Умер Сергей Андрияка. Вспоминаем яркие высказывания художника и педагога

. Ему было 65 лет

Умер Сергей Андрияка: яркие высказывания художника и педагога

Обновлено 16 мая 2024, 10:09
<p>Художник Сергей Андрияка на открытии Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2012 год</p>
Фото: Александра Мудрац / ТАСС

Художник Сергей Андрияка на открытии Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2012 год

Умер Сергей Андрияка, российский живописец, народный художник России, член Российской академии художеств, основатель и руководитель Школы акварели собственного имени и ректор одноименной Академии акварели и изящных искусств. Ему было 65 лет. Печальную новость РБК сообщила проректор академии Наталья Курбатова.

РБК Life вспоминает яркие высказывания художника и педагога.

Использованы фрагменты материалов: «Аргументы и факты» (2019), «Нижегородская правда» (2023), радио «Вера» (2023), «Сириус» (2022), «Правмир» (2012), газета «Третьяковская галерея» (2012), «Фома» (2022).

Об искусстве

«Искусство, художество, которым я занимаюсь, является самым-самым-самым главным, но на самом деле, конечно, в первую очередь я человек, и я не могу сейчас сказать, что для меня здесь важнее. Может быть, вопрос ухода потом в вечность и смысл, и цель — это, наверное, самое главное, а то, что ты делаешь как профессия, как то, что тебе Господь дал, как то, что ты можешь, то, к чему ты призван, в конце концов, наверное, скорее всего, так. Потому что, наверное, у меня это не профессия, а призвание больше. Это уже такое служение, которое ты осуществляешь, помимо самого главного».

«Как любой человек, я тоже переживаю разные состояния и огорчения, трагедию, злость, конечно, радость, счастье и любовь. В такие моменты, естественно, художник сразу берет кисть. И неважно, что он пишет, — стакан, яблоко, интерьер. Он полностью погружается в процесс. У меня такая история произошла с пожаром в Манеже. В Москве в 2004 году планировалась огромная выставка, вмещающая в себя около пяти тысяч работ. Там были мои картины, педагогов, учащихся Школы акварели. Утром мы должны были привезти эти работы. И накануне вечером в Манеже произошел пожар. Помню, я стоял на Манежной площади и видел, как рушится крыша. Для меня это был большой стресс. Чтобы прийти в себя, я утром начал писать пожар Манежа. Все переживания и эмоции, которые были во мне, я раскрыл в этой работе».

Об учениках и обучении

«Педагог обязан поделиться со своими учениками тем опытом, который он имеет. Обязан. И эта обязанность заложена в системе обучения в Академии. Именно обязанность педагога, потому что никакой другой формы обучения быть не может».

«Каждый ученик — это индивидуальность, и к каждому должен быть свой ключик, свой подход. Хороший педагог обязан это чувствовать. Помимо личного примера, помимо способности что-то подсказывать своим учащимся, беря в руки кисть или карандаш, он обязан уметь найти подход к каждому человеку. Допустим, кому-то надо немножечко собраться, он весь такой расхристанный, не может никак сосредоточиться. Ему тяжело это сделать, значит, педагог должен найти те нужные слова или, может быть, дать какие-то упражнения, которые необходимы для того, чтобы этого ученика мобилизовать на сосредоточенную работу».

О художественном образовании

«Меня волнует, что сегодня у нас происходит с художественным образованием. Я вижу, к сожалению, лишь узкую специализацию, которая представлена во всех вузах. [Это грозит] тем, что в будущем это приведет к безработице, невостребованности, а иногда и к дилетантизму.

Самый главный показатель профессионала — умение рисовать на хорошем академическом уровне, в какой бы из техник человек ни работал, — от традиционных до ультрасовременных — дизайнеров, компьютерной графики, современной анимации».

О современном искусстве

«Есть традиционное искусство, а есть то, что ушло от традиций. То, что идет по традиции, — это к жизни, а то, что ушло от нее, — это к смерти. И спорить с этим без толку. Так было, есть и будет. И ничего нового под солнцем не родится... Если мы к традиции не возвратимся, мы отомрем. Нас просто не будет, физически не будет».

Об отце

«Он, наверное, был моим главным учителем, притом что я его не видел за работой. Преподавательская деятельность у него отнимала большую часть времени, и если он и писал, то он писал урывками. Он был тем человеком, который определял вектор. Все работы я ставил на пианино. Он вечером приходил, и, конечно, уже был его определенный приговор, что ему нравилось, не нравилось. Он меня поддерживал во многих вещах».

«Я ходил на подготовительные курсы для поступления в Суриковскую школу, не к отцу. Я, значит, писал цветок с натуры. Каждый лепесточек пытался сделать. Очень добросовестно. И зашел отец, посмотрел, говорит: «Ты молодец, цветок у тебя очень красивый. Но твой цветок не пахнет».

О цели живописи

«В моей жизни было много таких моментов, когда сам себе задаешь вопросы: «А кому вообще все это надо — это художество? Имеет ли оно смысл, дает ли оно какую-то пользу?» И было несколько таких случаев, когда оно явно меняло людей. Хотя, казалось бы, ничего особенного не было — обыкновенное традиционное искусство. Но оно меняло людей в лучшую сторону и останавливало от каких-то нехороших, серьезных поступков, даже трагедий. И теперь я думаю: если это уже существует, значит, это кому-то надо, значит, это все не напрасно».

Поделиться