Гений, труд и деньги
Иногда события так красиво складываются в цепочки, что в этом очень хочется увидеть скрытый смысл или построить на их основе конспирологическую теорию.
В 2014 году на экраны вышел космический блокбастер «Интерстеллар», научный консультант которого, американский физик Кип Торн, создал для фильма самую точную с точки зрения науки визуализацию черной дыры. Фильм с участием Мэттью Макконахи, едва ли не главной сейчас кинозвезды, собрал по всему миру $657 млн.
В середине 2015 года завершился последний этап работ по проекту LIGO — лазерно-интерферометрической гравитационно-волновой обсерватории, в обустройство которой было вложено в общей сложности $650 млн и среди основателей которой был все тот же Кип Торн. Главной задачей проекта LIGO с самого начала было обнаружение гравитационных волн космического происхождения, предсказанных еще Альбертом Эйнштейном в его общей теории относительности.
И вот в начале 2016 года — в год 100-летнего юбилея публикации теории Эйнштейна — участники LIGO сообщили, что им удалось зафиксировать гравитационную волну, вызванную столкновением двух черных дыр в созвездии Магелланово Облако около 1,3 млрд лет назад. Весь мир в восторге: ученые счастливы, что 100-летняя теория нашла экспериментальное подтверждение, публика рада тому, что после «Интерстеллара» может хотя бы в общих чертах представить себе, о чем речь, Национальный научный фонд в восторге от того, что сотни миллионов долларов были потрачены не зря. Как не заподозрить какой-то хитрый план или спланированную пиар-акцию? Правда, я не смог придумать, пиар-акцию чего, но ведь многие до сих пор не верят в то, что американские астронавты высаживались на Луне.
Но все совсем не так просто. «Интерстеллар» оставался в разработке долгие восемь лет, во время которых периодически ставилось под вопрос само его существование. Обсерватория LIGO начала наблюдения за гравитационными волнами еще в 2002 году и за прошедшее время сталкивалась с многочисленными трудностями, как инженерно-техническими, так и финансовыми. Никаких гарантий обнаружения гравитационных волн не давала даже последняя модернизация, которая во многих смыслах была последней надеждой ученых, работающих на проекте. Разве что сообщение об успехе именно в год 100-летия завершения Эйнштейном его теории относительности можно считать «искусственным»: на самом деле волны были зафиксированы в сентябре 2015 года, но до февраля 2016-го данные многократно проверялись и перепроверялись.
С другой стороны, едва ли стоит считать все эти события просто счастливым совпадением. Успех сложился из гениальной теории, многолетнего труда ученых и инженеров и больших усилий популяризаторов науки вроде того же Торна. И да, огромных денег, вложенных в правильное время в руки правильных людей. Убери любую из этих составляющих, и вся конструкция рассыплется. Наверное, правильно будет считать обнаружение гравитационных волн рукотворным чудом.