Знаменитые белые скульптуры Парфенона оказались синими. Как так вышло

. На статуях удалось обнаружить следы цветочных узоров

Antiquity: белоснежные скульптуры Парфенона изначально были синими

Обновлено 13 октября 2023, 08:12
<p>Скульптуры в Британском музее, вывезенные из греческого Парфенона в Афинах</p>
Фото: Graham Barclay, BWP Media / Getty Images

Скульптуры в Британском музее, вывезенные из греческого Парфенона в Афинах

Знаменитые белоснежные скульптуры из греческого Парфенона оказались изначально синими. Согласно новому исследованию, античные статуи, возрастом 2,5 тыс. лет, раньше были красочными, расписанными цветочным орнаментом и другими сложными узорами. Это выяснили исследователи Британского музея, где находится почти половина скульптур, и Королевского колледжа Лондона. Результатами открытий ученые поделились в журнале Кембриджского университета Antiquity. Им удалось обнаружить с помощью современных технологий следы краски на 11 из 17 фигур.

Краска часто не сохраняется на археологических находках, подобных таким скульптурам, относящимся к периоду между 447 и 438 годами до нашей эры. Античные статуи длительное время находились под воздействием окружающей среды, подчеркнул ведущий автор исследования доктор Джованни Верри. Его слова приводит CNN.

«Также возможно, что во время консервационных или реставрационных процедур эти небольшие следы краски, которые фактически выглядели как грязь, были случайно удалены».

Британский музей
Фото: Британский музей

Методика, используемая для обнаружения краски, находит микроскопические следы, невидимые глазу. При освещении скульптуры красным светом пигмент, известный как «египетский синий», поглощает его и выглядит на камере светящимся белым.

По данным Королевского химического общества, «египетский синий» был популярным пигментом своего времени, он изготавливался с использованием кальция, меди и кремния. Ярко-синий цвет высоко ценился за свою редкость и обычно использовался для королевских особ или для изображений богов и богинь.

Британский музей
Фото: Британский музей

По словам Верри, исследователи также обнаружили фиолетовый цвет, который они назвали «фиолетовым Парфеноном». Уникальность открытия заключается в том, что пигмент не был приготовлен с использованием моллюсков — распространенного древнего средиземноморского способа. В классических текстах упоминается неуловимый фиолетовый цвет, но ингредиенты оставались загадкой, поскольку оттенок считался очень ценным.

«Исследование доказывает, что красочные украшения были обычным явлением в древнегреческом искусстве. Это большое событие, потому что оно бросает вызов традиционному западному представлению о том, что классическое искусство — это просто белый мрамор, и показывает, насколько важен был цвет для древнегреческих художников», — отметил значимость открытия эксперт, профессор археологии Майкл Космопулос.

Сейчас британские исследователи надеются разработать новые методы визуализации, чтобы найти и другие цвета, присутствующие на скульптурах.

Кстати: обсуждаемые скульптуры являются давним предметом спора. Греция неоднократно призывала вернуть их, так как британский дипломат лорд Элгин вывез эти статуи из храма Парфенон в Афинах в начале XIX века, получив разрешение у греческих властей взять с Акрополя «некоторые обломки камней с надписями и фигурами».

Ранее в Мексике раскрыли таинственный рецепт древнего красителя Maya Blue. Этот оттенок называют цветом богов, его воссоздал деревенский скульптор Луис Мэй Ку из небольшого селения на полуострове Юкатан. Он изготовил синюю краску Maya Blue из местного растения — на это мужчина потратил в домашней лаборатории долгие годы. Открытую им формулу подтвердили ученые.

Известно, что древний пигмент Maya Blue очень устойчив и сумел сохраниться на старых фресках майя спустя тысячу лет. Археологи пришли к выводу, что этот цвет использовался для изображения богов. Например, майя часто применяли пигмент при изображении Чака (бога дождя). На доколумбовых археологических памятниках, таких как Чичен-Ица и Бонампак в Чьяпасе, есть посвященные ему фрески.

Поделиться