ФХР обратилась к властям из-за призыва в армию вратаря сборной России 17:51, Спорт Как сэкономить на деловых поездках, когда все постоянно меняется 17:46, РБК и Smartway Депрессия в серебряном возрасте: как помочь и как подготовиться 17:33, Социальная экономика  Власти анонсировали серийное производство мотоцикла Aurus 17:29, Авто Не выкупленные чиновниками драгоценные подарки передадут в Гохран 17:28, Политика Пришедший в Россию к ФИФА-2018 оператор tax free заявил о возможном уходе 17:27, Бизнес Белгородские власти заявили, что нет данных о новых погибших от удара 17:25, Политика «Барселона» установила второму новичку отступные в размере €500 млн 17:25, Спорт Как снизить загруженность московских улиц раз и навсегда 17:23 Киев сообщил об установлении украинского флага на острове Змеиный 17:21, Политика ФСБ предостерегла россиянина, пожертвовавшего деньги в фонд помощи ВСУ 17:16, Политика В Совфеде предложили запретить забирать детей из семьи без суда 17:11, Политика Военная операция на Украине. Главное 17:09, Политика Арестович назвал «успешной операцией» оборону Лисичанска и Северодонецка 17:04, Политика Еда и макияж: как заставить водителей не отвлекаться от дороги 17:00, Партнерский проект «СЭ» узнал о возвращении Мозеса в расположение «Спартака» 16:50, Спорт Уроженка России вышла в четвертьфинал Уимблдона 16:41, Спорт Синоптик пообещал москвичам жару и дожди 16:38, Общество Какие умные системы помогают не заснуть за рулем 16:37, Партнерский проект Какие места на Украине взяли под контроль российские военные. Карта 16:29, Политика Защита хоккеиста сборной России Федотова обратилась в военную прокуратуру 16:27, Спорт Рекордные 20% компаний не решили, будут ли набирать молодых специалистов 16:22, Бизнес В Москве выбрали территорию для «площади ЛНР» 16:17, Политика Тарпищев похвалил WTA за принципиальность в вопросе штрафа Уимблдону 16:11, Спорт «Сбер» запустил комбоипотеку на новостройки 16:09, Недвижимость BYD обогнала Tesla и стала мировым лидером по продажам электрокаров 16:03, Авто Умер кинорежиссер Юлий Файт 15:59, Общество Бывший футболист «Спартака» возглавил петербургский клуб 15:55, Спорт
Журнал
Биологический телепорт: как работает «факс» по передаче вирусов на Марс
Журнал №10 (134), Октябрь 2017 Технологии и медиа,

Биологический телепорт: как работает «факс» по передаче вирусов на Марс

Ученые из Сан-Диего разработали устройство для «телепортации» живых организмов
Фото: из архива пресс-службы компании Synthetic Genomics Inc.

«Биологический телепорт, способный распространять жизнь по Галактике», — громко разрекламировал в августе 2017 года разработку калифорнийской компании Synthetic Genomics Inc. (SGI) журнал MIT Technology Review. Эта формулировка — безусловный аванс устройству, которое в самой SGI назвали «цифробиологическим» (digital-to-biological) преобразователем. В чем его уникальность?

Основатель SGI — знаменитый американский ученый-генетик Крейг Вентер. Он прославился благодаря работам по расшифровке генома человека, а в 2010-м первым синтезировал искусственную культуру бактерии. Тогда «сборка» микроорганизма происходила «вручную», то есть сотрудники лаборатории Вентера объединяли в цепочки элементы молекулы ДНК (нуклеотиды) и лишь частично привлекали к синтезу бактерии — пивные дрожжи.

После семи лет трудов Вентер, его соратник и президент SGI Дэниэл Гибсон с сотрудниками совершили новый прорыв в синтезировании искусственной жизни. Они изобрели так называемый биопринтер BioXP3200. Устройство берет на себя все функции, которые раньше выполняли в лабораторных условиях ученые, то есть само выстраивает правильные цепочки нуклеотидов. В принтер лишь загружаются цифровая инструкция и «чернила» — химические растворы элементов ДНК. А далее по этой инструкции аппарат «оживляет» элементы, создавая из них молекулу.

«Цифробиологический» преобразователь — следующая ступень эволюции изобретений SGI. Принцип работы устройства ученые описали в майском номере журнала Nature Biotechnology. Оно представляет собой комплекс лабораторных роботов и приборов, соединенных в единую сеть. Ключевой элемент — BioXP3200. Цифровые инструкции для печати молекул в преобразователе принтер получает по интернету, то есть теоретически послать набор данных с «кодом» микроорганизма для сборки можно из любой точки планеты.

Прототип преобразователя уже прошел тестовое испытание. Когда в марте власти КНР обнародовали данные ДНК вируса бушующего в стране птичьего гриппа, SGI отправила эти данные по сети на преобразователь в соседнем помещении, и тот без доступа к оригинальным образцам генов вируса самостоятельно синтезировал их. Затем на основе работы устройства ученые создали вакцину.

Впечатляющий результат теста уже оценили инвесторы SGI: директор фонда Excel Ventures сравнил потенциал преобразователя в передаче «по факсу» живых организмов с эффектом, который в свое время оказала на промышленность хлопкоочистительная машина (коттон-джин). Вентер и Гибсон надеются монетизировать изобретение. Если оснастить клиники по всему миру преобразователями, то можно было бы производить массовую рассылку вакцин для борьбы с лихорадкой Эбола и другими заболеваниями, объяснил президент SGI. Есть и более визионерское применение устройства — пересылка земных бактерий на другие планеты, отметил Вентер. Эту перспективу он уже обсуждал с основателем SpaceX Илоном Маском, который в ближайшие годы надеется отправить экспедицию на Марс.