Лента новостей
Международные эксперты назвали особенности теракта в «Крокус Сити Холле» 08:01, Статья Лавров назвал «здравые вещи» в мирном плане Китая по Украине 07:53, Новость Польша подняла в небо самолеты из-за дальней авиации России 07:49, Статья Байден заявил о готовности арабских государств признать Израиль 07:28, Статья ВТБ вернет кешбэк с прямым начислением рублей вместо бонусов 07:00, Статья Безглютеновая диета опасна для здоровья. Почему на ней сидят миллионы 07:00, Статья Окна в пол и угловое остекление: как найти светлую квартиру 06:59 Военная операция на Украине. Онлайн 06:57, Онлайн Страны ЕС отказались выпускать молдавский детский хор из Белоруссии 06:49, Новость Минюст напомнил о праве иноагентов баллотироваться на выборах в России 06:35, Статья Папа римский впервые омыл ноги 12 женщинам в Чистый четверг 06:00, Новость В Британии пожаловались на дефицит трупов для обучения медиков 05:58, Новость Режиссера «Оппенгеймера» посвятят в рыцари в Великобритании 05:36, Новость В Днепре, Хмельницком и Кременчуге прогремели взрывы 05:35, Статья Politico сообщила о «косвенном финансировании» йеменских хуситов Китаем 05:17, Статья На Украине проверят военкома за поцелуи на рабочем месте 04:58, Новость Гладков сообщил о повреждении многоэтажек и гимназии в Белгороде 04:31, Статья Вильфанд спрогнозировал аномальное тепло в апреле 04:28, Новость
Газета
Почему школы для одаренных оказались в зоне риска
Газета № 195 (1970) (2010) //3045 Общество,
0

Почему школы для одаренных оказались в зоне риска

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Московские учителя протестуют. Работники школы-интерната «Интеллектуал» провели митинг против слияния школы с гимназией №1588 и требуют возврата финансирования школы, сокращенного втрое в начале учебного года. У общественности эта история вызвала немало тревоги. Дело в том, что новая модель школьного финансирования не учитывает школы, работающие с особыми категориями детей.

Идущая сейчас реформа образования ориентирована в том числе и на то, чтобы поднять общий уровень школ. И пока она с этой задачей справляется, насколько я могу судить, неплохо. Многие слабые школы, оказавшись внутри образовательных комплексов, дают теперь неплохие результаты в плане уровня образования, и никто там особенно не жалуется на новую ситуацию. В предыдущий период жизни нашего образования хорошая школа могла быть очень хорошей, но плохая – чрезвычайно плохой. И для школ с тяжелой репутацией, куда не шли дети, присоединение к школе с более высоким уровнем образования – неплохой выход.

Но за несколько лет, что идут серьезные изменения финансово-организационной системы московского образования (так называемый пилотный проект), вполне можно было бы сформировать и внятную стратегию для школ, работающих с особыми категориями детей. Это относится и к самим школам, и к руководству московского образования, и я не раз ставил эти вопросы. Общая модель финансирования, когда учреждение получает государственные деньги, исходя из количества обучающихся, не так просто накладывается на эти особые категории, будь то дети с инвалидностью, ограниченными возможностями по здоровью, девиантным поведением – или одаренные дети, которые по классификации ВОЗ также относятся к наиболее уязвимым категориям детей и подростков. В этих случаях нужна дополнительная работа специалистов – психологов, учителей и т.д., которая требует внятной организационно-финансовой схемы.

Как организовать особое финансирование в этих случаях? Если речь идет о детях с инвалидностью, то норматив увеличивается в Москве в два, а то и в три раза (в зависимости от диагноза). А вот для детей одаренных такая схема не проходит: никаких справок об особой одаренности нет и быть не может. Здесь нужен другой механизм, но только не переход на родительскую плату.

Ведь когда мы говорим об одаренных детях, предоставлении им возможностей для оптимального развития – разве это развитие только в интересах семьи? Одаренные дети – это те, кто умеет много и серьезно работать. Имеет смысл городу вкладываться в это? Конечно. Кто дальше будет двигать наши технологии и науки? Дети, которые хотят и могут больше и глубже работать в области математики, естественных и других наук и технологий. Это наш главный потенциал. Но как формально выделить именно те школы и классы, о которых вроде бы и так все знают? Ведь любая школа может сказать: мы работаем с одаренными, дайте нам дополнительное финансирование.

Здесь возможен механизм «государственного задания», в котором будут точно оговорены ответственность образовательного учреждения и результаты обучения. И это уже реализуется в части московских школ, которые работают с одаренными детьми. В случае с «Интеллектуалом», возможно, были школьные административные упущения, но это не может оправдать действия, направленные на разрушение школьной атмосферы и сложившегося там уровня преподавания. «Интеллектуал» – отличная школа, ученикам там хорошо, и они показывают высокие результаты. А если так, то нельзя сверху что‑то менять, руководствуясь лишь общими задачами реформы.

Объединение школ в единый комплекс должно происходить при согласии управляющего совета школы. Насколько я понимаю, в данном случае согласия школы «Интеллектуал» об объединении с гимназией №1588 нет. Представители школы говорили, что могут привлечь дополнительные средства, – прекрасно, надо было давно это делать.

Более того, представители школы сейчас добиваются не какого‑то особого дополнительного финансирования, а уровня, который есть у 95% московских школ – тех, которые вовремя вошли в пилотный проект (в его рамках выделяется дополнительное финансирование). Это порядка 120 тыс. руб. на ученика в год. Думаю, можно найти компромисс, который позволит включить «Интеллектуал» в пилотный проект. Единственный выход – договариваться, причем не за счет детей, не наказывая их за административные просчеты взрослых.

В разных странах образование ориентировано на разные цели: где‑то стремятся давать одинаково высокий уровень всем, где‑то лучше учат сильных. Например, по международным исследованиям, результаты в средней школе Канады существенно выше результатов США. Однако лучшие выпускники канадских школ идут не в канадские университеты, а в американские. Наш сосед Финляндия имеет лучшие результаты в Европе в области среднего образования, но не может похвастаться множеством победителей международных олимпиад и нобелевских лауреатов. Какова в этом отношении стратегия России, стратегия Москвы? К сожалению, мы не слышим внятных ответов на этот вопрос.