Народные приметы на Троицу

. Что можно и нельзя делать в православный праздник
Обновлено 30 мая 2025, 13:05
Народные приметы на Троицу
Фото: Andrew Koturanov / Shutterstock / FOTODOM

Троица — один из главных христианских праздников, считающийся днем рождения церкви. Однако помимо церковного значения этот праздник вобрал в себя массу народных обрядов, унаследованных от дохристианских времен.

Приметы на Троицу о женитьбе

Православный праздник Троицы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов, которое произошло на 50-й день после Пасхи. Празднуется он всегда в воскресенье. В 2025 году Троица приходится на 8 июня, поскольку православная Пасха была 20 апреля [1].

В европейских народных традициях Троицын день завершает весенний обрядовый цикл. У славян он входит в единый праздничный комплекс, включающий Вознесение, Семик и Русалии, и в народе его называли Зеленые Святки — по аналогии с зимними Святками. Троицын день стал временем ярких гуляний, приуроченных в прошлом к почитанию богини весны Лады. Слияние языческого и христианского календарей породило уникальные традиции и приметы, многие из которых сохранились до наших дней [2].

Троицын день с давних времен считался праздником не только зелени, но и любви, девичьей судьбы и замужества. Весеннее пробуждение природы, расцвет трав и деревьев воспринимались в народном сознании как символ нового жизненного этапа, а значит, и брака. Неслучайно именно в этот день девушки устраивали хороводы, завивали березки, пели песни и гадали о суженом. В работах историка и этнографа Марины Громыко («Мир русской деревни»), этнографа Аполлона Коринфского («Народная Русь») и российской фундаментальной научной энциклопедии «Славянские древности» можно отыскать немало примет о замужестве [2], [3], [4].

  • Поцелуй под березкой — к свадьбе. Одна из самых известных примет гласит: если парень поцелует девушку под березкой, наряженной на Троицу, — быть ей его женой. Считалось, что береза в этот день обладает особой силой, а поцелуй под ее кронами связывает судьбы.
  • Венок на воде — узнаешь свою участь. На Троицу девушки обязательно плели венки из полевых цветов и трав, а затем опускали их в реку. Если венок поплывет ровно и долго не утонет, девушка скоро выйдет замуж. Если начнет вращаться на месте или сразу пойдет ко дну — в ближайшем будущем свадьбы не жди. А если венок пристанет к другому — значит, пара уже рядом.
  • Кто первый венок поймает, тот и жених. По другой примете, если парень вытащит из воды венок девушки и она при этом не будет против, это знак, что судьба их соединит. Особенно важным считался этот ритуал, если венок был сплетен во время хоровода у березки.
  • Завивание березки — символ девичьей судьбы. На Троицу девушки шли в рощу и завивали молодую березку, связывая между собой ее ветки, часто с пожеланиями: «Свяжу тебе, березонька, судьбу мою крепко». Считалось, если через неделю ветки не разойдутся — будет крепкий и скорый брак, а если развяжутся сами — замужество отложится.
  • Кумление под деревом. Ритуал кумления под березкой тоже был связан с браком: парень с девушкой обменивались клятвами дружбы или симпатии. В некоторых местах верили, что так рождается союз не хуже венчания, особенно если в этот момент произносились заветные слова с поцелуем под деревом.
  • Если парень смотрит, значит, примет в жены. На троицком гулянии, особенно во время хороводов, девушки присматривались к тому, кто за ними наблюдает. Примета гласила: «Коль в хороводе парень глаз не сводит — в том году посватается». Случалось, что сватовство действительно следовало сразу после праздника.
  • Смешной, но действенный обычай — трясти венок. В некоторых деревнях на Троицу был забавный обычай: девушки надевали венки, крутили их над головой и кидали в парней. Кого венок заденет, тот и должен прийти свататься. Говорили: «Коль венок упал к ногам — и судьба твоя рядом».
  • Птица пролетела — сердце ответит. Если в момент гадания или хоровода над головой пролетит ласточка или голубь, это считалось знаком, что любовь уже близко. Особенно счастливой приметой считался случай, если птица села на березку, где завивались ветки.
  • Колечко на траве. Иногда девушки бросали золотое или медное колечко в траву и, не глядя, искали его. Если найдут быстро — замуж выйдут скоро. Не найдут — придется подождать. А если его подберет парень, значит, ему и суждено быть мужем той, что уронила кольцо.
  • Троицын дождь — свадьбы не заставят ждать. Наконец, по погодной примете: если на Троицу пошел дождь, это означало, что лето будет щедрым на свадьбы и многие девушки обретут суженых. Сухой день же считался глухим — браки будут нескоро.

Приметы на Троицу о погоде

На Троицу люди внимательно следили за погодой, чтобы предсказать, каким будет лето — засушливым или урожайным. С погодой на Троицу связывали массу примет, запретов и обычаев, часто передававшихся из поколения в поколение [2], [3], [4].

  • Если на троицкой неделе шел дождь, это считалось добрым знаком, который, помимо свадеб, предвещал урожайное и влажное лето.
  • Если стояла сухая погода, ждали неурожая и палящего солнца. Природные наблюдения дополнялись гаданиями. Так, увядшая трава, принесенная с троицкой службы и увядшая за три дня, указывала на засуху. Если же она оставалась свежей, лето должно быть благополучным.
  • Если вся неделя после праздника проходила без капли дождя, говорили: «Сухая Троица — бедное лето». В некоторых деревнях даже устраивали особые ритуалы, чтобы вызвать дождь: обливали друг друга водой, очищали и освящали колодцы, обходили села с песнями и молитвами. Верили: если «разбудить» воду, небо откликнется.
  • В день Троицы обращали внимание на ветер. Если он теплый, южный — ждали хорошего лета. Если же порывистый и холодный — предсказывали частые грозы и перепады температуры.
  • Если на Троицу птицы летают высоко — лето будет сухое. А если низко — жди дождей.

Что можно делать на Троицу

Священники советуют провести этот день в храме и помолиться и предупреждают, что у народных обычаев языческие корни, которые противоречат самой сути христианской веры [5]. Вот список того, что можно сделать в этот день.

  • Главное, что должен сделать христианин в праздник Троицы, — прийти в церковь, помолиться, по возможности исповедаться и причаститься. Пятидесятница — это день, когда Святой Дух сошел на апостолов и церковь вспоминает свое «рождение». Богослужение в этот день особенно торжественное: после литургии совершается вечерня с коленопреклоненными молитвами, в которых просят о Божьей милости, помощи и духовной поддержке.
  • После службы многие приходы устраивают чаепития, концерты, встречи на свежем воздухе. Поскольку Троица — один из самых радостных христианских дней, его важно провести в атмосфере общности, любви и благодарности.
  • После молитвы дома можно собраться за праздничным столом, пообщаться с родными, уделить внимание детям и старшим. Разговоры за столом часто сопровождаются воспоминаниями, добрыми пожеланиями, обсуждением важных событий.
  • Крещение на Троицу также возможно, хотя и не всегда удобно: храмы бывают переполнены, а службы продолжительны. Тем не менее никакого церковного запрета на крещение в этот день не существует.
  • Хотя официальный день поминовения — Троицкая родительская суббота, посещение кладбища возможно и в сам праздник. Однако важно помнить, что главное — не физический визит, а молитва об усопших. Если же прийти к могиле можно только в воскресенье, это допустимо, особенно если при этом не пренебречь посещением храма.
  • Церковь не запрещает купаться, гулять на природе или отдыхать у воды в праздник Троицы. Главное — не заменять этими делами молитву и участие в богослужении. Купание в реке или прогулка по лесу после храма — хорошая возможность провести день в тишине и благодарности.
  • Если обстоятельства не позволяют отложить дела, то работать можно, особенно если речь идет о неотложных обязанностях. Однако предпочтительнее завершить основные дела заранее и посвятить день духовной жизни.

Что нельзя делать на Троицу

В народной традиции Троицын день и окружающие его даты воспринимались как момент природного перехода, где малейшее неосторожное действие могло изменить погодный исход всего лета. Именно поэтому обычаи и запреты были направлены на успокоение стихий, очищение источников и примирение с землей, которую наши предки воспринимали как живое существо [4].

  • В Троицын день запрещались любые работы в огороде: посадки, прополка цветущих растений, пахота, копка, сев из-за страха навлечь на лето суховеи [4].
  • Чтобы избежать засухи, запрещалось печь хлеб или жечь огонь. По этой же причине не лепили и не обжигали изделия из глины [4].
  • Кроме засухи, на Троицу опасались и другой крайности — града. Чтобы уберечь посевы, соблюдали строгие запреты: не стирали белье и не отбеливали ткани [4]. Нарушение этих запретов, по поверьям, грозило тем, что лето будет испорчено сильными ливнями и градом [4].
  • Таинство брака в Троицын день не совершается. Этот день относится к числу двунадесятых праздников, когда церковь сосредотачивается на воспоминании о важнейших событиях священной истории. Венчание тоже великое событие, но оно требует отдельного времени, внимания и молитвенного сосредоточения, а не совпадения с крупными праздниками. Кроме того, богослужение в Троицу длительное, и священники физически не смогут провести все требуемые службы и обряды [5].
  • Хотя церковь не накладывает строгих запретов на труд, не стоит подменять богослужение домашними делами. Если день Троицы проходит исключительно в заботах и хлопотах, а в храм человек не идет — значит, он теряет главное. Лучше перенести уборку накануне или после праздника [5].
  • Поддаваться запугиваниям и «народным страшилкам». Мифы о том, что на Троицу «гуляют души», «русалки утаскивают в воду» или «нельзя ходить в лес», — проявления языческого мышления, которое церковь отвергает. Христианин живет в свободе, а не в страхе перед неведомыми силами [5].

Частые вопросы

Многие обряды и заговоры, которые проводили в Троицын день, носили магический или обрядовый характер, они были глубоко вплетены в крестьянскую культуру и воспринимались как часть календарной традиции. Церковь же призывает отделять духовную суть праздника — воспоминание о сошествии Святого Духа — от народных магических представлений.

Как провести Троицу правильно?

Праздник Святой Троицы — это один из важнейших дней в церковном календаре, и провести его стоит с молитвенным настроем и благодарностью Богу, подчеркивают представители церкви [5]. Утро желательно начать с посещения храма, где совершается особое богослужение, включающее литургию и вечерню с коленопреклоненными молитвами. Эти молитвы читаются впервые после Пасхи и содержат глубокие прошения о милости, поддержке и благодати Святого Духа.

Перед праздником стоит привести дом в порядок, а в сам день отказаться от хлопот и посвятить время душе. Хорошо, если получится причаститься, ведь это соединяет человека с Богом самым тесным образом. После службы можно провести день с семьей за праздничным столом или на природе, радуясь и делясь светом праздника.

Украшение дома и церкви зеленью — давняя традиция, символизирующая обновление жизни и действие Святого Духа. Важно избегать суеверий и ложных примет, которые искажают смысл праздника. Основной акцент должен быть на молитве, любви к ближним и покое в душе.

Как отмечали Троицу в старину: забытые обряды

Главные обряды и представления, связанные с праздником Троицы, основаны на культе зелени и природы, находящейся в это время в полном расцвете. В народной культуре зеленые ветки, травы, деревья и цветы не только служили украшением, но и считались живыми символами обновления и благополучия. Дома, церкви, хозяйственные постройки и улицы покрывали свежей зеленью. Заготавливали ее заранее — ветви, пучки трав, венки [4].

Березовые ветви втыкали у входов, в крыши, засовывали в замки, из них делали венки, которыми украшали себя, скот или двери. Полы домов устилали травой. После праздника (через три дня, иногда через неделю) зелень убирали: сжигали или закапывали, а иногда по ней гадали. Особенно популярны были гадания по венкам, пущенным по воде. В Ярославской губернии молодежь могла хлестать друг друга ветками или крапивой — обычай, известный как крапивное заговенье [4].

Троицкие обряды включали образы, воплощающие живые символы — растительные, человеческие, птичьи. Наиболее распространенный — березка, играющая ключевую роль в Центральной России и Поволжье. Заранее выбранное деревце украшали лентами, платками, цветами и вносили в село. Иногда березка оставалась расти на месте и украшалась прямо в лесу. Ее устанавливали в доме, во дворе, в поле или на площади, водили вокруг нее хороводы, устраивали трапезы и кумление. По завершении праздников березку относили к реке и топили, часто с гаданиями на венках [4].

Яркость народных обрядов не осталась незамеченной церковью. В протоколе Синода 1741 года зафиксировано недовольство тем, что празднично наряженные березки «с честью» провожались из домов толпами народа, подобно античным шествиям. Обряд получил порицание как несовместимый с духом церковного праздника [4].

Какие обряды и заговоры проводили в этот день?

Несмотря на то что церковь не одобряет заговоров и магических действий, в фольклоре восточных славян сохранились многие обряды, бытовавшие на границе язычества и христианства. Вот наиболее характерные из них [4].

  • Девушки собирались в лесу, выбирали березку, чаще всего тонкую и гибкую, и водили вокруг нее хороводы, пели песни, плели венки. В некоторых местах березки украшали лентами и заплетали их ветви между собой. Через неделю девушки возвращались посмотреть: если ветви срослись, это считалось знаком скорой свадьбы.
  • Венки плели из луговых трав и березовых листьев, а затем опускали в реку или несли домой. При этом девушки шептали слова о суженом или желали себе доброй судьбы. Если венок тонул — ожидали трудности, если плыл — считали это добрым знаком.
  • Девушки рвали в поле зелень и клали под подушку, загадывая при этом, приснится суженый или нет. Иногда для этого использовали определенные травы — мяту, зверобой, папоротник. Верили, что сон в Троицкую ночь особенно вещий.
  • Цветы, принесенные в церковь на Троицын день, после службы высушивали и использовали в хозяйстве. Их клали под сено, в амбары и даже на чердаки для защиты от грызунов, вредителей и пожаров [5].
  • Листья и травы считались целебными: их заваривали, добавляли в сено для скота и даже клали в землю при посадке капусты. Пол церкви устилали свежей травой, и прихожане старались унести хотя бы ее часть домой — как благословение [5].
Поделиться
Авторы
Теги