Молния от Альфа-банка: как работает новый способ оплаты в интернете
Альфа-банк запустил сервис «Молния», который позволит клиентам банка оплачивать товары и услуги в интернете через приходящие на телефон сообщения.
Как работает
Для оплаты пользователю необходимо выбрать на сайте или в приложении подключенного к сервису магазина вариант оплаты через Альфа-банк, ввести свой номер телефона, на который придет USSD-сообщение, и подтвердить платеж.
USSD-сообщение — это сообщение, в которых предлагается несколько вариантов на выбор, для ответа нужно выбрать одну из предложенных цифр.
Разработчики уверяют, что это самый простой и быстрый способ оплаты товаров в интернете — процесс занимает не больше 30 секунд. Так ли это на самом деле?
Проверка практикой
Сейчас к сервису подключено меньше 10 интернет-магазинов.
Среди них — сайты для поиска и продажи авиабилетов Biletix.ru и anywayanyday.com, сайт для покупки железнодорожных билетов ufs-online.ru, сервис для покупки билетов на концерты kassir.ru, а также exist.ru, allsoft.ru, softkey.ru и «АльфаСтрахование». Оплачивать счета могут только пользователи операторов связи МТС, «Билайн» и Теле2
Для эксперимента мы решили купить запчасть в магазине exist.ru. После выбора товара нужно было зайти в личный кабинет и выставить себе счет для оплаты.
Для этого в специальном окошке нужно было ввести сумму к оплате и номер телефона, к которому привязан счет в банке. Между нажатием кнопки «выставить счет» и получением сообщения прошло 20 секунд — меньше, чем обещают разработчики.
В сообщении предлагалось отправить «1», чтобы оплатить счет, или «о», чтобы отказаться. Через секунду после подтверждения оплаты деньги были списаны со счета.
Стоит ли пользоваться
В Альфа-банке утверждают, что подобный сервис не имеет аналогов не только в России, но и во всем мире.
По словам генерального директора Markswebb Rank&Report Алексея Скобелева, основная ценность нового сервиса Альфа-банка в том, что он избавляет покупателя от необходимости вводить данные карты на сайтах интернет-магазинов. «Перевод подтверждения платежа на отдельную платформу — это хороший шаг. В интернете злоумышленники могут похитить данные карты при помощи вирусных программ», — говорит он.
В то же время он не считает, что скорость выполнения платежа является чем-то принципиально важным. «Я не думаю, что для потребителей представляет какую-либо сложность ввод номера карты на сайте. Тем более они могут привязать данные карты к платежной системе в интернет-магазине, которым часто пользуются», — отмечает Скобелев. По его словам, технология USSD-сообщений не самая распространенная в России, и к ней надо будет адаптироваться, в частности привыкнуть к тому, что для получения таких сообщений экран телефона должен быть не заблокирован.
Сервис, который основан на USSD, — это скорее не шаг в будущее, а попытка использовать что-то из прошлого, полагает генеральный директор «Рокетбанка» Виктор Лысенко. «Я думаю, эта технология будет умирать. Через пять лет люди не будут пользоваться USSD или будут пользоваться минимально», — говорит он.
По его мнению, сервис «Молния» — временное решение для Альфа-банка, и в будущем для подобных оплат будут использоваться мобильные приложения, на которые будут приходить push-уведомления. Сейчас не все пользуются приложением, поэтому это решение принято, чтобы не ограничивать аудиторию, добавляет он. «Кроме того, перечень сайтов, которые работают с этим сервисом, ограничен. Люди не любят менять привычки и плохо относятся к тому, что в разных местах картой одного банка нужно оплачивать по-разному», — отмечает Лысенко.