Лента новостей
В Telegram появилась альтернатива авторизации по СМС 22:47, Статья Что умеет видеоаналитика на производстве и в ретейле 22:46 Как DAM-системы меняют работу с корпоративными данными 22:36 Как российские компании перестраивают инфраструктуру под новые требования 22:30 Ливень, превративший улицы Аланьи в «озера». Видео 22:24, Новость Почему Египет импортирует продукты питания 22:23 FT узнала о возможности ЕС бессрочно заморозить российские активы 22:19, Статья В Запорожье восстановили пропавшее из-за непогоды электроснабжение 22:05, Новость Истина в стекле: как выбрать винные бокалы 22:05 Сын Трампа допустил, что его отец выйдет из мирного процесса по Украине 22:00, Статья Ферстаппен фразой «не так уж и плохо» оценил второе место в «Формуле-1» 21:59, Статья Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне 21:46 Welt узнала о жалобах Мерца из-за слов «маленький нацист» и «пьяница» 21:41, Новость Три истории из 2027 года: чем удивит многозадачный курорт на берегу реки 21:40 В Сочи на несколько минут объявили опасность БПЛА 21:40, Новость Глава JPMorgan рассказал о рисках для США из-за «слабой» Европы 21:31, Статья Как малый бизнес превращает операционку в стратегическое преимущество 21:23 Сверхсекретная база времен холодной войны: что посетить в Крыму 21:23
Газета
Правый поворот Европы
Газета № 061 (1836) (0804) Общество,
0

Правый поворот Европы

Националисты и евроскептики рвутся в Европарламент
Фото: ЕРА
Фото: ЕРА

Парламентские выборы в Венгрии в начале апреля и муниципальные выборы во Франции в конце марта продемонстрировали укрепление политических позиций националистов и евроскептиков. Волеизъявление венгров и французов — тревожный сигнал для сторонников объединенной Европы и инвесторов накануне майских выборов в Европарламент, полагают аналитики.

Правые на коне

Согласно последним данным, на парламентских выборах 6 апреля в Венгрии правоконсервативная коалиция сохранила свои позиции. Если в парламенте предыдущего созыва правящая партия «Фидес» в союзе с Христианско-демократической народной партией занимала 257 мест из 386, то теперь, после сокращения числа депутатов почти вдвое, может претендовать на 134 места из 199. Праворадикальное движение «Йоббик» займет те же 11—12% мест согласно мажоритарной системе выборов. Однако «Йоббик» заметно улучшила показатели по числу голосов избирателей — с 16% в 2010 году до 20,7% в этом.

«Йоббик» обновила рекорд народной поддержки праворадикальных партий Европы. Предыдущий в сентябре 2013 года поставила Австрийская партия свободы, набрав 20,5% голосов на местных парламентских выборах. «Нет сомнения, что «Йоббик» станет одной из влиятельнейших крайне правых партий Европы. Это в особенности удивительно, учитывая, что даже среди этих партий она отличается высоким радикализмом», — цитирует Reuters научного сотрудника Школы общественной и международной политики Университета Джорджии Кэса Мадда.

По итогам муниципальных выборов во Франции (23 и 30 марта) правящая Социалистическая партия потеряла мэрские посты в 150 городах и набрала в целом около 40% голосов. Правоцентристский «Союз за народное движение» заручился поддержкой 46% избирателей, а праворадикальный «Национальный фронт» — 7%. «Национальному фронту» удалось провести свыше 1500 депутатов в 200 муниципалитетах и завоевать 12 мэрских постов в городах по всей Франции. Лидер националистов Марин Ле Пен уже окрестила прошедшие местные выборы «лучшим результатом, которого добивалось наше движение».

Евроинтеграция под угрозой

Рост популярности правых и евроскептических партий подрывает стабильность ЕС как наднациональной организации. По данным аналитического портала Anirudh Sethi Report, с 2007 года уровень поддержки двух крупнейших партий (преимущественно правоцентристы и левоцентристы) в каждой стране Европы упал со среднего значения 65% до 55%. В то же время популярность партий евроскептиков, колебавшаяся пять лет назад около 5%, с начала 2012 года выросла до 15%. Журнал New Statesman отмечает, что у евроскептиков нет стремления к банковским союзам и финансовой солидарности по текущим договорам, «поэтому своенравность европейского избирателя может привести к крушению евроинтеграции как таковой».

Сторонников единой Европы еще больше пугают возможные альянсы евроскептиков. В январе Reuters сообщило о переговорах между «Альтернативой для Германии» и британской Партией независимости. По данным агентства, речь шла о возможном тесном сотрудничестве двух партий в Европарламенте. «Альтернатива для Германии», основанная в феврале 2013 года, пока не имеет своих представителей в этом органе. На парламентских же выборах в ФРГ прошлой осенью движение набрало 4,7% голосов и было в шаге от прохода в бундестаг. Независимая партия не имеет своих депутатов в британской палате общин, но на прошлых выборах в Европарламент набрала 16,5% и провела 13 депутатов из 72, положенных по квоте Великобритании.

Расширение присутствия евроскептиков в Европарламенте — результат вмешательства наднационального органа в дела отдельных государств, считает брюссельский корреспондент La Repubblica Андреа Бонанни. «Наличие определенного числа «антиевропейцев» — это хороший показатель того, что люди осознают: Европа существует и влияет на их жизни. Около 15—20% евроскептически настроенного населения — это нормально. Свыше 20% — значит, структуры единой Европы что-то делают не так, и им надо это исправить», — уверен он. Высокий процент евроскептиков не сможет в один щелчок изменить направление политики ЕС, но формирование «блокирующего меньшинства» возможно, считает шеф бюро Reuters в Брюсселе Люк Бейкер.

Что ждать России

Евроскептические партии Запада традиционно считаются дружественными России. Яркий пример — поддержка французского «Национального фронта» российских действий в ходе грузино-югоосетинского конфликта в 2008 году. Сейчас, в ходе украинского кризиса, вице-президент «Национального фронта» Луи Алио в интервью польской Rzeczpospolita в конце марта заявил, что первопричиной конфликта стало нежелание властей ЕС «учитывать российские интересы при разработке соглашения об ассоциации с Украиной». В мае 2013 года лидер венгерской партии «Йоббик» Габор Вона посетил Москву, где встретился с рядом политиков и выступил с лекцией в МГУ. По итогам поездки он заявил, что Россия является «истинно европейской страной, основанной на традициях, а не на идолопоклонстве деньгам и массовой культуре», в отличие от ныне «больной» Европы и ее «уродливого детища» — США. Он также высказался за вступление Венгрии в Евразийский союз как альтернативу ЕС.

С точки зрения экономики приход правых к власти в Европе для России, скорее всего, мало что изменит, свидетельствует пример Венгрии. Так, в феврале венгерский парламент проголосовал за соглашение с «Росатомом» о постройке двух энергоблоков АЭС «Пакш» мощностью 1—1,2 ГВт. Заметным является и российско-венгерское сотрудничество в сельском хозяйстве и банковской сфере.

Инвесторы обеспокоены

Для инвесторов же в целом приход к власти евроскептиков и правых ничего хорошего не сулит. В декабре 2013 года агентство S&P впервые снизило кредитный рейтинг ЕС с высшего AAA до AA+ на фоне «понижения общей кредитоспособности 28 стран союза» и опасений по поводу бюджетных соглашений на 2014—2020 годы. По данным британской The Telegraph, понижение рейтинга было связано и с заявлениями Лондона о возможном выходе Великобритании из ЕС. Премьер-министр страны Дэвид Кэмерон продолжает выражать недовольство чрезмерным вмешательством органов ЕС в дела Лондона, грозя референдумом о выходе страны из Евросоюза.

Удачное выступление евроскептиков и националистов на майских выборах в Европарламенте может ударить по притоку капитала в ЕС. Согласно прогнозу Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD), сокращение притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в регион может оказаться сильнее, чем в 2012 году. В 2012 году приток ПИИ в ЕС сократился более чем вдвое по сравнению с предыдущим годом — с 473 млрд до 207 млрд долл. В 2013 году показатель увеличился до 286 млрд долл.