Какую роль железные дороги играют в развороте грузопотоков на Восток

Обновлено 18 октября 2023, 12:08
Павел Лисицын / РИА Новости
Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

В условиях санкций и трудностей с международной логистикой железная дорога остается наиболее стабильным, надежным и доступным видом транспорта.

Об эксперте: Михаил Глазков, заместитель генерального директора ОАО "РЖД" — начальник Центральной дирекции управления движением.

Участники внешнеэкономической деятельности — экспортеры, импортеры, логисты и экспедиторы — все чаще предпочитают использовать в качестве основного вида транспорта железную дорогу. Она предоставляет достаточно быстрый, предсказуемый и гораздо более дешевый сервис по сравнению с авиа- и автотранспортом.

Так, средняя скорость движения контейнерных поездов по российским железным дорогам — свыше 1 тыс. км в сутки. Время следования груза на направлении «Запад — Восток» в 2022 году составило 7,6 суток, что на 0,4 суток опережает показатель, установленный КПМИ (Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры).

То есть даже всю страну поезд преодолеет чуть больше, чем за неделю. И груз в контейнере будет доставлен сразу по адресу, либо в распределительный центр для доставки на «последней миле».

Да, самолет летит гораздо быстрее, но масса времени уходит на наземные операции, в том числе на ожидание борта. Вместимость поезда позволяет одним рейсом доставить количество груза, требующее совершить до шести рейсов на самолете, что в итоге увеличивает разницу в стоимости перевозок до 30 раз и неизбежно отражается на конечной стоимости товара.

Этим и объясняется высочайший спрос на железнодорожные перевозки с большим плечом доставки, особенно в сообщении со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Если в 2021 году объем железнодорожных перевозок с Китаем составил почти 100 млн т, то в прошлом году ОАО «РЖД» побило этот рекорд уже в ноябре, а по итогам 12 месяцев 2022 года показатель достиг 119 млн т.

Также по итогам прошедшего года перевезено максимальное за всю историю российских железных дорог число контейнеров — 6,52 млн TEU (рост на 0,3% к 2021 году).

пресс-служба ОАО «РЖД»
Фото: пресс-служба ОАО «РЖД»

Михаил Глазков

Сегодня активно прорабатываются вопросы увеличения объемов перевозок через пограничные станции. В начале 2022 года были завершены работы по первой очереди развития станции Забайкальск на стыке с китайской Маньчжурией. 28 марта запущен транспортно-логистический комплекс на станции, который позволяет обеспечить перегрузку практически всех видов груза, поступающих из Китая, а уже 8 апреля, после реконструкции, Минтрансом России открыт железнодорожный пункт пропуска.

Погранпереход Махалино (Камышовая) — Хуньчунь с 1 сентября 2022 года работает в режиме 24/7. В результате получена возможность дополнительного пропуска 4–5 составов в сутки через ЖДПП Махалино.

До 2025 года планируется завершить проектирование и выполнение строительно-монтажных работ по развитию транспортной инфраструктуры железнодорожных пунктов пропуска Наушки, Пограничный (станция Гродеково), Махалино (станция Камышовая) и Забайкальск (полный комплекс до 2026 года).

Для диверсификации грузопотоков в приоритете остаются маршруты через Казахстан и Монголию. С казахстанскими партнерами РЖД прорабатывается проект новой железнодорожной линии Аягоз — Бахты с созданием пункта пропуска на казахстанско-китайской границе. Продолжается работа над увеличением возможностей для транзита экспортных грузов через территорию Монголии в Китай.

Одним из ярких примеров сотрудничества РЖД с партнерами из КНР является проект создания в Московском регионе терминально-логистического центра «Белый Раст» (совместно с Группой компаний «Порт Ляонин») мощностью 2,2 млн тонн грузов в год (750 тыс. TEU).

Благодаря более четкому выстраиванию работы с грузовыми терминалами в центральной части страны, в частности в Московском узле, этой зимой удалось избежать тех проблем, с которыми столкнулись годом ранее, — огромным скоплением вагонов с прибывшим грузом в ожидании выгрузки. Терминалы тогда оказались не готовы к перевалке всего объема товаров, прибывших в столичный регион в преддверии новогодних праздников.

Проблемы с выгрузкой удалось решить. Более того, 18 апреля 2022 года на Московской железной дороге установлен абсолютной рекорд по этому показателю — 4 748 вагонов в сутки.

Повысить пропускную способность и надежность логистических цепочек в будущем поможет грузовой логистический каркас, формируемый и в границах Москвы. Он будет опираться на уже существующие транспортно-логистические центры (ТЛЦ) «Ховрино» и «Кунцево-2», а также на вновь создаваемый ТЛЦ «Южный порт». Перерабатывающая мощность «Кунцево-2» оценивается в 1,4 млн т в год, терминал сможет обрабатывать, помимо контейнеров, тарно-штучные и тяжеловесные грузы. С выходом на полную мощность «Южный порт» сможет обрабатывать до 5,6 млн т грузов в год для различных предприятий Москвы.

Восточный полигон железных дорог стал настоящей «дорогой жизни» для многих предприятий в условиях резкого сокращения взаимодействия России с Европой и разворота грузопотока. По итогам 2022 года тарифный грузооборот там установил исторический максимум.

Чтобы наращивать объемы перевозок, помимо продолжающегося расширения БАМа и Транссиба, ОАО «РЖД» развивает технологии повышения эффективности использования действующей инфраструктуры. В 2022 году на Восточном полигоне количество поездов массой 7 100 т увеличено вдвое. Это абсолютный максимум для Восточного полигона за весь период работы. По БАМу и Транссибу проследовало 3 742 объединенных контейнерных поезда, что больше уровня 2021 года на 43%.

Кроме того, с 11 сентября после проведения опытных поездок на постоянной основе по участку Известковая — Волочаевка организовано движение поездов массой 13,4–14,2 тыс. т. Проведено уже более 100 поездов. Это позволяет существенно увеличить провозную способность в данном «узком месте» — в каждом поезде дополнительно перевозится 1 600 т груза.

Еще одним важным технологическим решением для увеличения объемов провозных и пропускных способностей Транссибирской магистрали стало внедрение технологии интервального регулирования движения поездов с использованием так называемой «виртуальной сцепки», когда два состава управляются синхронно посредством радиоканала и следуют с минимальным интервалом. За 2022 год по дорогам Восточного полигона так проведено 12 226 поездов, что в 3,4 раза больше, чем в 2021 году.

ОАО «РЖД» постоянно находится в поиске новых идей и технологий по организации максимально эффективных и удобных для клиентов перевозочных технологий.

Например, в середине прошлого года превышение объема импорта над экспортом контейнерных грузов на Дальнем Востоке привело к дефициту в регионе вагонов-платформ для их отправки в центр страны. Было принято нетривиальное решение: грузить контейнеры в полувагоны, которые освобождаются в портах от перевозок экспортного угля, вместо того чтобы отправлять их порожняком. Это дало хороший результат не только для российских железных дорог, но и для остальных участников перевозок. Понимая, что это связано с изменением технологии работы с грузом, ОАО «РЖД» предоставило клиентам 20%-ную скидку на такие перевозки.

За счет оптимизации движения на сети в 2022 году порожний пробег уменьшился на 0,6 п.п. к 2021 году. И это самый лучший показатель эффективности использования инфраструктуры за 20 лет с момента образования компании.

С постепенным смягчением введенных ранее КНР «ковидных» ограничений перевозки в сообщении с Поднебесной продолжают расти. В ближайшие недели ОАО «РЖД» рассчитывает на увеличение передачи контейнерных поездов через пограничную станцию Забайкальск с сегодняшних 6 до 10 составов в сутки. А на погранпереходах Камышовая — Хуньчунь и Нижнеленинское — Тунцзян уже сейчас есть резервы — до 4 поездов в сутки, это порядка 20 тыс. т грузов.

Поделиться