Астероид Бенну. Что о нем известно, почему важен для науки и чем опасен

. На Землю прибыли образцы грунта, добыча которых заняла семь лет
Обновлено 25 сентября 2023, 16:41
<p>Астероид Бенну&nbsp;</p>

Астероид Бенну

Зонд NASA под названием OSIRIS-REx, запущенный семь лет назад, отправил на Землю капсулу с образцами древнего грунта с астероида Бенну. Космический объект, обнаруженный всего 24 года назад, представляет особый интерес для науки. Ученые рассчитывают, что его изучение может как дать ответы на вопросы о возникновении жизни на нашей планете, так и положить начало путешествиям в далекий космос. Ну а еще за Бенну пристально следят, так как он может представлять потенциальную угрозу для всего человечества.

Семилетний полет длиной 6,2 млрд км

<p>Полет межпланетного аппарата OSIRIS-REx мимо Земли в представлении художника</p>

Полет межпланетного аппарата OSIRIS-REx мимо Земли в представлении художника

Бенну, обнаруженный 11 сентября 1999 года, был классифицирован как старый околоземной астероид возрастом около 2 млрд лет. Свое название он получил в честь птицы Бенну из древнеегипетской мифологии, представляющей собой аналог феникса. Осенью 2016 года NASA отправило к астероиду межпланетную станцию OSIRIS-REx, которая вышла на орбиту в декабре 2018 года, после чего в течение двух лет проводилось дистанционное изучение объекта и подготовка к операции по взятию образцов. Пробы грунта были успешно собраны при помощи роботизированной руки в октябре 2020 года, а весной 2022-го зонд отправился назад, в сторону Земли. В общей сложности за семь лет аппарат проделал путь длиной 6,2 млрд км.

Капсула с материалом отделилась от зонда на высоте более 100 км, после чего приземлилась в пустыне американского штата Юта, неподалеку от Солт-Лейк-Сити. В NASA назвали успешное завершение миссии, обошедшейся примерно в $1 млрд, «большим днем в истории». Доставленные с астероида материалы увезут в Космический центр имени Джонсона в Техасе для их изучения, а демонстрация полученных образцов может состояться уже в октябре.

Почему именно Бенну

<p>Астероид Бенну, пролетающий поблизости от Земли, в представлении художника</p>

Астероид Бенну, пролетающий поблизости от Земли, в представлении художника

На данный момент науке известно примерно об одном миллионе астероидов в Солнечной системе, однако ученые выбрали именно Бенну для пристального изучения по нескольким причинам. Во-первых, в отличие от других подобных небесных тел, вращающихся в поясе астероидов между Марсом и Юпитером, орбита Бенну находится гораздо ближе к орбите Земли и даже пересекает ее. Кроме того, он движется практически в той же плоскости, что и наша планета, что облегчило задачу по запуску космического аппарата к нему.

Плюс ко всему все астероиды вращаются вокруг своей оси. При этом относительно небольшие объекты, диаметром 200 м и меньше, крутятся очень быстро (до нескольких оборотов в минуту), из-за чего космическому аппарату сесть на них чрезвычайно сложно. Кроме того, в результате интенсивного вращения на маленьких астероидах практически не остается остаточного грунта (реголита), представляющего наибольший интерес для ученых. Бенну диаметром 492 м совершает один оборот вокруг своей оси за 4,3 часа, что сделало его доступным для посадки космического аппарата, который смог взять пробы древней породы.

Чем так интересен грунт с астероида

<p>Капсула с образцами космического грунта миссии OSIRIS-REx, приземлившаяся на испытательном полигоне в штате Юта</p>
Фото: Keegan Barber / NASA

Предполагается, что астероид содержит образцы вещества, образовавшегося еще задолго до появления Земли и, вероятно, даже до формирования Солнечной системы. Анализ грунта с Бенну должен помочь ученым лучше понять роль астероидов в доставке на нашу планету соединений, формирующих жизнь.

Благодаря исследованиям, проведенным при помощи земных и космических телескопов, удалось установить, что Бенну может быть богат органическими молекулами, которые состоят из цепочек углерода, связанных с атомами кислорода, водорода и других элементов. Это химический рецепт, по которому зарождаются все известные науке живые существа. Ученые предполагают, что на ранних этапах развития Земли в нее врезались кометы и астероиды, доставляя туда воду и органические соединения. Анализ проб с Бенну может помочь им доказать эту теорию.

«Заправочная станция» для полетов в далекий космос

<p>Астероиды, падающие на планету, на ранней стадии ее существования. Художественная концепция</p>
Фото: NASA

Помимо ответов на вопросы о происхождении жизни на Земле, подробное изучение Бенну может дать человечеству доступ к важнейшим дополнительным ресурсам. Астероиды, как правило, богаты различными элементами, такими как железо и алюминий, а также драгоценными металлами вроде платины. По этой причине на данный момент ряд аэрокосмических компаний всерьез задумываются о технологиях, которые в будущем позволят добывать на подобных небесных объектах полезные ископаемые. Более того, астероиды вроде Бенну могут помочь людям совершать путешествия в далекий космос. Если однажды человек научится извлекать водород и кислород из воды, содержащейся в минералах астероида, то сможет производить ракетное топливо. Таким образом, астероиды когда-нибудь станут своеобразными «заправочными станциями» для полетов на Марс и далее.

Почему Бенну потенциально опасен для Земли

<p>Диаметр астероида Бенну превышает высоту Эйфелевой башни в Париже и небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке</p>
Фото: NASA

При этом исследование ученых из Калифорнийского технологического института показало, что Бенну представляет для Земли потенциальную опасность. Астероид, обнаруженный четверть века назад, проходит в относительной близости от нашей планеты каждые шесть лет и теоретически однажды может врезаться в нее. Согласно расчетам, наибольшая угроза возникнет в сентябре 2182 года. Оценочная вероятность катастрофы составляет всего один шанс к 2700, или 0,037%. В случае удара выделится энергия, эквивалентная взрыву в 1200 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Это почти в 25 раз больше самой мощной ядерной бомбы, когда-либо испытанной человеком.

Возможное столкновение может привести к катастрофическим последствиям. К примеру, астероид, упавший на Землю 66 млн лет назад и ставший причиной вымирания динозавров, вызвал серию невероятных по своим масштабам катаклизмов во всем мире. Столкновение привело к образованию мегацунами с волнами высотой в несколько километров, массовым лесным пожарам из-за обратного падения выброшенных в космос пород, кислотным дождям, а также глобальному похолоданию из-за большого количества выбросов пыли, пепла и сажи в атмосферу, на долгие годы закрывших солнце.