Как работает импортозамещение: мука и сухие завтраки в Челябинске

Обновлено 10 октября 2023, 10:33

Продуктовый ретейл усиливает взаимодействие с отечественными поставщиками. Корреспондент «Новой экономики» побывал в Челябинской области и увидел, как делают муку и сухие завтраки, которые попадают на полки «Пятерочки» на Урале

Продовольственная безопасность в действии

Аналитики компании FinExpertiza выяснили, что за последние 10 лет ассортимент зарубежных продуктов в российских магазинах сократился с 33% до 24%. В исследовании указано, что высокая доля импорта сохраняется в сырах, животных маслах, говядине и субпродуктах. Наименьшая зависимость — в категориях муки, круп, свинины, колбасной продукции и мясе птицы.

Весной 2022 года вопрос импортозамещения стал еще более актуальным, поэтому крупнейшие торговые сети адаптируют свою стратегию под изменившиеся условия. Например, в «Пятерочке» не только работают над оптимизацией логистики, но и активно ищут альтернативы поставщикам, которые ушли или в перспективе могут уйти с российского рынка, усиливают взаимодействие с уже имеющимися локальными партнерами и ищут новых.

«Главный приоритет ретейлера — бесперебойные поставки, поскольку магазины находятся в 67 регионах страны. Кроме того, уделяется большое внимание тому, чтобы дать покупателям широкий выбор и не разочаровать их ожидания относительно качества продукции», — объясняют в торговой сети.

Один из российских партнеров «Пятерочки» — группа компаний «Увелка». В магазинах торговой сети на Урале представлены не только крупы и мука этого производителя, но и готовые завтраки. По словам директора кластера торговой сети «Пятерочка» Павла Чавдаева, качество последних не уступает аналогам от крупнейших транснациональных компаний и нравится покупателям».

Бренд с 30-летней историей, который представлен во всех регионах

Основной продукт «Увелки» — мука и крупы, но весь портфель гораздо больше: сухие завтраки, макаронные изделия, готовые смеси для выпечки. Производственные площадки сосредоточены в Увельском районе Челябинской области, который и дал название бренду. Всем, кроме выращивания культур, идущих на переработку в продукцию, компании группы занимаются самостоятельно, включая логистику. В автопарке компании более сотни грузовиков, которые развозят товары по всей России.

Сейчас на производстве задействованы менее 700 человек, 95% продукции бесконтактным способом делают машины. Следствие автоматизации — открытый летом 2021 года производственно-логистический комплекс «Увелки». В огромном помещении, рассчитанном на 15 тыс. палетомест, трудятся всего десять сотрудников, четверо из которых управляют погрузчиками. Их задача сводится к тому, чтобы достать палету из грузовика и, ориентируясь на сигналы световых индикаторов, перевезти на нужную платформу. Дальше она везет товар в зону хранения, где автоматический подъемник размещает его в назначенном месте на одном из 16 ярусов. Здесь нет света — машинам он не нужен: они ориентируются по датчикам.

«Такой инновационный подход отлично сочетается с важнейшим приоритетом стратегии «Пятерочки» — всегда обеспечивать достаточное количество товарных запасов на складах и полках для покрытия даже в периоды ажиотажного спроса. Производители с наилучшим уровнем сервиса, готовые в полной мере обеспечивать заказы, всегда ценятся особенно высоко», — отмечает представитель торговой сети.

Мука: как это сделано

Вся мука в ассортименте магазинов «Пятерочки» на Южном Урале — от российских производителей. На долю «Увелки» приходится более 7%.

«Важный успех совместного сотрудничества в сложное время — бесперебойные поставки в феврале и марте, когда спрос на все товары, включая муку, вырос очень сильно», — рассказывает управляющий директор «Увелки» Александр Иванов.

Представители «Увелки» отмечают, что количество заказов в тот момент увеличилось десятикратно, но вместе с ретейлом временные трудности удалось преодолеть.

В бункерах «Увелки» в Челябинской области можно хранить до 130 тыс. тонн зерна, 500 из которых перерабатываются в муку за сутки. За месяц получается 15 тыс. тонн, а за год — более 180 тыс. Производство муки начинается с очистки зерна: отделяется весь мусор и случайно попавшие в общую массу сорные культуры. Затем ядро зерна отделяют от оболочки и начинается многоэтапный процесс его измельчения на вальцовых станках с различными поверхностями. Далее будущий продукт просеивается для окончательной очистки и насыщения кислородом и поступает на автоматические линии фасовки. Производительность каждой — 50 тонн муки за смену. Ручной труд появляется только на этом этапе и сводится лишь к тому, чтобы уложить групповую термоспайку с продуктом на палету, обернуть защитной пленкой и отвезти в зону временного хранения.

Одна из фасовочных линий на мукомольном производстве «Увелки» изготовлена российской компанией «Сигнал-Пак» по индивидуальному заказу. В отличие от других, сделанных зарубежными компаниями, она может делать двойной подгиб, благодаря которому мука из пачки не просыпается, и работает с разными объемами фасовки — не только 2 кг, а еще 1 и 0,5 кг.

Готовую продукцию каждые три часа проверяют в лаборатории. Ключевые показатели для оценки качества — влажность, клейковина и белизна. Брака нет: если мука не соответствует требованиям для высшего сорта, то она просто становится первым или вторым, но точно так же подходит для приготовления блюд.

Сухие завтраки: новое направление с перспективами роста

На рынок сухих завтраков «Увелка» вышла в 2009 году, закупив самое передовое на тот момент оборудование для их производства. За месяц компания выпускает 300 тонн хлопьев, шариков, колечек и, с недавних пор, экструдированных пищевых отрубей. Ближайшие планы — существенное увеличение объемов производства, причем помещения для этого уже есть.

Линия может делать разные виды продукции и максимально автоматизирована. Участие человека нужно на этапе первичной загрузки сырья в бункер и во время фасовки. Внутренние фольгированные пакеты в картонную коробку пока приходится вкладывать вручную, но техника, которая сможет это делать, уже заказана. Все остальное сводится к контролю: частному — у оборудования и общему — для всей линии через монитор в пункте управления.

Бункеры на старте вмещают в себя до 1,5 тонн исходного сырья, дальше вся транспортировка между машинами для фильтрации, смешивания, обжарки, нарезки, сушки и нанесения глазури происходит по пневматической линии. Оборудование по большей части закрытое — подсмотреть удалось только в зону выхода облитых глазурью и высушенных кукурузных шариков. Производительность линии зависит от продукта: за час можно сделать 450 кг шариков, 350 кг колечек или 330 кг хлопьев.

За полную смену получается пять тонн продукции. По словам руководства компании, задача ближайших десяти лет — стать одним из лидеров рынка и постепенно увеличить производство до 3 тыс. тонн в месяц. Сейчас категория готовых завтраков «Увелки» представлена в «Пятерочках» только на Урале и частично на Волге, но объемы продаж уже вполне позволяют работать со спросом и стимулировать его за счет улучшения вкусов и упаковки, и «Пятерочка» вместе с «Увелкой» уже занимаются этим.

Запчасти, упаковка и ситуация на рынке зерна

Конечно, бизнесу приходится решать сложные задачи. Прежде всего, это актуальная для всех использующих зарубежное оборудование компаний проблема с запчастями. По словам управляющего директора «Увелки» Александра Иванова, его доля на предприятиях доходит до 90%. В краткосрочной перспективе вопрос решается с помощью российских компаний, которые научились делать подходящие комплектующие — их запас поддерживают на уровне, достаточном для шести месяцев непрерывной работы. Среднесрочное решение, которое уже реализуется, — замена европейских машин на китайские, турецкие и российские.

А вот по поводу ситуации на мировом рынке зерна в «Увелке» не переживают совсем. Иванов отмечает, что в 2021 году в России было собрано 78 млн тонн пшеницы, из которых за рубеж продали около 50%. При этом экспорт в ближние страны серьезно контролируется со стороны государства, поэтому муки на всех точно хватит.

Представители торговой сети добавляют, что найти ее на полках их магазинов не составит труда, и говорят, что серьезно заинтересованы в расширении партнерств такого рода. По их словам, торговая сеть сохраняет широкое предложение по отечественным товарам и поддерживает вывод на полки российских новинок, которые по всем параметрам способны заместить аналогичную продукцию иностранных брендов во всех категориях. Так что у локальных производств есть все шансы воспользоваться моментом, чтобы завоевать и доверие федерального ретейлера, и потребителей.

Поделиться
Авторы
Теги