Неизвестные застрелили 10 человек на военном параде в Иране 11:22, Политика «Maserati — это как балет»: секреты и философия кроссовера Levante 11:18, РБК и Maserati Небензя заявил о желании США «подмять» под себя корейское урегулирование 11:15, Политика Член южнокорейской делегации назвал дату визита главы КНДР в Сеул 11:09, Политика Генассамблея ООН рассмотрит вопрос неподконтрольных Украине территорий 10:45, Политика СМИ сообщили о 20 пострадавших в результате нападения на параде в Иране 10:40, Общество В МИД Венгрии сочли нужным оценивать успех санкций ЕС перед их продлением 10:16, Политика Сколько? Все ли вы знаете про пенсии, инфраструктуру и санкции 10:01, Общество  СМИ сообщили о теракте на военном параде в Иране 09:39, Политика Снявшийся с выборов глава Хакасии объяснил свое решение уйти 09:34, Политика Президент Ирана пригрозил Трампу судьбой Саддама Хусейна 09:10, Политика Фигуристка Медведева проиграла американке на турнире в Канаде 09:10, Общество Топливо из воды: обещает ли водородный поезд революцию в энергетике 09:05, Мнение Холодная война в Сети: как США собираются строить либеральный интернет 09:03, Политика Избирком Хакасии назначил новую дату выборов главы региона 08:50, Политика Синоптики пообещали рекордное повышение температуры в Москве 08:37, Общество Число жертв шторма «Флоренс» в США выросло до 43 человек 08:12, Общество Кандидат от «справороссов» подал документы на второй тур выборов Хакасии 07:25, Политика WSJ рассказала о нежелании Китая вести переговоры с США 06:48, Политика CNBC узнал о готовности подлодок ВМФ с гиперзвуковым оружием к 2024 году 06:39, Политика Польский телеканал уволил сотрудника за фотографию из твита Трампа 06:15, Политика Военные США заметили четыре самолета-разведчика России возле Аляски 06:07, Политика Раненый кандидат в президенты Бразилии не примет участия в теледебатах 05:30, Политика В Каспийском море корабли ВМФ России провели боевые стрельбы 05:05, Политика Трамп пообещал «избавиться от вони» в Минюсте США после публикации NYT 04:42, Политика В Moody’s оценили нанесенный США ущерб от шторма «Флоренс» 04:01, Общество Посольство сообщило об облегчении условий заключения для Бутиной 03:22, Политика В США жителя Латвии осудили на 14 лет за создание шпионского антивируса 03:19, Общество
Биологический телепорт: как работает «факс» по передаче вирусов на Марс
Журнал №10 (134), Октябрь 2017 Технологии и медиа, 03 окт 2017, 11:40
Биологический телепорт: как работает «факс» по передаче вирусов на Марс
Ученые из Сан-Диего разработали устройство для «телепортации» живых организмов
Фото: из архива пресс-службы компании Synthetic Genomics Inc.

«Биологический телепорт, способный распространять жизнь по Галактике», — громко разрекламировал в августе 2017 года разработку калифорнийской компании Synthetic Genomics Inc. (SGI) журнал MIT Technology Review. Эта формулировка — безусловный аванс устройству, которое в самой SGI назвали «цифробиологическим» (digital-to-biological) преобразователем. В чем его уникальность?

Основатель SGI — знаменитый американский ученый-генетик Крейг Вентер. Он прославился благодаря работам по расшифровке генома человека, а в 2010-м первым синтезировал искусственную культуру бактерии. Тогда «сборка» микроорганизма происходила «вручную», то есть сотрудники лаборатории Вентера объединяли в цепочки элементы молекулы ДНК (нуклеотиды) и лишь частично привлекали к синтезу бактерии — пивные дрожжи.

После семи лет трудов Вентер, его соратник и президент SGI Дэниэл Гибсон с сотрудниками совершили новый прорыв в синтезировании искусственной жизни. Они изобрели так называемый биопринтер BioXP3200. Устройство берет на себя все функции, которые раньше выполняли в лабораторных условиях ученые, то есть само выстраивает правильные цепочки нуклеотидов. В принтер лишь загружаются цифровая инструкция и «чернила» — химические растворы элементов ДНК. А далее по этой инструкции аппарат «оживляет» элементы, создавая из них молекулу.

«Цифробиологический» преобразователь — следующая ступень эволюции изобретений SGI. Принцип работы устройства ученые описали в майском номере журнала Nature Biotechnology. Оно представляет собой комплекс лабораторных роботов и приборов, соединенных в единую сеть. Ключевой элемент — BioXP3200. Цифровые инструкции для печати молекул в преобразователе принтер получает по интернету, то есть теоретически послать набор данных с «кодом» микроорганизма для сборки можно из любой точки планеты.

Прототип преобразователя уже прошел тестовое испытание. Когда в марте власти КНР обнародовали данные ДНК вируса бушующего в стране птичьего гриппа, SGI отправила эти данные по сети на преобразователь в соседнем помещении, и тот без доступа к оригинальным образцам генов вируса самостоятельно синтезировал их. Затем на основе работы устройства ученые создали вакцину.

Впечатляющий результат теста уже оценили инвесторы SGI: директор фонда Excel Ventures сравнил потенциал преобразователя в передаче «по факсу» живых организмов с эффектом, который в свое время оказала на промышленность хлопкоочистительная машина (коттон-джин). Вентер и Гибсон надеются монетизировать изобретение. Если оснастить клиники по всему миру преобразователями, то можно было бы производить массовую рассылку вакцин для борьбы с лихорадкой Эбола и другими заболеваниями, объяснил президент SGI. Есть и более визионерское применение устройства — пересылка земных бактерий на другие планеты, отметил Вентер. Эту перспективу он уже обсуждал с основателем SpaceX Илоном Маском, который в ближайшие годы надеется отправить экспедицию на Марс.