Лента новостей
Курц после разговоров с Трампом обещал поддержку «Северному потоку – 2» 02:13, Спецпроект Здание Курского вокзала эвакуировали после сообщения о минировании 01:49, Общество В ЕС одобрили влияющую на «Северный поток-2» газовую директиву 01:27, Бизнес Землетрясение магнитудой 5,1 произошло на западе Турции 01:24, Общество «Атлетико» победил «Ювентус» в 1/8 финала Лиги чемпионов 01:06, Спорт Холст с автографом Горбачева продали на аукционе за 12 млн рублей 01:05, Общество Суд арестовал врио главы Дзержинского по делу о получении взятки 00:42, Общество СМИ узнали о наказе Венесуэлы компаниям страны открыть счета в России 00:21, Политика Росимущество выставило на торги три иномарки полковника Захарченко 00:21, Общество Основателя Baring Vostok Калви перевели в общую восьмиместную камеру 20 фев, 23:58, Общество СК назвал причину смерти спортсмена из Орла в уличной драке в Москве 20 фев, 23:49, Общество Какие новинки показала компания Samsung. Фотогалерея 20 фев, 23:08, Фотогалерея  Лига чемпионов по футболу. «Атлетико» — «Ювентус». Онлайн 20 фев, 23:00, Спорт Samsung показала новые флагманские смартфоны Galaxy 20 фев, 22:46, Технологии и медиа Посольство России в Британии не исключило смерти Скрипалей 20 фев, 22:30, Политика ЦСКА четвертый раз за пять лет выиграл регулярный чемпионат КХЛ 20 фев, 22:27, Спорт Боюсь рисковать: как открыть агентство бренд-коммуникаций 20 фев, 22:20, РБК и «Билайн» Бизнес Samsung представила гнущийся смартфон 20 фев, 22:18, Технологии и медиа CNN узнал о завершении расследования Мюллером «рашагейта» через неделю 20 фев, 22:15, Политика Почему российский рынок акций перешел к росту после двух дней снижения 20 фев, 22:11, Quote ОАК подала иск к летному отряду «Россия» из-за VIP-салонов для трех Як-40 20 фев, 22:08, Общество Презентация новых Samsung Galaxy: видеотрансляция 20 фев, 22:02, Стиль Порошенко с трибуны ООН заявил о возможности войны с Россией 20 фев, 21:56, Политика Роскомнадзор заблокировал 27 сайтов с информацией о банковских картах 20 фев, 21:43, Технологии и медиа Российская биатлонистка назвала позором свое выступление на ЧЕ-2019 20 фев, 21:39, Спорт Путин объяснил свое предложение США оценить мощность российского оружия 20 фев, 21:35, Политика Путин объяснил показ ракет во время послания желанием успокоить россиян 20 фев, 21:16, Политика Послание семьям и детям: как будут работать новые инициативы президента 20 фев, 21:12, Экономика
Газета
«Союз Аполлон». Расстыковка
Газета № 007 (1782) (2101) Общество, 21 янв 2014, 01:05
0
«Союз Аполлон». Расстыковка
Philip Morris ребрендирует «политический» сигаретный бренд
Фото: ЕРА

Компания Philip Morris за несколько месяцев до наступления «слепого рынка», когда будет запрещена не только реклама, но и выкладка сигарет на витрины, готова кинуть на стол свой последний козырь. Мировой табачный лидер выведет в Россию свою флагманскую именную марку сигарет Philip Morris. В портфеле компании она заменит «Союз Аполлон», выпускавшийся еще с советских времен. Эксперты отмечают, что старая советская табачная марка, бывшая в СССР предметом острого дефицита, в России XXI века утратила свою актуальность: россияне не испытывают гордости от успехов страны в космосе, символом чего долгие годы и являлся «Союз Аполлон».

Сигареты «Союз Аполлон» впервые появились на советском рынке еще в 1975 году — их выпуск был посвящен стыковке советского и американского космических кораблей, ставшей символом очередной непродолжительной разрядки в отношениях двух супердержав. Новые сигареты, в мешке которых впервые в СССР был использован американский табак сорта «вирджиния», сразу стали дефицитом: свободно купить их можно было только в городке космонавтов на Байконуре. В крупных советских городах достать их было крайне сложно, даже учитывая высокую цену — 1,5 руб. за пачку. Сигареты «Союз Аполлон» до 1980 года выпускались на московской фабрике «Ява» под контролем специалистов американской компании Philip Morris.

Впервые производство «Союз Аполлона» было свернуто на фоне политического обострения в отношениях между СССР и США: Советский Союз ввел войска в Афганистан, американцы стали разрабатывать систему «звездных войн» СОИ. Табачный бренд, напоминавший о прежней дружбе и сотрудничестве в космосе, стал неуместным.

Перезапуск «Союз Аполлона» был произведен уже в демократической России: Philip Morris, сохранившая права на бренд, вновь его вывела на российский рынок в 1995 году, позиционируя в нижнеценовом сегменте (в 2013 году в этот ценовой сегмент входят сигареты стоимостью 30—36 руб. за пачку). По данным Nielsen, последние годы «Союз Аполлон» удерживал стабильную долю на рынке на уровне 1,3—1,4% от общего объема производства в натуральном выражении и 1—1,1% в денежном. Исходя из прогнозного объема табачного рынка по итогам 2013 года в размере 347 млрд штук, объем продаж сигарет «Союз Аполлон» составит порядка 243 млн пачек на сумму свыше 8 млрд руб.

Но, как стало известно РБК daily, наступивший 2014 год может стать последним в истории этого табачного бренда. Как рассказал изданию маркетолог, принимавший участие в проекте, с конца прошлого года Philip Morris в Набережных Челнах проводит тестовые продажи своего нового продукта, который будет выводиться на рынок по схеме так называемого «морфинга», когда одна марка трансформируется в другую. «Жертвой» в этой схеме станет как раз «Союз Аполлон», вместо которого на рынке в той же ценовой категории появится бренд Philip Morris. В последний раз такую схему использовала JTI при трансформации своей марки Mild Seven в Mevius. В компании Philip Morris РБК daily подтвердили факт проведения тестового «морфинга» «Союз Аполлона» в Набережных Челнах, отказавшись от дальнейших комментариев.

По мнению главного редактора агентства «Русский табак» Максима Королева, выбор Набережных Челнов в качестве тестовой площадки для трансформации «Союз Аполлона» неслучаен. «Набережные Челны относятся к той категории городов, где число лояльных потребителей недорогих сигарет традиционно высок, — отмечает г-н Королев. — Известно, что многие из тех, кто отдает предпочтение отечественным брендам — «Союз Аполлону», «Яве», «Тройке», — традиционно настороженно относятся к международным брендам. Вероятно, в Philip Morris хотят посмотреть, сохранится ли лояльность потребителей «Союз Аполлона» при подобной трансформации. Если оттока не произойдет, то перезапуск может быть осуществлен в федеральном масштабе».

Г-н Королев отмечает, что в условиях наступления «слепого рынка», когда под запретом окажется не только реклама сигарет, но и открытая выкладка пачек на витрину, всегда являвшаяся для табачников маркетинговым инструментом, бренд Philip Morris будет одним из немногих, способных добиться успеха. «Это редкий случай, когда марку можно выводить на рынок без рекламной кампании, — считает г-н Королев. — В России бренд Philip Morris знают потребители — и как название компании-производителя, и как бренд сигарет, присутствующий на многих иностранных рынках. К тому же в 1990-е годы сигареты Philip Morris импортировались в Россию и по объемам они были сопоставимы с Parliament». По мнению эксперта, замена одного бренда на другой в условиях «слепого рынка» возможна при минимальных маркетинговых затратах — тратить деньги, когда все запрещено, практически не на что.

По мнению генерального директора брендингового агентства Depot WPF Алексея Андреева, решение заменить в портфеле «Союз Аполлон» на Philip Morris выглядит вполне оправданным. «С точки зрения потребительского восприятия бренд «Союз Аполлон» воспринимается как марка доступных российских сигарет. О том, что они производятся компанией Philip Morris, знают далеко не все, — отмечает г-н Андреев. — Можно предположить, что ребрендинг связан с тем, что авторитет бренда «Союз Аполлон» недостаточен для успешного существования в условиях высокой конкуренции и постоянного сокращения рекламных коммуникаций. В то же время корпоративный бренд Philip Morris — это мировой маркер. Сигареты Philip Morris — это такая же устойчивая пара, как газировка Coca-Cola или джинсы Levi Strauss». Век марки «Союз Аполлон» закончился, а вместе с этим окончательно остыли и российско-американские отношения, уверен маркетолог.