Раскрыты рейтинги популярных программ на ТВ. Лидер вас точно удивит

. Почему каналы не отказываются ходить по грани здравого смысла

Гендиректор канала «Ю» Наталья Радько: «Дом-2» для нас является рейтингообразующим

Обновлено 23 мая 2023, 11:38

Большинство проектов на российском телевидении — это форматы, существующие на протяжении десятилетий. Эксперименты с новыми запусками позволяют себе немногие (приятное исключение — канал «Пятница!»), а на фоне начала спецоперации России на Украине значительную долю программ в сетке вещания заняли информационные программы и социально-политические ток-шоу.

Тем не менее развлекательная функция у телевидения остается. А флагманские проекты вещателей не просто продолжают собирать у экранов многотысячную аудиторию, но и становятся предметами общественных дискуссий. Причем далеко не всегда — положительных.

РБК Life выяснил, какие рейтинги у самых одиозных телепередач современности и почему каналы не отказываются ходить по грани здравого смысла.

«Поле чудес» — «Первый канал» — в эфире с 1990 года

Виталий Белоусов / РИА Новости
Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

Появившаяся еще в советское время адаптация американской телеигры «Колесо фортуны» остается одним из самых популярных развлекательных шоу. Однако если в других странах, где существует такой же формат, участники действительно стремятся выиграть приз и разгадать слово, то в российской версии проекта подход создателей исторически фокусируется на «народных талантах» участников и раскрытии их личностей. В интервью «Моей семье» ведущий «Поля чудес» Леонид Якубович как-то утверждал, что это было его «принципиальным» решением: «Этот проект не о том, во что играют, а о тех, кто в это играет».

Концентрация передачи на историях и увлечениях простых людей из регионов России стала главной причиной появления огромного количества мемов про «Поле чудес» в Сети. Например, на фоне новостей о возможном перезапуске программы из-за разрыва контракта «Первого канала» и телекомпании ВИД пользователи интернета активно шутили о том, что в новой версии игры участникам будут дарить все то, что за тридцать лет собралось в музее подарков проекта от предыдущих гостей студии.

Активно высмеивают пользователи и годами неизменный образ Леонида Якубовича и его характерную манеру объявлять выпадающие на барабане сектора. Чего только стоит анекдот (впрочем, вполне близкий к реалиям) о том, как телеведущий анонсирует призы: «Вилла на семь спален с бассейном на Лазурном Берегу, яхта океанская с вертолетной площадкой и, наконец, главный приз — автомобиль «Лада Калина».

Впрочем, текущие рейтинги «Поля чудес» говорят о том, что зрителям такой формат передачи до сих пор нравится. Доля аудитории среди зрителей старше четырех лет в крупных городах России в апреле 2023 года, по данным исследовательской компании Mediascope, составила 10,5%. Пять лет назад этот показатель был чуть выше — 11,6%, однако изменения частично связаны с ростом востребованности информационного и новостного контента на телевидении в последние годы. Программа по итогам последней недели апреля 2023 года также вошла в топ-20 самых популярных передач на ТВ и обошла «Голос», «Прямой эфир» и «Уральские пельмени». Однако сам «Первый» показатели программы не комментирует.

«Жить здорово!» — «Первый канал» — в эфире с 2010 года

1tv.ru
Фото: 1tv.ru

Несмотря на то что проект «Жить здорово!» значительно моложе, чем «Поле чудес», и выходит в менее рейтинговое время — по утрам будних дней, по узнаваемости он ничуть не уступает другим передачам «первой кнопки». Изначально передача должна была стать заменой программы о нетрадиционных методах лечения «Малахов+» народного целителя Геннадия Малахова, которая находилась на грани закрытия. Однако позже идею трансформировали в ток-шоу о проблемах питания, медицины и здоровья, а ведущей пригласили Елену Малышеву.

Эпизоды «Жить здорово!» неоднократно становились предметом обсуждения в соцсетях и даже породили целые рейтинги в формате «Самые смешные и позорные выпуски». Все дело не только в форме подачи информации (чего только стоит песня яичек или демонстрация процедуры мужского обрезания на вороте свитера одной из зрительниц в зале студии), но и в отборе тем. Так, один из выпусков программы был посвящен тому, как правильно совершать акт дефекации.

Впрочем, сама Елена Малышева всегда уверенно отвечала на оценку подбора тем и форматов. Так, после критики танца женщины в костюме матки телеведущая заявила, что нет «ничего плохого в том, что матка существует у каждой женщины»: «Можно этот факт вычеркнуть, конечно, если ты истинный коммунист, но тогда останется вопрос, как же ты появился на свет». Она также отмечала, что наглядные примеры и макеты, которые показывают в «Жить здорово!», провоцируют у зрителей эмоциональную реакцию, а именно эмоциональная память является долговременной.

Впрочем, год от года рейтинги «Жить здорово!» все-таки падают. Если в апреле 2019 года доля аудитории составляла 11%, то в апреле 2020-го — 9%, а в апреле 2023-го — уже 7,2%. После начала спецоперации России на Украине «Первый канал» временно отказывался от проекта, переориентировав внимание на новостное вещание, однако позже передача стала одним из немногих развлекательных форматов, которые вернулись в эфир.

«Когда все дома» / «Пока все дома» — «Россия 1» / «Первый канал» — в эфире с 1992 года

1tv.ru
Фото: 1tv.ru

Необходимость создания семейной развлекательной передачи со звездами тогда еще на «Первом канале» возникла на фоне закрытия популярной «Утренней почты». Однако, несмотря на моментально сформировавшуюся узнаваемость формата у аудитории, проект стал одним из немногих, сменивших «прописку» и переехавших с «первой» кнопки на «вторую». Смена вещателя, а частично и названия произошла в 2017 году. Официально «Первый канал» объяснил это решение тем, что «у передачи несколько лет падали рейтинги, при этом производители не хотели ничего менять».

Окончательно на судьбу тогда еще «Пока все дома» повлиял скандал с так называемыми видеопаспортами детей-сирот. В конце 2016 года в СМИ появилась информация о том, что ведущие и производители программы зарабатывают на производстве видеооткрыток для рубрики «У вас будет ребенок». Корреспондент ТАСС Татьяна Виноградова, в частности, утверждала, что такие ролики делаются за счет Минобрнауки, а цена одного видеопаспорта достигает 100 тыс. руб. СМИ также утверждали, что компания ведущего шоу Тимура Кизякова — ООО «Дом» — занималась устранением конкурентов в этом бизнесе. Источник РБК в руководстве «Первого канала» пояснял, что компания получала деньги за эту рубрику из трех источников: с телеканала-вещателя, государства и спонсоров.

Впрочем, сам Кизяков также выступал с ответной критикой в адрес «Первого канала» и обвинял его в задержках финансирования, а сообщения о махинациях и источниках финансирования он назвал «клеветой». Уже в сентябре 2017 года программа после незначительного ребрендинга и смены названия на «Когда все дома с Тимуром Кизяковым» продолжила выход на канале «Россия 1».

На аудиторных показателях программы прошедшие скандалы, впрочем, отразились мало. В последние пять лет ее рейтинги стабильны: в апреле 2019 года доля аудитории достигала 10,2%, в апреле 2023-го — 10,1%. Это в целом сопоставимо, например, с «Полем чудес» и выше, чем у «Жить здорово».

Денис Кусков, глава информационно-аналитического агентства TelecomDaily

Эти передачи прошли со зрителями не одно десятилетие, и к ним попросту привыкли. Людям интересно посмотреть, что происходит у звезд, через «Когда все дома». Когда речь заходит о здоровье, все любят смотреть, но никто не любит выполнять. В этом плане «Жить здорово» предлагает наиболее привлекательный контент. «Поле чудес» — игра не особо интеллектуальная, зато превратившаяся в фабрику подарков, на что тоже хочется смотреть.

Отказываться от этих проектов каналам смысла нет, поскольку у них есть годами отработанная аудитория, как правило, старшего поколения. Кроме того, эти передачи явно любят рекламодатели.

Телевидение в принципе не очень мобильно в плане запуска новых форматов. Большинство программ, которые у нас есть, — «Кто хочет стать миллионером», «Голос», «Один в один» и так далее — это передачи по лицензиям иностранных компаний. И в этом большая проблема. Есть хорошие примеры исконно российского контента, например «Что? Где? Когда?». Но такого должно быть больше.

«Дом-2» — ТНТ / «Ю» — в эфире с 2004 года

dom2.ru
Фото: dom2.ru

Реалити-шоу «Дом-2», в прошлом выходившее на ТНТ, а сейчас выступающее флагманом молодежного канала «Ю», всю свою историю сочетало высокие рейтинги с повышенным вниманием СМИ и общественности, в основном из-за скандального содержания.

Так, в 2009 году Пресненский суд Москвы запретил показ «Дома-2» в «детское время», что на несколько лет поставило крест на формате дневных и утренних выпусков проекта. Многие политики и деятели шоу-бизнеса неоднократно призывали вовсе закрыть проект из-за пагубного влияния на аудиторию. Например, продюсер Максим Фадеев, размышляя на тему смерти Валентины Григорьевой, погибшей во время стрима блогера Reeflay, утверждал, что проблемы, связанные с контентом в интернете, необходимо решать на государственном уровне и начать стоит с «Дома-2». А депутат Госдумы Виталий Милонов обвинял проект в «десакрализации» института брака.

В конце 2020 года ТНТ официально объявил о закрытии проекта «Дома-2», что позже руководство «Газпром-медиа» связывало с потерей аудитории и убыточностью шоу. Однако позже выяснилось, что проект «переехал» на канал «Ю» — правда, уже без Ольги Бузовой в роли ведущей.

Переезд проекта с одного канала на другой серьезным образом отразился на его рейтингах. Так, если в апреле 2019 года доля аудитории «Дома-2» на ТНТ составляла 5,4%, до в апреле 2021-го, после перезапуска, упала до 1,1%. По итогам апреля 2023-го шоу смотрят 1% телезрителей.

Впрочем, гендиректор канала «Ю» Наталья Радько, комментируя аудиторные показатели программы, отметила, что канал рейтингами шоу доволен. Кроме того, после запуска проекта на «Ю» часть постоянных зрителей «Дома-2» пришла на канал с ТНТ, благодаря чему «расширилась аудитория самого канала и других его проектов».

«Проект для нас является рейтингообразующим, — рассказала Радько. — После перехода на «Ю» в проекте стало меньше откровенных сцен и больше контента про отношения и создание семьи. В реалити даже появилась первая будущая мама».

Comedy Club — ТНТ — в эфире с 2005 года

comedyclub.tnt-online.ru
Фото: comedyclub.tnt-online.ru

Юмористическая программа Comedy Club, стартовавшая в качестве небольшого и тогда еще нового для России формата стендапов, за прошедшие уже почти два десятилетия стала флагманом канала ТНТ, а ее производитель, студия Comedy Club Production, разрослась до одного из крупнейших производителей контента в стране.

Жесткий юмор в рамках Comedy Club неоднократно становился предметом повышенного внимания общественности к программе. Так, 2023 год начался со скандала, связанного с Павлом Волей. Резидент Comedy Club, стоявший у истоков программы, назвал казахскую феминистку Балаусу Толеген «долбанько». Девушка юмора не поняла и объявила, что запустит судебное дело против ведущего.

Однако интернет и его пользователи Comedy Club скорее любят, в том числе за большое количество поводов для новых мемов. Почти легендарным стал сюжет про «долбоящеров» в исполнении Демиса Карибидиса. А образ и характерный голос Гарика Харламова сделали ведущего одним из главных образов для пародий.

Тем не менее в прошлом году рейтинги проекта временно снижались на фоне роста телесмотрения новостей, признают в пресс-службе ТНТ. По данным Mediascope, апрель 2022-го действительно был для Comedy Club худшим за последние пять лет: доля аудитории составила всего 4%. Однако постепенно за год интерес зрителей восстановился, и уже в апреле 2023-го этот показатель вырос до 5,3%.

«Мы полностью удовлетворены рейтингами Comedy Club: этому проекту уже 18 лет, и такой выдержкой мало кто на телевидении обладает, — отмечают в пресс-службе ТНТ. — Comedy Club — наш безусловный флагман и визитная карточка, он навсегда в ДНК телеканала. Этот проект изменил представление о юморе в России и продолжает формировать его нынешний культурный код, а звезды, которых открыл Comedy Club, — Павел Воля, Гарик Харламов и другие — продолжают быть востребованными не только на ТНТ, но и во всей российской медиаиндустрии».

Евгений Сафронов, глава агентства InterMedia

Телевидение у нас бесплатное, доступное всем, охватывает все слои общества, кроме некоторой части городской молодежи. Это значит, что аудитория довольно пожилая и больше женская. Общение с ТВ мало чем отличается от семейного общения с хорошими соседями и родственниками, отсюда и самые популярные для зрелых женщин темы — здоровье, матримониальные вопросы, жизнь знаменитостей, сплетни, критика одежды и поведения окружающих. Именно этому посвящены и всегда будут посвящены самые рейтинговые передачи — «Жить здорово», «Пока все дома», «Поле чудес». Особняком стоит юмор уровня анекдотов (Comedy Club, «Наша Russia» и другие) — тут аудитория больше молодая и мужская.

Удачные форматы эксплуатируются до последнего: зачем рисковать, если рейтинги держатся на высоте? Ядро массовой аудитории вообще никогда не стремится к новому, и консерватизм — это показатель не стагнации, а стабильности.

Кроме того, чем больше аудитория телевидения (а в России она огромна), тем сложнее изменять форматы. Любое изменение раздражает большую часть аудитории, что чревато потерей рейтингов и денег. «Хозяева» предпочитают менять форматы постепенно и очень медленно, чтобы с меньшими потерями пережить возможную неудачу и быстро вернуться в прежнее русло.

Поделиться