Эксперты сравнили траты россиян и европейцев на продукты 03:09, Общество Связанная c Rambler компания потребовала заблокировать Twitch 02:41, Общество В РВСН заявили о планах США испытать две новые ракеты средней дальности 02:29, Технологии и медиа Nord Stream 2 попросил разрешения строить трубопровод зимой 02:18, Экономика Эрдоган пригрозил США признанием геноцида индейцев 01:37, Политика Что нужно выбросить перед праздниками 01:29, РБК и Huawei Матч чемпионата Испании остановили из-за оскорблений украинского игрока 01:17, Спорт В РВСН заявили о планах запустить шесть баллистических ракет в 2020 году 01:13, Технологии и медиа Россиянам предложили не копить на пенсию по одному рублю 01:00, Интервью Минфин предложил ввести минимальную доходность от управления пенсиями 01:00, Финансы Онлайн-кинотеатр объяснил удаление эпизода сериала о беспорядках 00:41, Технологии и медиа Второй за день самолет экстренно вернулся в Шереметьево 00:32, Общество На что рассчитывать столичному безработному 00:23, Партнерский материал Борис Добродеев — РБК: «Плохо то, что, кроме нас, денег никто не дает» 00:00, Интервью Mail.Ru Group запустит конкурента YouTube «на свой лад» 00:00, Технологии и медиа Трамп назвал экс-главе ФБР два варианта действий после «российского дела» 15 дек, 23:33, Политика Член ПАСЕ выступил за привлечение ДНР и ЛНР к «нормандскому» формату 15 дек, 23:30, Политика «Мегасайенс»: что исследует российская фундаментальная физика 15 дек, 23:28, РБК и Нацпроект «Наука» Появились кадры «первого интервью» Зеленского телеканалу из России 15 дек, 23:06, Политика Эрдоган обвинил Россию и США в нарушении договоренностей по курдам 15 дек, 22:51, Политика Сенаторы оценили заявление Польши об опасности противостояния с Россией 15 дек, 22:42, Политика Сериальный убийца или прожигатель фейерверков: кто вы на Новый год. Тест 15 дек, 22:30, РБК и Huawei Эрдоган пригрозил США закрыть доступ на две военные базы 15 дек, 22:12, Политика Дацик нокаутом проиграл 46-летнему кикбоксеру на турнире в Казани 15 дек, 21:50, Спорт В Новосибирской области загорелся склад с пухом 15 дек, 21:48, Общество Летевший в Гонконг пассажирский самолет вернулся в Шереметьево 15 дек, 21:34, Общество 21 пример применения цифровых технологий будущего уже сегодня 15 дек, 21:30, РБК и Microsoft В МВД назвали возможную причину ДТП с автобусом в Нижегородской области 15 дек, 21:15, Общество
Журнал
Биологический телепорт: как работает «факс» по передаче вирусов на Марс
Журнал №10 (134), Октябрь 2017 Технологии и медиа,
Биологический телепорт: как работает «факс» по передаче вирусов на Марс
Ученые из Сан-Диего разработали устройство для «телепортации» живых организмов
Фото: из архива пресс-службы компании Synthetic Genomics Inc.

«Биологический телепорт, способный распространять жизнь по Галактике», — громко разрекламировал в августе 2017 года разработку калифорнийской компании Synthetic Genomics Inc. (SGI) журнал MIT Technology Review. Эта формулировка — безусловный аванс устройству, которое в самой SGI назвали «цифробиологическим» (digital-to-biological) преобразователем. В чем его уникальность?

Основатель SGI — знаменитый американский ученый-генетик Крейг Вентер. Он прославился благодаря работам по расшифровке генома человека, а в 2010-м первым синтезировал искусственную культуру бактерии. Тогда «сборка» микроорганизма происходила «вручную», то есть сотрудники лаборатории Вентера объединяли в цепочки элементы молекулы ДНК (нуклеотиды) и лишь частично привлекали к синтезу бактерии — пивные дрожжи.

После семи лет трудов Вентер, его соратник и президент SGI Дэниэл Гибсон с сотрудниками совершили новый прорыв в синтезировании искусственной жизни. Они изобрели так называемый биопринтер BioXP3200. Устройство берет на себя все функции, которые раньше выполняли в лабораторных условиях ученые, то есть само выстраивает правильные цепочки нуклеотидов. В принтер лишь загружаются цифровая инструкция и «чернила» — химические растворы элементов ДНК. А далее по этой инструкции аппарат «оживляет» элементы, создавая из них молекулу.

«Цифробиологический» преобразователь — следующая ступень эволюции изобретений SGI. Принцип работы устройства ученые описали в майском номере журнала Nature Biotechnology. Оно представляет собой комплекс лабораторных роботов и приборов, соединенных в единую сеть. Ключевой элемент — BioXP3200. Цифровые инструкции для печати молекул в преобразователе принтер получает по интернету, то есть теоретически послать набор данных с «кодом» микроорганизма для сборки можно из любой точки планеты.

Прототип преобразователя уже прошел тестовое испытание. Когда в марте власти КНР обнародовали данные ДНК вируса бушующего в стране птичьего гриппа, SGI отправила эти данные по сети на преобразователь в соседнем помещении, и тот без доступа к оригинальным образцам генов вируса самостоятельно синтезировал их. Затем на основе работы устройства ученые создали вакцину.

Впечатляющий результат теста уже оценили инвесторы SGI: директор фонда Excel Ventures сравнил потенциал преобразователя в передаче «по факсу» живых организмов с эффектом, который в свое время оказала на промышленность хлопкоочистительная машина (коттон-джин). Вентер и Гибсон надеются монетизировать изобретение. Если оснастить клиники по всему миру преобразователями, то можно было бы производить массовую рассылку вакцин для борьбы с лихорадкой Эбола и другими заболеваниями, объяснил президент SGI. Есть и более визионерское применение устройства — пересылка земных бактерий на другие планеты, отметил Вентер. Эту перспективу он уже обсуждал с основателем SpaceX Илоном Маском, который в ближайшие годы надеется отправить экспедицию на Марс.