Ископаемая рыба помогла открыть недостающее звено в эволюции ходьбы

. Ученые сканировали останки древнего существа и реконструировали скелет

Ископаемая рыба тиктаалик помогла открыть недостающее звено в эволюции ходьбы

Обновлено 08 апреля 2024, 11:36
<p>Новая реконструкция скелета ископаемой рыбы тиктаалик показала, что ребра рыбы, вероятно, прикреплены к тазу, что стало фактором возможной эволюции ходьбы</p>
Фото: University of Pennsylvania

Новые сведения об ископаемой рыбе возрастом 375 млн лет дали ученым ключ к разгадке эволюции свойств скелета, которая помогла предкам современных живых существ выбраться из воды. Об этом заявили в Университете штата Пенсильвания (США).

Исследователи пояснили, что еще до того, как случилась эволюция ног из плавников осевого скелета, сам этот скелет (включая кости головы, шеи, спины и ребер) претерпевал изменения. Они-то в конечном итоге и помогли первым ходячим существам поддерживать свое тело при передвижении по суше.

<p>Реконструировано положение и ориентация тазового пояса ископаемой рыбы тиктаалик, останки которой нашли в 2004 году</p>
Фото: University of Pennsylvania

Исследовательская группа завершила новую реконструкцию скелета ископаемой рыбы тиктаалик (Tiktaalik roseae), которая является одним из ближайших родственников четвероногих позвоночных. Реконструкция показывает, что ребра рыбы, вероятно, прикреплены к ее тазу. Этот нюанс стал решающим для поддержки тела и возможной эволюции ходьбы.

Тиктаалик (Tiktaalik roseae) — четвероногая лопастеперая рыба, которая 375 млн лет назад вышла из воды на сушу. Это животное считается переходной формой между рыбами и наземными позвоночными. Его обнаружили в ходе палеонтологической экспедиции в 2004 году на острове Элсмир в Канаде.

Для визуализации организма исследователи использовали микрокомпьютерную томографию (микро-КТ): они сканировали окаменелости и выявили недостающие в найденных останках позвонки и ребра рыбы. Результатами и видео реконструкции ученые поделились в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Как пояснил Том Стюарт, доцент кафедры биологии в Научном колледже Эберли в Пенсильванском университете, тиктаалик хоть и был найден 20 лет назад, но ключевые части его скелета оставались неизвестными. Сканирование дало представление, как передвигалось существо. В отличие от большинства рыб, у которых позвонки и ребра одинаковы по длине туловища, осевые скелеты конечностей позвоночных демонстрируют резкие различия в позвонках и ребрах от области головы до области хвоста. Ребра в крестцовой области у них прикреплены к тазу, что обеспечивало поддержку тела задними конечностями.

У рыб брюшные плавники и кости тазового пояса сравнительно небольшие и подвижные. Исследователи объяснили, что в ходе эволюции ходьбы задние конечности и таз у них стали намного больше и образовали соединение с позвоночником, это дало необходимую поддержку телу.

По всему скелету тиктаалика ученые увидели сочетание черт, типичных как для рыб и жизни в воде, так и для наземных животных. Эта реконструкция впервые показала, как разные части скелета были скоординированы у древнего переходного существа, и дала представление, как впервые могла начать развиваться ходьба. Соединение между тазом и осевым скелетом тиктаалика, вероятно, состояло из мягких тканей. Хотя он еще не ходил по земле, но «определенно делал что-то новое, рыба могла подпирать себя и толкать задним плавником».

Ранее палеонтологи из Кембриджского университета назвали самого древнего хищника на планете. Животное с длинными щупальцами — Auroralumina attenboroughii — обнаружили в графстве Лестершир, ему около 560 млн лет. Оно является предшественником животных типа стрекающих, к которому относятся, например, медузы и кораллы.