Пелевин, психология, женская проза: подводим книжные итоги 2023 года

. Процветают ярмарки, возникают новые имена и форматы, а рынок лихорадит
Обновлено 29 января 2024, 17:02

Коротко разбираем, каким выдался 2023-й для книжной отрасли и для читателей, которым довелось побывать на книжных ярмарках и фестивалях, послушать множество аудиокниг и познакомиться с новинками от Виктора Пелевина, Ольги Примаченко и Мишеля Уэльбека.

Константин МильчинКонстантин Мильчинлитературный критик, шеф-редактор «Букмейта», книжного сервиса «Яндекс Плюса»

Проза года

<p>Обложка книги&nbsp;&laquo;Уничтожить&raquo; Мишеля Уэльбека</p>
Фото: «Букмейт»

Обложка книги «Уничтожить» Мишеля Уэльбека

Пожалуй, назовем даже два романа: это «Уничтожить» Мишеля Уэльбека и «Гранд-отель Европа» Ильи Леонарда Пфейффера. Француз и голландец написали каждый свою версию плача о неизбежной погибели западной культуры, традиционного для европейской литературы, и в обеих книгах Запад губит сам себя. Уэльбек в очередной раз явил миру своего постоянного персонажа — бессмысленного человека на бессмысленной работе, который не очень понимает, зачем он живет на белом свете. Только на этот раз в романе есть элементы политического триллера. «Гранд-отель Европа» по жанру ближе к сатире, но содержит в себе элементы эротического романа и удивительным образом учебника по теории и практике современного искусства. Обе книги написаны с большим чувством юмора и тем самым намекают, что Европа и в этот раз устоит.

Нон-фикшен года

<p>Обложка книги&nbsp;&laquo;Земля плоская&raquo; Виолен Джакомотто-Шарра и Сильви Нони</p>
Фото: «Букмейт»

Обложка книги «Земля плоская» Виолен Джакомотто-Шарра и Сильви Нони

Назовем две научные монографии, которые написаны столь увлекательно, что и правда читаются как остросюжетная проза. «Сомнамбулы» Кристофера Кларка посвящены причинам и предпосылкам Первой мировой войны. Историк рисует впечатляющую картину безумия, которое царило в Европе начала ХХ века: трусливые министры, самовлюбленные монархи, безумные генералы. В книге «Земля плоская» Виолен Джакомотто-Шарра и Сильви Нони борются с устоявшимся представлением о том, что в Средние века люди считали Землю плоской. Это миф. В реальности даже в темные века человечество было мудрее нынешних плоскоземельцев и вполне верило в шарообразность нашей планеты.

Загадка года

Никто не знает, что происходит с книжным рынком в России — он растет или падает. Осенью на отраслевой конференции звучали взаимоисключающие версии. Профильное министерство и крупнейшее издательство «Эксмо» утверждали, что рынок растет, а книготорговцы и типографы считали, что рынок падает. Вообще, книжный рынок всегда реагирует на все с сильным запозданием: он последним входит в пике, когда с экономикой не все благополучно, и восстанавливается тоже последним. Можно только гадать, как на рынке скажется свежее объявление автора бестселлеров экстремистом, но вряд ли эффект будет положительным.

Проект года

<p>Обложка книги &laquo;Путешествие в Элевсин&raquo;&nbsp;Виктора Пелевина</p>
Фото: «Букмейт»

Обложка книги «Путешествие в Элевсин» Виктора Пелевина

Виктор Пелевин в этом году не отдыхал, а выпустил в самом конце сентября новый роман — «Путешествие в Элевсин», третью часть трилогии, куда входят романы Transhumanism Inс и KGBT+. Почти все тексты Пелевина так или иначе связаны между собой, но в данном случае главный постмодернист России выдал именно сериал с единой вселенной, сквозными персонажами и сквозными идеями. Собственно, статус главного как раз и был подтвержден в рамках ежегодной процедуры подведения итогов: в «Букмейте» за месяц его прочитали и послушали больше 100 тыс. человек, а «Плюс Студия» объявила, что планирует трилогию экранизировать.

Тренд года

<p>Обложка книги&nbsp;&laquo;Одиночка&raquo;&nbsp;Маргариты&nbsp;Ронжиной</p>
Фото: «Букмейт»

Обложка книги «Одиночка» Маргариты Ронжиной

В современной русской прозе произошла смена поколений, вернее, на сцену вышли новые лица. И они в основном женские. Писательнице нового формата около 30 лет, она описывает свой личный опыт или нечто близкое к нему. Она училась на курсах писательского ремесла, сюжеты ее книг остросоциальны, а сама сочинительница непоколебимо убеждена в неминуемом успехе и собственной гениальности. Ну что ж, самоуверенность — важный залог литературных побед.

Поскольку самую большую порцию новых имен инъецировало в литературу издательство «Альпина. Проза», то представительниц этого поколения вполне можно называть «альпинистками», даже если их произведения выходят и в других издательствах. Назовем некоторых «альпинисток»: Маргарита Ронжина («Одиночка»), Екатерина Манойло («Отец смотрит на запад»), Светлана Павлова («Смена»), Анна Лукиянова («Это не лечится»), Александра Шалашова («Салюты на той стороне»), Мария Ныркова («Залив терпения»), Марина Качан («Хорея»), Наталья Гринь («Зверобой»), Марго Гритт («Вторжение») и примкнувшие к ним Илья Мамаев-Найлз («Год порно») и Ислам Ханипаев («Холодные глаза»).

«Примаченко года»

<p>Обложка книги&nbsp;&laquo;Все закончится, а ты нет&raquo;&nbsp;Ольги Примаченко</p>
Фото: «Букмейт»

Обложка книги «Все закончится, а ты нет» Ольги Примаченко

В номинативе «Примаченко года» в очередной раз побеждает Ольга Примаченко. Уже несколько лет книги минской журналистки возглавляют разнообразные топы продаж, прочтений и прослушиваний. Она идеально угадала с жанром и форматом. Есть тренд на рост книг по саморазвитию, но авторы этих книг злые и книги у них злые, они все время чего-то хотят, что-то требуют от читателей, а так нельзя: времена сейчас нервные и читатели с читательницами сейчас нервные. Саморазвитие, по версии Ольги Примаченко, это в первую очередь самоуспокоение, самоутешение, достижение душевного покоя. Ее новейший бестселлер называется «Все закончится, а ты нет». Позавидуем оптимизму автора и предположим, что она сохранит лидерские позиции и в 2024 году. Вряд ли мир станет более спокойным и менее нервирующим.

Мероприятие года

Главным и отрадным событием года стали книжные фестивали и ярмарки, которые, несмотря на объективные проблемы последних лет, не уступили и не сдулись, а продолжаются и расширяют географию. Помимо традиционных больших ярмарок в Москве и в Петербурге, в этом году большие фестивали прошли в Архангельске, Благовещенске, Екатеринбурге, на Дальнем Востоке, и это мы перечисляем только крупнейшие проекты. Пока литературные премии в кризисе, фестивали и ярмарки процветают.

Поделиться