Ученые выявили клеточные механизмы развития ожирения. Это поможет людям

. Для опытов лабораторных мышей почти 100 дней откармливали жирной едой

EurekAlert: открыты новые клеточные механизмы развития ожирения

Обновлено 12 октября 2023, 10:54
Justin Sullivan / Getty Images
Фото: Justin Sullivan / Getty Images

Ученые Мичиганского университета обнаружили новые иммунные клетки в жировой ткани. Для исследования они 14 недель откармливали жирной пищей лабораторных мышей, результаты эксперимента опубликовал журнал EurekAlert.

Авторы эксперимента стремились выяснить, какие типы иммунных клеток взаимодействуют с жировой тканью при ожирении и какую роль они играют в воспалительном процессе.

По истечении 14-недельной мышиной диеты ученые провели анализ их жировой ткани с использованием метода пространственной транскриптомики — технологии, позволяющей идентифицировать гены и метаболические пути, ответственные за ответ и противодействие организма стрессам.

«Исследовать жировую ткань сложно, так как типы клеток распределены равномерно по всей ткани, без определенных клеточных слоев», — приводит журнал высказывание ученых.

Так была выявлена новая популяция макрофагов, которые обычно играют в организме роль «мусорщиков», освобождая воспаленные ткани от погибших клеток.

В жировой ткани их функционал оказался гораздо разнообразнее. Исследователи выделили пять подтипов макрофагов, каждый из которых проявляется в разные периоды ожирения. Некоторые из них связаны с провоцированием воспалительными процессами, другие могут смягчать течение воспаления.

Friso Gentsch / dpa / Global Look Press
Фото: Friso Gentsch / dpa / Global Look Press

По словам американских ученых, это открытие может дать более глубокое понимание механизмов, лежащих в основе ожирения, и его связи с возникающими заболеваниями.

«В этой области считалось, что тип макрофагов, которые накапливаются при ожирении, способствует воспалительному состоянию. Судя по этим данным, эта история может оказаться гораздо более интересной», — высказалась одна из авторов исследования, доцент кафедры вычислительной медицины и биоинформатики Мичиганского университета Линдси Мьюир.

Ожирение — хроническое заболевание, при котором происходит избыточное накопление в организме жировой ткани. Она, в свою очередь, является органом эндокринной системы и участвует в поддержании нашего энергетического баланса, а также регуляции обмена инсулина, секреции гормонов и во многих других взаимодействиях органов и систем. Когда жировой ткани слишком много, это приводит ко многим неприятным последствиям — от проблем с сердцем, сосудами и суставами до сбоев репродуктивной системы, гормонального фона.

Ранее Всемирная федерация по борьбе с ожирением (World Obesity Federation) привела данные, что более 4 млрд человек будут страдать от лишнего веса к 2035 году. Самый большой всплеск ожирения ожидается среди детей и подростков, по прогнозам, этот показатель удвоится по сравнению с уровнем 2020 года как среди мальчиков, так и среди девочек.

По словам эксперта Центра молекулярной диагностики CMD ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Екатерины Близниной, родители могут передать ожирение по наследству детям, но только от самих детей зависит, станет ли лишний вес и их проблемой.