Лента новостей
Капитан-рекордсмен. Главное о карьере Александра Овечкина 00:30, Спорт В Гидрометцентре спрогнозировали дожди в Москве до конца июля 00:11, Общество Нурмагомедов возглавил рейтинг самых успешных звезд России 00:10, Спорт Моргенштерн обошел Собчак, Тимати и Шнурова в рейтинге звезд Forbes 00:10, Общество Джон Суини — РБК Pro: «Мировой крах был спровоцирован десятком человек» 00:02, PRO Почему бизнес переходит на онлайн-решения для организации командировок 00:01, РБК и Smartway В «Цифровую экономику» впишут борьбу с дипфейками и адаптивный контент 00:00, Технологии и медиа В Греции комментатора уволили за расистские высказывания во время Игр 27 июл, 23:58, Спорт Байден назвал «настоящую проблему» Путина 27 июл, 23:48, Политика Петкович сменил сборную Швейцарии на французский клуб 27 июл, 23:42, Спорт Байден обвинил Россию во вмешательстве в выборы 2022 года 27 июл, 23:28, Политика Личный комфорт и финансы: эксперт разбирает инвестпортфели бизнесменов 27 июл, 23:13, РБК и Сбер Минюст разрешил ЗАГСам регистрировать браки на дому и в больницах 27 июл, 23:01, Общество Красовский выиграл суд по статье о прослушке телефона Гозмана 27 июл, 22:50, Политика Социальные сети для бизнеса на реальных примерах 27 июл, 22:44, РБК и Альфа-Банк Присяжные в Москве признали лидера банды из 1990-х виновным в убийствах 27 июл, 22:40, Общество Климатологи оценили прогноз о затоплении двух городов России 27 июл, 22:30, Общество Пять интересных фактов об арктическом шельфе 27 июл, 22:20, РБК и «Газпром нефть» Фетисов назвал ожидаемым подписание «Вашингтоном» контракта с Овечкиным 27 июл, 22:16, Спорт «Манчестер Юнайтед» договорился с «Реалом» о переходе чемпиона мира 27 июл, 22:06, Спорт В Москве задержали кандидата в депутаты Госдумы от КПРФ 27 июл, 21:56, Политика Экс-солистка «Ленинграда» подала к Шнурову иск на 19,5 млн руб. 27 июл, 21:52, Общество Едем на пикник: генератор счастливых моментов в путешествиях 27 июл, 21:50, РБК и Lexus Правление «Петербургского диалога» в ФРГ приостановило контакты с Россией 27 июл, 21:49, Политика Два россиянина и Карлсен вышли в четвертьфинал Кубка мира по шахматам 27 июл, 21:40, Спорт Instagram сделает закрытыми аккаунты подростков 27 июл, 21:30, Технологии и медиа Как изменились ноутбуки Zenbook за десять лет 27 июл, 21:25, РБК и ASUS Российский форвард подписал контракт в НХЛ на $23,2 млн 27 июл, 21:15, Спорт
Газета
Электрички поедут авансом
Газета № 020 (2037) (0602) Общество,
0

Электрички поедут авансом

РЖД возвращает ранее отмененные пригородные поезда
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Не дожидаясь решений о компенсациях тарифов, «дочки» РЖД запускают отмененные электрички в регионах авансом. В четверг в регионах вышли на маршрут 40  поездов из 300 отмененных.

Российские железные дороги начали восстанавливать пригородное сообщение, вчера запущено около 40 электричек, сообщили в РЖД. Всего пригородные «дочки» монополий планируют вернуть в расписание около 300 пригородных поездов.

Это почти все электрички, отмененные с начала года из-за разногласий с региональными властями, сказал РБК представитель РЖД. Они пойдут в течение недели, обещает он. Условия, на которых возобновляется движение, он не называет. Компания исходит из решений правительства, которые будут приняты по этому вопросу, говорит представитель РЖД.

Накануне Владимир Путин на совещании с членами правительства резко раскритиковал бездействие чиновников, допустивших массовые отмены электричек. «Перестали ходить электрички в регионы, вы что, с ума сошли?» – обратился к министрам президент. Пригородное движение нужно восстановить не дожидаясь формальных решений, резюмировал Путин.

На закрытой части совещания тема отмененных электричек продолжилась, Путин в резких выражениях требовал немедленно разобраться с этой проблемой, рассказал РБК один из его участников. Больше всего критики, по его словам, досталось вице-премьеру Аркадию Дворковичу и советнику президента Игорю Левитину, которые курируют транспортную инфраструктуру.

Наказ был исполнен. Регионы в четверг начали рапортовать о восстановлении пригородного железнодорожного сообщения. Правительство Псковской области получило телеграмму Северо-Западной пригородной пассажирской компании, сообщающую, что электрички пойдут с 6 февраля, рассказал РБК заместитель областного губернатора Александр Кузнецов. Условия возобновления движения «дочка» РЖД не сообщила, добавил он.

В Нижегородской области в ближайшие дни пригородное сообщение полностью восстановится, сообщил ТАСС представитель Горьковской железной дороги. Возвращает 15 электричек Пермская пригородная компания, сообщил Интерфаксу директор компании Александр Кацур. С 6 февраля пойдут поезда в Вологодской области, полностью оставшейся без электричек после нового года, сообщил представитель Северной пригородной компании.

Долой убытки

Реформа РЖД, в результате которой пригородным сообщением занялись «дочки» компании, началась в 2002 году. Тогда оставшееся с советских времен Министерство путей сообщения преобразовалось в государственную компанию – акционерное общество «Российские железные дороги».

Пригородные перевозки всегда приносили убытки, вопрос был в том, как распределить их, снять с баланса РЖД, рассказывает бывший высокопоставленный сотрудник монополии, сейчас – топ-менеджер госкорпорации. Поэтому решили создать пригородные компании вместе с региональными администрациями, рассказывает он. По замыслу авторов реформы, электрички приравнивались к общественному транспорту: РЖД и регионы брали на себя субсидирование тарифов, избавляя грузоперевозчиков от необходимости оплачивать убыточные перевозки, вспоминает бывший топ-менеджер монополии.

Но реформа затянулась. Как говорится в отчете Счетной палаты, опубликованном в среду, создание пригородных пассажирских компаний опоздало относительно изначально заявленных планов на семь лет – они заработали только в 2012 году. При этом РЖД вместе с региональными властями так и не разработали «эффективные меры по сокращению убыточности пассажирских перевозок в пригородных сообщениях».

Электрички в аренде

Как установила Счетная палата, пригородные пассажирские компании работают без основных активов – подвижного состава и депо. Они остались на балансе самих РЖД, которые сдают их в аренду дочерним структурам. 80% расходов последних как раз приходится на оплату аренды электричек, их техническое обслуживание и сублизинговые платежи. В результате, пишет Счетная палата, за 2013 год 19 из 25 пригородных компаний были убыточны, их суммарный убыток составил 6,5 млрд руб.

Таким обоснованием затрат были недовольны губернаторы, у которых в кризис стали падать доходы бюджетов. В конце 2014 года глава Вологодской области Олег Кувшинников опубликовал в интернете видеообращение к жителям региона, в котором заявил, что область не готова «компенсировать неэффективные затраты «дочки» РЖД. […] Это непрозрачные для нас цифры, мы эти цифры не признаем». Кувшинников отметил, что концепция пригородного транспортного обслуживания РЖД «противоречит интересам и регионов, и населения». Ему вторили другие губернаторы.

Из-за того что регионы сокращали компенсации, в 2012–2014 годах пригородные компании отменили 894 электрички, подсчитала Счетная палата. В этом году по этой же причине с маршрутов ушло еще около 300 поездов, свидетельствуют данные РЖД.

Доля регионов

Действительно, электрички убыточны, признает представитель РЖД, хотя в 2014 году количество прибыльных пригородных компаний выросло до 11. В убытках виноваты региональные власти, которые проявили «нежелание развивать гармоничную транспортную систему», говорится в сообщении РЖД. Монополия неоднократно обращалась к властям областей, которые являются совладельцами пригородных компаний, с предложением увеличить их уставный капитал. РЖД могли внести в него электрички и депо, а регионы – деньги, чтобы сохранить доли. Но у субъектов Федерации нет средств на такие сделки, сообщила монополия. Кроме того, передача активов в региональные компании рискована, подчеркивают в компании: при ограничении объемов перевозок из-за нехватки средств регионы будут вынуждены принимать необратимые решения о ликвидации у ППК подвижного состава.

Имущество железных дорог на балансе у нескольких компаний, в частности, в Омске и Вологде.

Минус НДС

В качестве оперативной меры можно снизить НДС на пригородные перевозки с 18 до 10%, предложил на совещании в среду вице-премьер Аркадий Дворкович. Это поможет дополнительно высвободить примерно 4 млрд руб., говорит человек, знакомый с деталями предложений, обсуждаемых в правительстве. Не исключено, что будет принято еще более радикальное решение об обнулении НДС, тогда сумма вырастет до 6–8 млрд руб., говорит он. Консультации со всеми ведомствами идут в постоянном режиме, решение чиновники должны найти в течение ближайших дней.

В четверг вице-премьер Дворкович провел совещание с участием представителей РЖД и профильных министерств. «Аркадий Дворкович провел совещание с участием представителей РЖД и отраслевых министерств и ведомств по финансовому обеспечению пригородного сообщения. Участники обсудили возвращение коэффициента 0,01 к инфраструктуре вместо 0,25, нулевую ставку НДС, а также иную возможную дополнительную поддержку», – сообщила журналистам помощник вице-премьера Алия Самигуллина (цитата по ТАСС).

За прошлый год регионы должны были компенсировать пригородными компаниям около 15 млрд руб., выделили на это только 8,7 млрд руб., приводят данные РЖД. В этом году разрыв увеличился. Из 24 млрд руб. компенсаций области и края готовы заплатить только 7,9 млрд руб.