Заместитель директора Института финансового планирования Сергей Макаров также рекомендует книги автора Эдуарда Матвеева «Дима и совенок» и «Лесная биржа». А среди зарубежных авторов эксперт отмечает книгу Бодо Шефера «Money, или Азбука денег».
Игры и мобильные приложения
Эксперты сходятся во мнении, что дети хорошо обучаются финансовой грамотности при помощи игровых инструментов. Например, «хорошей имитацией взрослой жизни» консультант компании «Личный капитал» Дмитрий Герасименко называет такие виды детских развлечений, как тематические парки «Кидзания», «Кидбург» и «Мастерславль». «В детских развлекательных центрах присутствуют банки, своя валюта, там можно «заработать» и почувствовать, как можно получать доход и на что можно потратить деньги», — рассказывает Саида Сулейманова из Финансового университета.
Среди настольных игр финконсультанты советуют известную всем «Монополию», игру «Не в деньгах счастье», а также «Денежный поток». Последняя создана американским бизнесменом, инвестором и автором популярных книг Робертом Кийосаки. «Один из вариантов этой игры как раз рассчитан на детей младшего школьного возраста», — поясняет Дмитрий Герасименко.
В России по примеру западных стран постепенно появляются различные приложения для смартфонов, которые также позволяют учиться финансовой грамотности и накоплению. Так, мобильный сервис Panda Money помогает пользователям поставить цель, указать сумму и дату, к которой нужны деньги, а затем рассчитывает, сколько нужно откладывать каждый день. С помощью приложения Upup родители могут делать перевод карманных денег на карту ребенка, а сами дети — обсуждать с родителями траты в финансовом чате и просить у них деньги.
Руководитель направления по развитию клиентских семинаров розничного бизнеса Альфа-банка Роман Нохрин отмечает, что уже сейчас дети являются активными пользователями смартфонов и мобильных приложений. «Очевидно, что финансовые взаимоотношения детей и родителей перейдут в эту область», — говорит он. Дмитрий Герасименко из компании «Личный капитал» также считает, что различные финансовые приложения для телефонов могут быть полезными. «Важно, чтобы игра помогала закрепить какое-то знание, но лучше, чтобы изначально это знание передавалось от родителей или педагогов», — добавляет он.
Алексей Горяев из РЭШ, напротив, считает, что мобильные приложения для детей — не самый лучший способ обучения. «Вопрос накопления и выделения денег на карманные расходы должен решаться между родителем и ребенком один на один, вживую, — говорит он. — Когда деньги обезличены, их гораздо легче потратить».
Детские лагеря
Еще один способ обучить ребенка финансовой грамотности и одновременно организовать ему отдых — отправить его в специальный образовательный лагерь. Возможность такого обучения уже не первый год предлагают ведущие российские вузы. Так, этим летом при МГУ имени М.В. Ломоносова будет работать подмосковный лагерь «Слон и жираф». Здесь учат грамотно распоряжаться своими деньгами, быть экономным и ответственным, знакомят с такими понятиями, как пенсия, кредит, расходы, акции, вклады и др. Лагерь ориентирован на детей 12–17 лет. Неделя обучения обойдется родителям в 45 тыс. руб.
При Финансовом университете при правительстве РФ будет работать лагерь «Лесное озеро», который ориентирован на детей 10–16 лет. Основное мероприятие лагеря — ежедневный квест «Саммит G20». В его рамках школьники развивают семь микрогосударств с наиболее удачной тактикой финансового поведения и наиболее успешной моделью экономики. Стоимость десятидневной смены в этом лагере — 35 тыс. руб.
С 11 по 24 августа НИУ ВШЭ организует в Липецкой области «Летнюю экономическую школу». Рекомендуемый возраст участников — 14–17 лет. Для своих подопечных организатор приглашает лекторов, в том числе из американских и европейских университетов. В лагере школьников учат финансовой грамотности, математике для экономических задач, экономике и даже теории игр. Стоимость обучения — 42 тыс. руб.
Опрошенные РБК финансовые консультанты положительно характеризуют такой способ обучения. «При этом важно, чтобы родители четко понимали, какая программа обучения предусмотрена в лагере и насколько она способствует развитию полезных финансовых привычек у ребенка», — подчеркивает Дмитрий Герасименко.
Советы родителям
По словам Романа Нохрина из Альфа-банка, уже к пяти годам ребенок способен понять природу денег, их назначение и источник появления. В этом возрасте можно включать деньги в оборот: пусть это будут игрушечные купюры или настоящие монетки — дети должны начать понимать, что конфеты в магазине не просто берутся с полки, а покупаются. «К 7–9 годам ребенок уже должен хотя бы под присмотром взрослых ходить в магазин, уметь сравнивать цены перед покупкой и копить на желанные вещи», — говорит Нохрин. В 10–12 лет ребенок вполне способен осознавать финансовые возможности семьи и свои личные, ему уже можно доверить, например, покупки к школе.
Саида Сулейманова считает, что полезно водить с собой ребенка в банк. «Например, если родитель собирается оформлять депозит, ребенок может понаблюдать, как происходит заключение договора, какие вопросы при этом возникают, — говорит эксперт. — То же самое можно сделать и в страховой компании». Для детей, по словам Сулеймановой, также будет интересен поход в Музей денег, где расскажут о монетах, купюрах, об истории денег. Для подростков можно также рекомендовать экскурсию на Московскую биржу.
Сергей Макаров из Института финансового планирования замечает, что сегодня набирают популярность семейные фестивали, связанные с темой финансов. Они также могут быть полезны и детям и родителям. «Недавно в Москве проходил семейный фестиваль «PROДеньги», а в Томске проводилась выставка-ярмарка «Ваши личные финансы», где были активности и для детей, и для взрослых», — приводит пример Макаров.