Пять способов летать бизнес-классом и не платить за него полную цену
Эксперты туристического сервиса «Туту.ру» определили самые доступные, а также наиболее популярные зарубежные направления в сегменте авиаперелетов бизнес-классом. Для этого они проанализировали средние цены на международных рейсах (один пассажир, полет туда-обратно) в 2016 году и сравнили их c показателями предыдущего года.
Выяснилось, что списки самых популярных стран в экономическом и бизнес-сегментах сильно отличаются. Наиболее востребованными направлениями перелетов бизнес-классом в 2016 году стали Израиль, Черногория, Германия, Кипр и Испания. Авиапассажиры экономического класса чаще всего летали в Молдавию, Казахстан, Белоруссию, Германию и Армению. «Билеты бизнес-класса в основном оформляют в страны Европы, экономкласса — в страны ближнего зарубежья», — поясняет руководитель отдела по связям с общественностью «Туту.ру» Наталья Анисимова. Присутствие Германии в топ-5 обоих рейтингов Анисимова объясняет тем, что ФРГ является в равной степени привлекательным направлением как для бизнесменов, так и для туристов.
Самыми доступными направлениями для перелетов бизнес-классом оказались Молдова, Белоруссия, Австрия, Украина и Армения (см. таблицу). В Кишинев из Москвы и обратно можно слетать за 36,2 тыс. руб., в Минск — за 40,7 тыс. руб., в Зальцбург — за 41,3 тыс. руб., во Львов — за 49,6 тыс. руб., в Ереван — за 53 тыс. руб. Наиболее бюджетные направления в бизнес-классе не совпадают с самыми популярными. Анисимова объясняет это тем, что низкая стоимость билетов не является ключевым фактором для россиян, выбирающих маршрут для путешествия. «Спрос, развитая инфраструктура страны для туризма и бизнеса перевешивают фактор «дешевле добраться», — говорит она.
Что происходит с ценами и спросом
По сравнению с 2015 годом средняя цена перелета бизнес-классом в страны Европы увеличилась на 21%, в страны других континентов — на 20%, тогда как билеты в государства ближнего зарубежья, наоборот, подешевели на 5%. Сильнее всего выросли в цене авиабилеты в Черногорию, Грецию, Италию и Испанию — в среднем на 21–27%. Вместе с тем наиболее заметное снижение стоимости было зафиксировано по билетам в Азербайджан (минус 15%) и Узбекистан (минус 20%). Наталья Анисимова предполагает, что таким образом авиакомпании подстегивают спрос на соответствующих маршрутах. «Возможно, на направлениях в ближнее зарубежье падает платежеспособный спрос, и компании пытаются удержать в сегменте «бизнес» больше пассажиров. На зарубежных направлениях ситуация лучше, поскольку спрос формируют не только русскоязычные пассажиры», — рассуждает она.
По данным туристического сервиса Aviasales, в 2016 году на бизнес-класс приходилось 0,47% всех покупок через партнеров компании. За два года количество бронирований в этом сегменте сократилось вдвое. Впрочем, генеральный директор аналогичного сервиса Biletix.ru Александр Сизинцев отмечает, что на их портале объем продаж билетов в бизнес-класс в 2016 году почти не изменился и составил 0,62% (против 0,65% в 2015 году).
PR-директор туристического сервиса Aviasales Янис Дзенис отмечает, что из-за сокращения количества бронирований в бизнес-классе некоторые авиакомпании начали заказывать самолеты вообще без премиум-салонов. «Скажем, у S7 есть машины в комплекции «только эконом», — рассказывает он. — На смену бизнес-классу приходит «премиальный эконом», который предполагает повышенный уровень сервиса при меньшей стоимости». Эту же тенденцию наблюдает директор по развитию OneTwoTrip Аркадий Гинес. «На рынке начали появляться дисконт-бизнес-классы — без возможности обмена или возврата билета, с меньшим количеством багажных мест, но со всеми остальными преимуществами», — рассказывает он.
Так, в авиакомпании S7 можно купить билеты категорий «бизнес базовый» и «бизнес гибкий». Билеты первого типа на апрель Москва — Кишинев — Москва обойдутся в 18,4 тыс. руб., второго — в 30,7 тыс. руб. Из ограничений, которые предусмотрены в более дешевом варианте, — одна сумка багажа вместо двух, невозможность возврата и внесения изменений. Кроме того, не предусмотрено использование бизнес-зала.
Как сэкономить на перелетах
Если путешествовать экономклассом не хочется, а места в бизнес-классе кажутся слишком дорогими, то есть несколько способов приобрести их с дисконтом. Во-первых, — и это наиболее очевидная рекомендация, которая поможет сэкономить на полете бизнес-классом, — покупать билеты заранее. Особенно на дальние маршруты и в пиковый сезон. «Планировать поездку в Америку, Австралию, Южную Африку стоит за полгода и более, — советует Аркадий Гинес. — К авиабилетам в Европу можно начать присматриваться за три месяца до поездки».
Во-вторых, стоит также проверять соседние даты. Если путешествие не привязано к конкретным дням, то при выборе перелета стоит рассматривать даты плюс-минус три дня от заранее выбранной. По словам Гинеса, выгода может достигать более 20%. «Иногда дешевле провести одну лишнюю ночь в отеле, чем купить билеты на определенные дни», — резюмирует он.
В-третьих, Дзенис считает, что имеет смысл следить за распродажами. Например, авиакомпании Qatar и Etihad часто предлагают акции вроде «два билета в бизнес-класс по цене одного».
В-четвертых, можно присоединиться к программе часто летающих пассажиров, то есть завести бонусную карту и указывать ее номер при покупке билетов и регистрации на рейс. «В этом случае, если вы приобретаете билет экономкласса, у вас появляется возможность «повысить» его до бизнес-класса за мили авиакомпании, — рассказывает Гинес. — Или при овербукинге в экономклассе приоритет перед другими пассажирами будет у вас».
В-пятых, заработать бонусные баллы можно при помощи программ лояльности банков. «Например, приобретая авиабилеты в одном месте или регулярно оплачивая все покупки картой лояльности, за год можно накопить на перелет бизнес-классом в Европу», — говорит Гинес. Согласно исследованию компании Frank Research Group, которое было проведено в начале этого года, самыми выгодными картами для путешественников в высокодоходном сегменте были признаны карты банка «Русский стандарт» British Airways American Express Premium Card, «Платиновая карта мира ВТБ24» от ВТБ24, карта «Газпромбанк — Уральские авиалинии» Platinum и кредитная карта OneTwoTrip от Тинькофф Банка.
Однако чтобы сэкономить на покупке билетов при помощи этих карт, необходимо активно использовать их для оплаты услуг, проводя операции на довольно крупные суммы. Так, владельцу карты British Airways начисляется по три балла за каждую транзакцию на 65 руб. ($1 или €0,8), а также 5 тыс. дополнительных баллов при тратах свыше 300 тыс. руб. ($4700 или €3800) в течение трех месяцев с момента активации карты. Один балл соответствует одному рублю. Также нужно учесть, что обслуживание этой карты обойдется в 10 тыс. руб. в год. Кредитная «Платиновая карта мира ВТБ24» от ВТБ24 предусматривает 6 тыс. приветственных миль и начисление по четыре бонусных мили за каждые потраченные 35 руб. Одна бонусная миля равняется 0,33 руб. Процентная ставка по этому кредитному продукту составляет 22% годовых, а его обслуживание обойдется бесплатно только в случае проведения транзакций на более чем 65 тыс. руб. в месяц.
При открытии дебетовой карты «Газпромбанк — Уральские авиалинии» Platinum владельцу начисляются 1 тыс. приветственных бонусных рублей, а за каждые потраченные 35 руб., $1 или €1 он получает 1,5 бонусных рубля. Одна бонусная миля равняется 0,3 руб. За обслуживание карты Газпромбанк взимает 7,5 тыс. руб. в год. Кредитная карта лояльности OneTwoTrip от Тинькофф Банка позволяет владельцу получить до 9% от суммы покупки в виде бонусов, которые можно будет потратить на бронирование отелей и покупку авиабилетов на сайте или в приложении OneTwoTrip. Один бонус равен 1 руб. При покупках по карте на 50 тыс. руб. в месяц и при расходах на авиабилеты на уровне 100 тыс. руб. в год пользователь получит бонусов на 20 тыс. руб. Это меньше, чем средняя цена перелета бизнес-классом в Кишинев.