В Египте установили возраст и пол похороненных в черном саркофаге людей 18:43, Общество Бизнес без опасности: как изменились атаки хакеров и кто стал мишенью 18:34, РБК и Microsoft В США назвали еще три планирующие вмешаться в промежуточные выборы страны 18:29, Политика Подозреваемого в мошенничестве главу дагестанского ФОМС арестовали 18:09, Общество Экс-теннисисту из Австралии вынесли приговор за продажу наркотиков 17:54, Общество Футболист «Манчестер Сити» оформил девятый хет-трик в чемпионате Англии 17:42, Спорт Алена Владимирская — об офисном общении, small talk и личном пространстве 17:40, Партнерский материал В ОАК рассказали об импортозамещении украинских деталей в Ту-95МС 17:23, Политика ОАК назвала сроки подписания контракта на поставку Минобороны новых Су-57 17:07, Общество Надо ли дружить с коллегами — мнение психолога 16:50, Партнерский материал На Сахалине возбудили дело после обрушения стены бывшего завода 16:45, Общество NYT сообщила о смене Трампом выбранной Меланией мебели в Белом доме 16:23, Общество Мужчина устроил стрельбу на набережной в Петербурге 16:18, Общество Второй за сутки автобус по пути из Украины в Польшу попал в ДТП 15:52, Общество Как построить бизнес на оказании коммунальных услуг 15:48, РБК и Сбербанк В Кремле сообщили об отсутствии у Путина планов посетить свадьбу Шрёдера 15:45, Политика Иран обвинил США в создании группы действий для свержения власти в стране 15:24, Политика Во Франции при наезде машины на толпу около клуба пострадали семь человек 15:20, Общество В Москве 20 августа объявлен желтый уровень погодной опасности 15:04, Общество Александр Емельяненко опубликовал фото разбитого лица после боя в Москве 14:46, Спорт «Ростех» отчитался о первом полете модернизированного тяжелого Ми-26 14:35, Технологии и медиа Глеб Архангельский — о тайм-менеджменте, концентрации и хорошем отпуске 14:25, Партнерский материал В Испании мужчина открыл стрельбу в баре 14:24, Общество Следователи возбудили дело по факту ДТП с автобусом на Ставрополье 13:59, Общество Находящегося под административным арестом Удальцова госпитализировали 13:37, Общество Как частные инвесторы модернизируют сектор ЖКХ 13:28, РБК и Сбербанк По делу о взятках в РКК «Энергия» задержали замглавы корпорации 13:19, Политика В Совфеде заявили о готовности к санкциям против «Северного потока-2» 13:16, Политика
Биологический телепорт: как работает «факс» по передаче вирусов на Марс
Журнал №10 (134), Октябрь 2017 Технологии и медиа, 03 окт 2017, 11:40
Биологический телепорт: как работает «факс» по передаче вирусов на Марс
Ученые из Сан-Диего разработали устройство для «телепортации» живых организмов
Фото: из архива пресс-службы компании Synthetic Genomics Inc.

«Биологический телепорт, способный распространять жизнь по Галактике», — громко разрекламировал в августе 2017 года разработку калифорнийской компании Synthetic Genomics Inc. (SGI) журнал MIT Technology Review. Эта формулировка — безусловный аванс устройству, которое в самой SGI назвали «цифробиологическим» (digital-to-biological) преобразователем. В чем его уникальность?

Основатель SGI — знаменитый американский ученый-генетик Крейг Вентер. Он прославился благодаря работам по расшифровке генома человека, а в 2010-м первым синтезировал искусственную культуру бактерии. Тогда «сборка» микроорганизма происходила «вручную», то есть сотрудники лаборатории Вентера объединяли в цепочки элементы молекулы ДНК (нуклеотиды) и лишь частично привлекали к синтезу бактерии — пивные дрожжи.

После семи лет трудов Вентер, его соратник и президент SGI Дэниэл Гибсон с сотрудниками совершили новый прорыв в синтезировании искусственной жизни. Они изобрели так называемый биопринтер BioXP3200. Устройство берет на себя все функции, которые раньше выполняли в лабораторных условиях ученые, то есть само выстраивает правильные цепочки нуклеотидов. В принтер лишь загружаются цифровая инструкция и «чернила» — химические растворы элементов ДНК. А далее по этой инструкции аппарат «оживляет» элементы, создавая из них молекулу.

«Цифробиологический» преобразователь — следующая ступень эволюции изобретений SGI. Принцип работы устройства ученые описали в майском номере журнала Nature Biotechnology. Оно представляет собой комплекс лабораторных роботов и приборов, соединенных в единую сеть. Ключевой элемент — BioXP3200. Цифровые инструкции для печати молекул в преобразователе принтер получает по интернету, то есть теоретически послать набор данных с «кодом» микроорганизма для сборки можно из любой точки планеты.

Прототип преобразователя уже прошел тестовое испытание. Когда в марте власти КНР обнародовали данные ДНК вируса бушующего в стране птичьего гриппа, SGI отправила эти данные по сети на преобразователь в соседнем помещении, и тот без доступа к оригинальным образцам генов вируса самостоятельно синтезировал их. Затем на основе работы устройства ученые создали вакцину.

Впечатляющий результат теста уже оценили инвесторы SGI: директор фонда Excel Ventures сравнил потенциал преобразователя в передаче «по факсу» живых организмов с эффектом, который в свое время оказала на промышленность хлопкоочистительная машина (коттон-джин). Вентер и Гибсон надеются монетизировать изобретение. Если оснастить клиники по всему миру преобразователями, то можно было бы производить массовую рассылку вакцин для борьбы с лихорадкой Эбола и другими заболеваниями, объяснил президент SGI. Есть и более визионерское применение устройства — пересылка земных бактерий на другие планеты, отметил Вентер. Эту перспективу он уже обсуждал с основателем SpaceX Илоном Маском, который в ближайшие годы надеется отправить экспедицию на Марс.