100 лет назад открыли гробницу Тутанхамона. Вот что произошло после

. От «мистических» смертей археологов до египтомании, захватившей мир
Обновлено 29 марта 2023, 12:43
<p>Захи Хавасс (на заднем плане, третий слева), глава Верховного совета древностей Египта, наблюдает за извлечением мумии царя Тутанхамона из его каменного саркофага в подземной гробнице в Долине Царей в Луксоре 4 ноября 2007 года. Это был первый раз, когда широкая общественность смогла увидеть &laquo;лицо&raquo; древнеегипетского правителя</p>
Фото: REUTERS / Ben Curtis

Захи Хавасс (на заднем плане, третий слева), глава Верховного совета древностей Египта, наблюдает за извлечением мумии царя Тутанхамона из его каменного саркофага в подземной гробнице в Долине Царей в Луксоре 4 ноября 2007 года. Это был первый раз, когда широкая общественность смогла увидеть «лицо» древнеегипетского правителя

4 ноября 1922 года археологи обнаружили ранее неизвестную гробницу Тутанхамона, после чего неделя за неделей открывали все новые двери на пути к истинной истории Древнего Египта. РБК Life рассказывает, что именно они нашли и чем это обернулось для мировой культуры и них самих.

«Проклятие фараонов»

5 апреля 1923 года мир облетела новость о внезапной смерти пятого графа Карнарвона от воспаления легких. Британский египтолог и собиратель древностей финансировал раскопки в Долине Царей (так называется ущелье на западном берегу Нила) — благодаря его помощи было открыто несколько гробниц, в том числе гробница Тутанхамона, ставшая главной мировой сенсацией в ноябре 1922 года.

Злые языки заговорили о «проклятии фараонов», которое посылается тем, кто осмелился потревожить мумии Древнего Египта. Предметом внимания и спекуляции прессы были скоропостижные смертельные исходы и других участников концессии, например археолога Артура Мейса (отравился мышьяком) и египетского принца Али Камеля Фахми Бея, который присутствовал на открытии гробницы (был застрелен женой). Впрочем, никакого проклятия не существовало — иначе зачем, рассуждает The Guardian, Тутанхамону щадить Говарда Картера, человека, который на самом деле его нашел и рассказал об этом миру? Археолог умер только спустя 17 лет от сердечной недостаточности и лимфоденомы.

Однако сама необыкновенная находка, поразившая умы всей просвещенной публики, была долго окружена мистическим ореолом. И, похоже, эта завеса тайны сохраняется до сих пор.

Что мы знаем о Тутанхамоне

Фараон Тутанхамон из XVIII династии Нового царства (правил приблизительно с 1332 по 1323 год до н. э.) в одночасье стал символом Древнего Египта — при жизни он просто не успел прославиться, потому что умер в возрасте 19 лет. По одной из версий, он был зятем фараона-еретика Эхнатона, который начал масштабные религиозные реформы и ввел культ верховного божества солнечного диска Атона. По другой — Тутанхамон приходился Эхнатону сыном (такие двойственные семейные узы не были редкостью для Древнего Египта). Свою юность он провел в поклонении Атону, а потом вернулся к старой религии — на это указывает и его имя: в Тутанхамона он превратился из Тутанхатона.

Вот как написал про молодого египетского правителя первооткрыватель его гробницы Говард Картер: «При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен». И благодаря невероятным усилиям и таланту ученого сегодня мы точно знаем, как это произошло.

Что нашел Говард Картер

Раскопки захоронений в Долине Царей велись еще с XVIII века. Здесь работали кладоискатели, гробокопатели, собиратели. К началу XX столетия территорию практически полностью освоили — были обнаружены захоронения Сети I и Рамсеса II, царицы Нефертари. Многие гробницы безжалостно разграбили: воры, увы, нередко опережали ученых.

Картер вместе со своим главным партнером и спонсором лордом Карнарвоном начал раскопки в Долине Царей еще в 1909-м. Он внимательно следил за результатами работы предшественников и коллег, подмечал их неточности и ошибки — целенаправленно искал гробницу Тутанхамона и твердо верил в успех. И вот 4 ноября 1922 года под грудами мусора и щебня на месте снесенных остатков жилищ времен XX династии (1189–1077 гг. до н.э.) археолог обнаружил ступени, ведущие в гробницу.

Это было только начало. Последовательно открывая запечатанные двери, пробираясь сквозь завалы, оставленные грабителями, исследователи по узким проходам проникали все глубже, пока не добрались до погребальной камеры. Ее полностью занимал огромный золоченый ковчег высотой более 5 м. Внутри него, как в сказке про зайца, утку и иглу с Кощеевой смертью, находились еще несколько вложенных друг в друга ковчегов, в последний из которых был заключен кварцитовый саркофаг, а уже в нем покоился золотой гроб Тутанхамона и мумия с кованой золотой маской на лице. Это был самый прекрасный портрет усопшего фараона — с выразительными глазами из темно-синего стекла и обсидиана, в широком ожерелье, сверкающем цветными камнями.

Невозможно себе представить, насколько были взволнованы исследователи: они первыми осмелились войти в это мертвое царство, остававшееся нетронутым в течение 33 столетий. Во всех шести помещениях гробницы общей площадью чуть больше 100 кв.м. нашли более 5000 предметов. Все они должны были сопровождать фараона в загробной жизни. Это расписной ларец с поразительно тонким рисунком, огромные позолоченные колесницы с орнаментом из цветного фаянса и камня, необычные ложа с возвышением для ног с изображением голов животных, многочисленные статуэтки ушебти, призванные служить и помогать усопшему, предметы посуды, алебастровые сосуды, драгоценности.

Почему это важно

Гробница Тутанхамона — не единственное захоронение, обнаруженное археологами. Но по счастливой случайности именно его пощадило время, сохранив для нас практически в нетронутом виде. Открытие стало показательным во многих отношениях. Именно здесь, в Египте первой половины 1920-х, археология превратилась из кладоискательства в настоящую научную дисциплину. В раскопках погребальной камеры и сокровищницы принимали участие не только археологи, но также инженеры, фотографы, химики, специалисты по египетской письменности и искусству. Все находки тщательно описывались и фотографировались — в качестве фотостудии и временной реставрационной мастерской использовали соседнюю пустующую гробницу фараона Сети II.

Анализ мумии позволил уточнить возраст умершего фараона и скорректировать датировку событий. Фигурки мальчика в царском головном уборе на золотом и серебряном жезле говорили о том, что Тутанхамон взошел на трон еще юношей. Религиозные тексты на балдахинах помогли расшифровать некоторые заупокойные ритуалы того времени. Давно и, казалось, навсегда ушедшая эпоха Древнего Египта возвращалась к жизни и обретала плоть. Росписи на стенах в деталях изображали погребальные обряды. Ритуал погребения сопровождали эмблемы бога мертвых Анубиса и весла для загробного плавания фараона. В большом футляре, охранявшемся статуэтками четырех богинь, находился алебастровый ящик с канопами, похожими на маленькие золотые гробики, — в них хранились внутренности, извлеченные при бальзамировании из тела царя.

Исследователи сумели не только задокументировать материальные свидетельства столь отдаленного периода, но и оценить их высочайшие художественные достоинства. Один светильник был исполнен в форме раскрывшегося цветка лотоса, другой — составлен из двух чаш полупрозрачного алебастра с просвечивающими изображениями фигур царя и царицы. Алебастровый сосуд для благовонных масел венчала крышка в виде грозного льва, деревянное опахало со страусовыми перьями было отделано золоченой фольгой — каждый предмет отличали поразительная тонкость работы и безупречный вкус. Изумительный ларец украшен великолепными росписями: на боковых стенках — битвы с нубийцами и азиатами, на поперечных — Тутанхамон в образе сфинкса, на крышке — невероятно динамичные сцены охоты на львов.

Выдающимся образцом художественного ремесла является кресло фараона. Оно сделано из дерева, покрыто листовым золотом, а сиденье инкрустировано вставками из цветного фаянса, золота и алебастра. На спинке изображен сидящий Тутанхамон, а его жена (по другой версии — сестра) Анхесенамон умащает его плечо, сияющий над супругами солнечный диск Атон «протягивает» им символы жизни.

Ажиотаж вокруг находки Говарда Картера всколыхнул интерес к истории египетских фараонов, а эстетика и символизм древнего царства во многом повлияли на формирование новых течений в искусстве. В середине 1920-х на первый план вышел стиль ар-деко с его живыми яркими красками, обилием золота, абстрактной геометрией и египетскими мотивами. Ювелиры наперебой предлагали фигурки жуков скарабеев и украшения с фрагментами цветного древнеегипетского фаянса, настольные часы превратились в пирамиды и зиккураты, в моду вошли стрижки на манер египетских париков, золотые платья и броские сочетания цветов. В архитектуре и интерьерах того времени тоже правил бал бог Ра: главным залом в особняке Петра Смирнова, спроектированном русским архитектором Федором Шехтелем, становится «Египетский зал» со стилизованными колоннами и сфинксами. Мотивы лотоса прочитываются в завершении знаменитого нью-йоркского небоскреба Крайслер-билдинг, построенного в 1930 году.

Египтомания давно ушла в прошлое, но мы до сих пор любуемся загадочными иероглифами на папирусах, восхищаемся древними пирамидами, замираем при виде величественных сфинксов, а мумии будоражат наше любопытство. Все то, что фараон Тутанхамон унес с собой в загробное царство 33 века назад, благодаря Говарду Картеру вернулось из небытия и предстало во всем своем пышном великолепии. Его открытие оказалось настоящей машиной времени.

Поделиться
Авторы
Теги