. На тот момент семье уже принадлежали собственная трикотажная фабрика, текстильное производство и завод по выпуску стальной посуды.

Росту продаж Arun Emporium помогали обеспеченные индийцы, которые приезжали в Катманду, чтобы поиграть в казино, и закупались в универсамах Лункарана. «Тогда иностранные товары были редкостью в закрытой индийской экономике, — вспоминал в одном из интервью Бинод. — Сейчас, конечно, все иначе».

Пик развития торговой компании семьи Чоудхари Arun Impex пришелся на 1970-е годы. У фирмы были эксклюзивные права на дистрибуцию продукции таких компаний, как Moulinex и Max Factor. Она также импортировала широкую линейку продуктов, в том числе текстиль, строительные материалы, скобяные товары, продовольствие и специи. Тогда же Лункаран добавил к солидному портфолио семейной империи строительный бизнес — основанная им фирма United Builders стала в итоге одной из крупнейших девелоперских компаний страны.

Чтобы наладить контакты со своими потенциальными контрагентами, в начале 1970-х годов Лункаран отправил Бинода в Японию. Сын должен был договориться о прямых поставках в Непал электроники и других потребительских товаров. «Япония стала для меня школой бизнеса», — рассказывал потом Бинод. Чтобы «лучше вести переговоры и самостоятельно заказывать себе вегетарианскую еду», он даже выучил японский.

Лапшичный король

В 1973 году у Лункарана обострились проблемы с сердцем, и 18-летний Бинод, начавший обучаться бухгалтерскому делу в Индии, вынужден был бросить учебу, чтобы возглавить семейное дело. «Я быстро понял, что управлять компаниями совсем не так просто, как я предполагал, — вспоминает Бинод. — Мне приходилось вести дела с людьми поколения моего отца, и главное, что приходилось делать, — это выстраивать доверие. Я считаю, что мне это удалось». За прошедшие с тех пор 42 года Бинод превратил группу с 400 наемными работниками в одну из крупнейших корпораций страны. Сегодня конгломерат Cinnovation/Chaudhary Group (CG Group) объединяет более 80 компаний в 19 странах мира, их совокупные инвестиции превышают $1 млрд в год, а штат сотрудников насчитывает 6 тыс. человек.

Несмотря на солидное портфолио компаний, которые уже принадлежали его семье, Бинод, приступив к руководству бизнесом, решил продолжить диверсификацию. В начале своей карьеры он запустил мукомольное производство, производство масла и упаковки. Впоследствии это дало бизнес-империи Бинода новый мощный толчок.

В начале 1980-х между Катманду и Бангкоком было открыто прямое авиасообщение, и вскоре почти каждый, кто возвращался в Непал рейсом Nepal Airlines или Thai Airways, привозил с собой тайскую лапшу быстрого приготовления — в Непале продукт стал настоящим хитом. «У нас оставались излишки муки, и мы решили, а почему бы нам не попробовать зайти в этот сегмент», — рассказывал Бинод. Вскоре лапша Wai Wai производства CG Group появилась во всех продуктовых магазинах страны. Она пользовалась бешеным спросом, ведь продукт не надо было разогревать на плите. Wai Wai быстро завоевала популярность не только в Непале, но и в Индии, а в итоге стала узнаваемым брендом на 30 азиатских рынках. Сейчас доля Wai Wai на рынке лапши быстрого приготовления Непала составляет около 90%, а на глобальном рынке — 2%. Ежегодно CG Group выпускает 2 млрд упаковок Wai Wai, что приносит компании $300 млн выручки. В 2005 году CG Group открыла производство Wai Wai в Индии. Еще один сверхпопулярный потребительский бренд CG Group — пиво Nepal Ice beer.

Международная экспансия

Бинод стал миллиардером вопреки многим факторам — например, по непальскому законодательству жителям страны запрещено инвестировать за рубеж, а также вести бизнес за границей. Большую же часть своей бизнес-империи Бинод построил за рубежом, свидетельствуют данные Forbes.

В начале 1990-х в Непале обострился политический кризис, который к 1996 году перерос в вооруженный конфликт между маоистами и королевской властью. Но к этому времени Бинод уже зарегистрировал в Сингапуре холдинг Cinnovation для управления зарубежными активами.

Чтобы развивать иностранные активы, два сына Бинода — Рахул и Варун — покинули Непал. Старший из сыновей миллиардера, Нирвана, остался следить за бизнесом на родине. Сейчас Cinnovation объединяет 48 компаний, работающих в 11 секторах, — от биотехнологий до телекоммуникаций и финансовых услуг. Крупнейший актив Cinnovation — доля в непальском Nabil Bank.

«В большой стране у вертикально интегрированной компании есть безграничные возможности для роста. В маленькой стране, как Непал, ты достигаешь предела так быстро, что не успеваешь даже заметить это», — объясняет Бинод логику зарубежной экспансии своего бизнеса.

«Он использовал лазейки, — объясняет Пратик Прадхан, редактор непальской экономической газеты. — Он стал миллиардером в стране с закрытой экономикой — это впечатляет». «Выход на международный рынок и экспансия — эффективный ответ на сложную обстановку внутри страны», — отмечает Тарун Кханна, профессор бизнес-школы Гарварда, глава направления «Южная Азия».