Лента новостей
«Зенит» захотел выручить от будущего контракта с букмекером до ₽2 млрд 07:30, Статья На Сахалине водитель снес памятники и проехал по могилам на кладбище 07:09, Новость Во ВШЭ описали пути выхода из «лабиринта санкций» 07:00, Статья AP сообщило об отводе ВСУ танков Abrams из-за российских дронов 06:46, Статья Жительница Владивостока впала в кому после операции и умерла 06:35, Новость Крупные банки усилили блокировку карт подставных лиц мошенников 06:00, Статья Суд Нью-Йорка отменил приговор Харви Вайнштейну 05:56, Статья В ДНР сообщили об уходе ВСУ с позиций в важном укрепрайоне 05:50, Новость Минск прописал в военной доктрине возможность помогать союзникам 05:34, Новость Ван И предупредил об усилении «негативных факторов» в отношениях с США 05:04, Новость Bloomberg узнал о планах Трампа ввести санкции из-за дедолларизации 04:52, Статья Алсу извинилась за нечестную победу дочери в шоу «Голос» 04:19, Новость Самарскому вице-губернатору вручили повестку и пригрозили уголовным делом 03:52, Статья Застреливших семерых человек военных передали военной полиции 03:51, Новость Подрядчик ответил Гергиеву о дрожи в здании Мариинки из-за стройки метро 03:38, Новость «Крабового короля» Кана приговорили к 17 годам за организацию убийства 03:26, Статья Хуситы заявили об ударе по израильскому судну в Аденском заливе 03:09, Новость США выведут часть воинского контингента из Чада 02:32, Новость
Журнал
Воздушные курьеры
Журнал Декабрь 2014 Общество,
0

Воздушные курьеры

Россия – первая и отстающая в области беспилотных летательных аппаратов
Фото: Антон Беркасов для РБК
Фото: Антон Беркасов для РБК

Первое в мире кафе, где еду доставляют не официанты, а беспилотники, открылось в Москве», – восторгается ведущий вечерних новостей японской телесети Nippon News. Зрители наблюдают в прямом эфире, как беспилотный летательный аппарат (БПЛА) компании CopterExpress забирает заказ из ближайшей пиццерии и по воздуху доставляет прямо на столик SkyCafe.

Стоимость любой пиццы вместе с доставкой – 1 тыс. рублей, клиентов у кафе, расположенного на территории бывших цехов АЗЛК, пока немного: за месяц беспилотник обслужил 26 заказов. Но уже есть постоянные клиенты: механики из соседнего автосервиса заказывали доставку пиццы трижды. Владеет CopterExpress и SkyCafe 28-летний Олег Понфиленок (на фото), который пытался запускать такой проект в Сыктывкаре и был оштрафован судом на 50 тыс. рублей за нарушение воздушного пространства города.

Можно, но нельзя

Проекты использования БПЛА для доставки грузов есть у многих компаний. 
В декабре 2013 года крупнейший американский интернет-магазин Amazon объявил о планах создания подразделения Prime Air, которое будет доставлять клиентам заказы с помощью беспилотных летательных аппаратов. Позже подобные планы анонсировали Google, почтовые компании DHL и Deutsche Post, ресторанная сеть Domino's Pizza. Последняя даже сняла видео доставки своей пиццы по воздуху, набравшее на YouTube более 1,6 млн просмотров. Правда, позже выяснилось, что это был вирусный рекламный ролик, такой услуги у Domino's Pizza пока нет.

Единственная в мире компания, реально доставлявшая свою продукцию клиентам с помощью беспилотников, – российская «Додо Пицца», которая в июне 2014-го отгружала пиццу с помощью аппаратов CopterExpress гуляющим на центральной площади Сыктывкара. За день работы было выполнено шесть заказов на общую сумму 3270 рублей. Событие заметили более 300 российских и иностранных СМИ, а также Ространснадзор и Сыктывкарская транспортная прокуратура. За нарушение воздушного пространства и оказание услуг воздушных грузоперевозок без лицензии правоохранительные органы просили оштрафовать Понфиленка на 1 млн рублей, но суд ограничился штрафом в 50 тыс.

Увлечение Олега беспилотниками неслучайно: его основной бизнес – компания «Лайв Бюро», которая предоставляет оборудование для проведения различных мероприятий. «Клиенты часто интересовались, можно ли сделать панорамную съемку сверху. Мы купили легкий беспилотник, и на нас посыпались заказы на съемки и рекламу», – вспоминает предприниматель в интервью журналу «РБК». В начале 2013 года он выделил этот бизнес в компанию CopterExpress, но его основной идеей стала организация экспресс-доставки в мегаполисах: «Города страдают от пробок, курьеры везут посылку полтора-два часа, хотя беспилотник смог бы доставить ее за 15 минут».

Ключевая проблема – высокая цена услуги. Пеший курьер за доставку заказа получает 60–100 рублей, себестоимость доставки груза весом до 3 кг на расстояние 3 км с помощью БПЛА составляет 500 рублей, говорит Понфиленок. По его оценке, со снижением стоимости самих беспилотников к 2016 году себестоимость услуги снизится до 200 рублей, а в 2018-м составит не более 100 рублей в нынешних ценах. К тому времени, надеется предприниматель, будут готовы законы, регламентирующие работу БПЛА.

Сейчас лицензию на воздушные грузоперевозки может получить только летательное средство, зарегистрированное в Росавиации. Однако, согласно инструкции Минтранса, сверхлегкие воздушные суда с массой конструкции менее 115 кг не подлежат государственной регистрации. «Мы в «серой зоне»: запрета нет, штрафы выписывают, в получении лицензии отказывают», – поясняет Понфиленок.

Полеты без правил

Беспилотники создают опасность для движения воздушных судов и объектов, над которыми они пролетают, к тому же нет накопленного опыта эксплуатации таких устройств и статистики по их аварийности, рассказывает сотрудник Росавиации. «Когда писали правила, никто не догадывался, что могут возникнуть такие проблемы. Если следовать букве закона, то даже воздушный шарик с открыткой является грузоперевозкой без лицензии. Но эта проблема не только в России, в США и других странах беспилотные летательные аппараты точно так же запрещены», – добавляет он.

В 2013 году американский конгресс поручил Федеральному управлению гражданской авиации США (FAA) до 2015-го разработать правила для полетов БПЛА. В ноябре этого года источник газеты The Wall Street Journal в FAA заявил, что, скорее всего, полеты коммерческих беспилотников будут разрешены лишь в дневные часы, на высоте не более 122 м и только в пределах видимости человека, управляющего аппаратом. Такие ограничения позволят использовать беспилотники для видеосъемок и рекламных акций, но ставят крест на планах Amazon и Google. Компании новость пока не комментируют.

В 2015 году Понфиленок намерен создать ассоциацию владельцев беспилотных летательных аппаратов и получить статус саморегулируемой организации, что даст ей право разработать правила и регламенты полетов БПЛА. Он надеется, что в ассоциацию войдут правоохранительные органы, использующие аппараты в своей работе.

В середине 2013-го Министерство внутренних дел РФ создало 12 летных отрядов для использования беспилотной техники, каждый из которых эксплуатирует пять-восемь легких беспилотников. С их помощью ведется патрулирование во время массовых мероприятий, поиск людей, заблудившихся в лесах, посевов конопли и т.д. На каждый вылет нужно получить разрешение, сообщили в пресс-службе МВД, однако не смогли оперативно ответить, кто выдает разрешения на полет и зарегистрированы ли эти аппараты в Росавиации.

Военный заказ

Военные и силовики – основные покупатели и эксплуатанты беспилотников во всем мире. В России о создании таких аппаратов военные впервые задумались после конфликта в Южной Осетии в 2008 году. Проектом занялся госконцерн «Вега», получивший на разработку 5 млрд рублей, но в январе 2010-го во время испытательного полета «Аист» упал и взорвался.

Проект закрыли, а Россия за $153 млн купила 48 беспилотников у израильской Israel Aerospace Industries. С ней же Министерство обороны договорилось о локализации производства в России. Площадкой был выбран Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), входящий в госкомпанию «Оборонпром». Согласно отчетности предприятия, в 2011–2013 годах УЗГА должен был поставить Минобороны 10 беспилотников «Форпост» (копия израильского Searcher Mk II) общей стоимостью 9 млрд рублей и 27 более простых аппаратов «Застава» (копия Bird Eye 400) всего за 1,33 млрд рублей. Завод не ответил на запрос журнала «РБК» об исполнении этих заказов.

После неудачи с «Аистом» Минобороны обратило внимание на частных российских производителей, в том числе на питерскую компанию «Транзас», у которой есть успешный опыт работы с силовиками. В 2011-м «Транзас» вместе с казанским ОКБ «Сокол» выиграл конкурс Минобороны на разработку беспилотников с большой продолжительностью полета и ударных аппаратов на общую сумму 3 млрд рублей. Основной владелец «Транзаса» – бизнесмен Сергей Генералов, а контрольный пакет ОКБ «Сокол» принадлежит банку «Международный финансовый клуб», акционерами которого являются Екатерина Игнатова, супруга главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова, а также структуры миллиардеров Михаила Прохорова и Виктора Вексельберга. Испытания «Дозора-600» намечены на 2015 год.

Беспилотники среднего и малого класса казанской компании «Эникс» закупают структуры Минобороны и Внутренних войск МВД России, ижевская Zala Aero производит БПЛА по заказу Погранслужбы ФСБ России, МВД и МЧС. «Последние несколько лет наблюдается рост спроса на беспилотные летательные аппараты со стороны коммерческих компаний», – сказали журналу «РБК» в Zala Aero. Среди гражданских клиентов – «Роснефть» и «Транснефть», использующие беспилотники для мониторинга нефтепроводов.

В свою очередь, белорусская «КБ Индела», которая занимается разработкой беспилотных вертолетов, способных поднять груз свыше 25 кг, уже вышла на мировой рынок. «Сегодня все наши заказчики – это только государственные структуры разных стран и разных направлений деятельности», – уточняет главный конструктор и совладелец компании Владимир Чудаков. По его словам, Россия не придала значения проектам бесплиотников, посчитав их не очень интересными. «Упустила время, упустила инициативу. Но сильные команды в России есть, и результат у них будет», – полагает он.