«Их предлагали одеть как в кабаре». Как менялась форма стюардесс с 1920-х

. И почему она обязательно должна быть строгой — рассказывает историк моды
Обновлено 22 сентября 2022, 14:03
<p>Так выглядели стюардессы &laquo;Аэрофлота&raquo; в советское время, когда авиакомпания была монополистом и не имела конкурентов в стране. Темно-синий цвет, пересечения с военной униформой и отличительные знаки&nbsp;&mdash; с тех пор костюмы стали если не более удобными, то точно более жизнерадостными&nbsp;</p>
Фото: aviation-images.com / Universal Images Group / Getty Images

Так выглядели стюардессы «Аэрофлота» в советское время, когда авиакомпания была монополистом и не имела конкурентов в стране. Темно-синий цвет, пересечения с военной униформой и отличительные знаки — с тех пор костюмы стали если не более удобными, то точно более жизнерадостными

Российская авиакомпания S7 вслед за латвийской airBaltic и украинской SkyUp смягчила требования к внешнему виду и форме бортпроводников, разрешив татуировки, бороду и яркие волосы, а также обувь на плоской подошве — балетки или лоферы. По просьбе РБК Life историк моды, культуролог, автор книги «Советская мода. 1917–1991» Мэган Виртанен рассказывает, почему к этому пришлось идти так долго и может ли стать практика общепринятой.

Еще несколько дней назад неосмотрительно сделанная татуировка или неспособность ходить в обуви на каблуках навсегда лишали девушку надежды стать «хозяйкой неба». Строгие требования авиакомпаний к внешнему виду бортпроводников и летного состава запрещали мужчинам носить длинные волосы, бороду и усы, женщинам предписывали определенные виды причесок и макияжа, а представители обоих полов не должны были иметь нательных рисунков. И хотя в последние годы несколько авиакомпаний предпринимали попытки одеть своих бортпроводниц в удобные костюмы и кроссовки, все же казалось, что общие стандарты непоколебимы.

<p>В 1930 году в США задумали привлечь к работе на борту молодых привлекательных девушек. Во-первых, это должно было помочь в рекламе пассажирских авиаперевозок, которые тогда только начали свое распространение. Во-вторых, стюардессы весили меньше, чем мужчины, а&nbsp;в начале XX века каждый лишний килограмм мог помешать устойчивости самолета</p>
Фото: imago images / United Archives / ТАСС

В 1930 году в США задумали привлечь к работе на борту молодых привлекательных девушек. Во-первых, это должно было помочь в рекламе пассажирских авиаперевозок, которые тогда только начали свое распространение. Во-вторых, стюардессы весили меньше, чем мужчины, а в начале XX века каждый лишний килограмм мог помешать устойчивости самолета

Первые гражданские авиалинии появились в 1919 году. Так как перелеты были редкостью и представлялись делом рискованным, униформа пилотов и бортпроводников должна была вселять в пассажиров уверенность в безопасности и надежности. Везде, где профессия подразумевает ответственность, чаще всего используются милитари-образы. Новый вид пассажирских перевозок не стал исключением, позаимствовав у флота как термины (судно, стюард, экипаж), так и стиль экипировки.

Изначально профессия бортпроводника была мужской, и униформа стюардов почти ничем не отличалась от униформы пилотов. Первая бортпроводница, медсестра Эллен Чёрч, нанятая в 1930 году американской компанией Boeing Air Transport (впоследствии — United Airlines), фасон своего костюма придумала сама, дополнив его строгим зеленым плащом, а некоторые полеты выполняла в легкомысленном платье в горошек.

<p>Первой стюардессой в истории считается жительница Сан-Франциско&nbsp;Эллен Чёрч, которая до этого работала медсестрой и в частном порядке брала уроки по управлению самолетом. 15 мая 1930 года она сопровождала в полете из Сан-Франциско в Чикаго 14 пассажиров. Также Чёрч отвечала за подбор персонала: ее коллегами по борту должны были стать семь медсестер в возрасте до 25 лет и весом до 52 кг</p>
Фото: Bettmann / Getty Images

Первой стюардессой в истории считается жительница Сан-Франциско Эллен Чёрч, которая до этого работала медсестрой и в частном порядке брала уроки по управлению самолетом. 15 мая 1930 года она сопровождала в полете из Сан-Франциско в Чикаго 14 пассажиров. Также Чёрч отвечала за подбор персонала: ее коллегами по борту должны были стать семь медсестер в возрасте до 25 лет и весом до 52 кг

Вскоре многие авиалинии последовали примеру Boeing, и стюардесс становилось больше, чем стюардов. Поскольку бортпроводники, по сути, выступают от имени компании, вопрос о том, как они должны быть одеты, оказался непраздным. Высказывались предложения одеть бортпроводниц как горничных, медсестер или даже как танцовщиц кабаре. Но все эти идеи символически роняли ценность профессии, да и сама стюардесса должна была демонстрировать командую общность с летным составом, а потому эталоном стал строгий костюм из жакета и юбки.

<p>В первые годы существования профессии униформа стюардесс напоминала униформу пилотов &mdash; консервативная, строгая, выдержанная в военной стилистике и вселяющая уверенность и надежность. На фото &mdash; стюардесса и командир борта&nbsp;нидерландской авиакомпании&nbsp;KLM</p>
Фото: Hulton Archive / Getty Images

В первые годы существования профессии униформа стюардесс напоминала униформу пилотов — консервативная, строгая, выдержанная в военной стилистике и вселяющая уверенность и надежность. На фото — стюардесса и командир борта нидерландской авиакомпании KLM

«Аэрофлот» получил свою первую форму одежды вместе с названием — в 1932 году. 12 категорий личного состава представляли собой гражданские аналоги воинских званий, а униформа с отличительными знаками основывалась на образцах, принятых в ВВС. Первая советская стюардесса Эльза Городецкая поднялась на борт самолета в 1939 году и, поскольку штатное расписание такой должности не включало, числилась в ведомости как кладовщица и в выборе одежды была абсолютно свободна.

После Великой Отечественной войны профессия стала полностью женской, появилась общесоюзная униформа: темные шерстяные юбка и жакет, шелковая блуза и берет. Учитывая специфику климата, в стандартный набор обмундирования также входили меховая куртка, шапка-ушанка и валенки. Впрочем, ресурсы на тот момент были ограничены, форму выдавали не всем, так что дресс-код не был строгим. Достаточно было соблюдать правило «белый верх, темный низ», а также придерживаться сдержанного и консервативного кроя.

Обязательная форма стюардесс «Аэрофлота» была официально введена только в 1954 году специально для тех, кто обслуживал международные рейсы. Разработкой занимался Общесоюзный дом моделей, который учитывал актуальные стандарты крупнейших авиакомпаний, включая американскую TWA Airlines, для которой в 1950 году придумал форму легендарный дизайнер Олег Кассини. Строгие темно-синие костюмы из шерстяного материала «бостон», считавшегося в то время лучшим, были дополнены плащом, изящной фетровой шляпкой, туфельками и перчатками. Немногочисленным мужчинам-бортпроводникам достались привычные костюмы, мало отличающиеся от униформы пилотов, и такое положение сохранялось десятилетиями.

<p>Спустя год после стандартизации униформы для бортпроводников в небо отправился&nbsp;пассажирский самолет Ту-104. Именно на нем появилась система обслуживания пассажиров, какой мы знаем ее сегодня: с обязательным инструктажем по безопасности перед вылетом, а также горячим питанием и прохладительными напитками. Стюардессы лавировали между креслами, одетые с иголочки: в приталенные жакеты с акцентными пуговицами, юбки в тон и в фетровые шляпки, напоминающие пилотки. Комплект одежды выдавался раз в два года, туфли менялись каждый год&nbsp;</p>
Фото: ТАСС

Спустя год после стандартизации униформы для бортпроводников в небо отправился пассажирский самолет Ту-104. Именно на нем появилась система обслуживания пассажиров, какой мы знаем ее сегодня: с обязательным инструктажем по безопасности перед вылетом, а также горячим питанием и прохладительными напитками. Стюардессы лавировали между креслами, одетые с иголочки: в приталенные жакеты с акцентными пуговицами, юбки в тон и в фетровые шляпки, напоминающие пилотки. Комплект одежды выдавался раз в два года, туфли менялись каждый год

Вскоре международные стандарты начали меняться: к середине 1960-х авиаперелеты перестали быть уделом элиты, конкуренция между авиакомпаниями росла, а внешний вид и униформа бортпроводниц превратились в одно из конкурентных преимуществ. Реклама австралийской авиакомпании Ansett Airlines в 1970-х была прямолинейна: «Если бы на стюардессе не было формы, смогли бы вы угадать, какой авиакомпанией летите?»

Проход между кресел самолета превратился в подиум, а сотрудничество с ведущими мировыми дизайнерами стало стандартным маркетинговым ходом, повышающим престиж компании. Наступала золотая эра профессии стюардессы: стать ею мечтали многие девушки, отбор претенденток мог сравниться с конкурсом красоты, а строгие костюмы уступили место соблазнительным нарядам. Мини-юбки, глубокие декольте и даже облегающие шорты, и все это ярких цветов или со смелыми принтами — таков был образ стюардессы от Пьера Кардена или Эмилио Пуччи.

<p>Вариант униформы для стюардесс французской авиакомпании Union de transports a&eacute;riens&nbsp;от дизайнера Пьера Кардена, представленный в рамках авиасалона&nbsp;Ле-Бурже. Светлый комплект одежды из габардина&nbsp;предназначался для лета, а темный из трикотажа &mdash; для зимы. О том, что руку к экипировке приложил всемирно известный дизайнер, говорили круглое отверстие для карманов, причудливые головные уборы и колготки с узором &mdash; без внимания не осталась ни одна деталь&nbsp;</p>
Фото: Bettmann / Getty Images

Вариант униформы для стюардесс французской авиакомпании Union de transports aeriens от дизайнера Пьера Кардена, представленный в рамках авиасалона Ле-Бурже. Светлый комплект одежды из габардина предназначался для лета, а темный из трикотажа — для зимы. О том, что руку к экипировке приложил всемирно известный дизайнер, говорили круглое отверстие для карманов, причудливые головные уборы и колготки с узором — без внимания не осталась ни одна деталь

В СССР униформа бортпроводниц оставалась в рамках приличий. Единственной поблажкой было введение более легкого варианта костюма — серого жакета и юбки — для полетов в жаркие страны. Новый образец, принятый в 1966 году, включал все тот же синий костюм, правда, дополненный модной шляпкой-таблеткой.

Однако игнорировать международные тренды означало утратить престиж на международной арене, а это в брежневские времена не приветствовалось. Так что в 1971 году стюардессы «Аэрофлота» облачились в элегантные малиновые костюмы с золотыми пуговицами, а те, кто летал в тропики, — в короткие платья красного или синего цвета. Учли и моду на этнику: форменную блузу стилизовали косовороткой, а для работы в салоне выбрали фартуки с отделкой в русском стиле. Впрочем, уже 1975 году вернулись к привычной строгости — темно-синим жакетам и расклешенным юбкам. Уступкой моде стала лишь белая водолазка вместо блузки. Именно об этой униформе пел в 1978 году Владимир Высоцкий: «А вот прошла вся в синем стюардесса как принцесса — надежная, как весь гражданский флот».

В истории &laquo;Аэрофлота&raquo; были и такие неожиданные варианты униформы, как малиновый костюм с золотыми пуговицами, косоворотка и фартук с отделкой в русском стиле. Однако авиакомпания всегда возвращалась к более строгой экипировке, вспоминая о том, что ее главное предназначение&nbsp;&mdash; все&nbsp;же не соответствие трендам&nbsp;
Фото: Великжанин Виктор, Созинов Витал / ТАСС

В истории «Аэрофлота» были и такие неожиданные варианты униформы, как малиновый костюм с золотыми пуговицами, косоворотка и фартук с отделкой в русском стиле. Однако авиакомпания всегда возвращалась к более строгой экипировке, вспоминая о том, что ее главное предназначение — все же не соответствие трендам

К началу 1980-х идея надежности и ответственности вернулась и в униформу западных стюардесс. Трикотажные комбинезоны вызывающих расцветок сменились привычными квазиделовыми костюмами. А вот тесная связь с модными домами не прервалась: над одеждой бортпроводниц в разное время работали Ив Сен-Лоран, Кристиан Лакруа, Джанфранко Ферре, Ричард Тайлер и многие другие знаменитые дизайнеры. В 2018 году китайские авиалинии Hainan Airlines даже заказали униформу стандарта от-кутюр Лоренсу Сюю и презентовали ее на парижской Неделе моды.

<p>Кристобаль Баленсиага создал костюмы для бортпроводниц Air France в 1969 году. Тогда она больше напоминала униформу полицейских: на груди и рукавах были накладные карманы с крупными пуговицами, а на голове &mdash; шляпка-котелок. Спустя 20 лет, уже после смерти дизайнера, модный дом представил на выставке в Ле-Бурже более стильный, оригинальный и легкий вариант &mdash; ярко-розовый&nbsp;жакет&nbsp;с золотистыми пуговицами и выглядывающим&nbsp;белым&nbsp;воротничком&nbsp;и прямую юбку такого же цвета&nbsp;</p>
Фото: Victor VIRGILE / Gamma-Rapho / Getty Images

Кристобаль Баленсиага создал костюмы для бортпроводниц Air France в 1969 году. Тогда она больше напоминала униформу полицейских: на груди и рукавах были накладные карманы с крупными пуговицами, а на голове — шляпка-котелок. Спустя 20 лет, уже после смерти дизайнера, модный дом представил на выставке в Ле-Бурже более стильный, оригинальный и легкий вариант — ярко-розовый жакет с золотистыми пуговицами и выглядывающим белым воротничком и прямую юбку такого же цвета

Тем временем женские брюки все еще оставались за бортом. Авиакомпания UTA ввела их в униформу в 1973 году, Air France — в 1980-м, но в обоих случаях вплоть до 2005 года брюки разрешалось носить только наземному персоналу, в полете же бортпроводницам предписывались юбки. В 2006 году прогрессу уступили итальянцы из AlItalia, а к настоящему моменту большинство мировых авиакомпаний приняли вариант женской униформы с брюками. Правда, допускаются они только на некоторых рейсах — например, следующих в холодные страны. Повсеместно юбка объявлена наиболее предпочтительным вариантом.

<p>Дизайнера&nbsp;Мари Куант считают создательницей мини-юбки. Тем не менее бортпроводницам она предложила носить брюки. На фото &mdash; две модели в дизайнерской униформе в аэропорту Бедфордшира в 1973 году&nbsp;</p>
Фото: Frank Barratt / Keystone / Getty Images

Дизайнера Мари Куант считают создательницей мини-юбки. Тем не менее бортпроводницам она предложила носить брюки. На фото — две модели в дизайнерской униформе в аэропорту Бедфордшира в 1973 году

Советские бортпроводницы в 1980-х обзавелись «олимпиадными» клетчатыми костюмами, на место которых в 1986-м пришли костюмы привычного темно-синего цвета, но на этот раз менее суровые — благодаря красно-синим шарфам и красным ветровым шляпкам. Летний же вариант формы оказался совсем романтичным: голубое платье с белым воротничком.

<p>На фото&nbsp;&mdash; бортпроводница &laquo;Аэрофлота&raquo; Елена Иванцова во время погрузки саженцев облепихи в Барнауле. Да, такие детали, как перчатки, тоже были подведены под корпоративный темно-синий цвет</p>
Фото: Садчиков Виктор / ТАСС

На фото — бортпроводница «Аэрофлота» Елена Иванцова во время погрузки саженцев облепихи в Барнауле. Да, такие детали, как перчатки, тоже были подведены под корпоративный темно-синий цвет

На излете советской эпохи, в 1991 году, вновь появились красные костюмы, но их существование оказалось недолгим: новые времена потребовали новой одежды. В середине 1990-х над формой «Аэрофлота» трудился Валентин Юдашкин, предложивший черный костюм с красным жилетом, причем вся партия была отшита не в России, а в Италии. К 2004 году новый вариант, выдержанный в корпоративных цветах, создала Виктория Андреянова. Особым шиком были блузы с принтом в виде винта самолета. Наконец, в 2009 и 2010 годах были приняты работы дизайнерского бюро Юлии Бунаковой и Евгения Хохлова, которые авиакомпания использует и сейчас: это летний костюм цвета «красный мандарин» и зимний темно-синий. На рукава жакетов вернулась знаменитая эмблема советского «Аэрофлота», воплощенная в золотой вышивке, а голову стюардесс украсила шляпка-пилотка.

<p>Полный комплект униформы &laquo;Аэрофлота&raquo; включает 24 предмета&nbsp;&mdash; от шейного платка до пальто-пуховика, и именно этот вариант получил широкое международное признание, включая победу в номинации &laquo;Лучшая форма бортпроводников&raquo; престижной премии Business Traveller Russia &amp; CIS Awards 2017. Мужчинам, которые на сегодняшний день составляют примерно четверть от общего числа бортпроводников, полагается только один круглогодичный комплект униформы из 15 предметов</p>
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Полный комплект униформы «Аэрофлота» включает 24 предмета — от шейного платка до пальто-пуховика, и именно этот вариант получил широкое международное признание, включая победу в номинации «Лучшая форма бортпроводников» престижной премии Business Traveller Russia & CIS Awards 2017. Мужчинам, которые на сегодняшний день составляют примерно четверть от общего числа бортпроводников, полагается только один круглогодичный комплект униформы из 15 предметов

Современные реалии лишили «Аэрофлот» того положения монополиста, которое он занимал в СССР. Появилось множество конкурентов, чья униформа тоже заслуживает внимания, — например, сибирский авиагигант S7. Образец, который используется сегодня, — ярко-бирюзовые костюмы и столь же яркие салатовые аксессуары — в 2013 году разработал дизайнер Александр Терехов. Теперь же внешний вид стюардесс и стюардов S7 может стать еще более запоминающимся: именно эта авиакомпания первой среди российских рискнула отменить требования к длине волос и разрешить бортпроводникам татуировки.

Компания &laquo;Русмода&raquo; в лице дизайнера Александра Терехова разработала для S7 два варианта униформы&nbsp;&mdash; помимо ярко-бирюзовых костюмов, это малиновые платья с черным кожаным ремнем, в то время как мужчинам достались еще и серые костюмы-тройки&nbsp;
Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Компания «Русмода» в лице дизайнера Александра Терехова разработала для S7 два варианта униформы — помимо ярко-бирюзовых костюмов, это малиновые платья с черным кожаным ремнем, в то время как мужчинам достались еще и серые костюмы-тройки

Вряд ли стоит ожидать, что в ближайшее время конкуренты последуют этому примеру. Униформа хотя и подстраивается под течения моды и социальных норм, все же возвращается к первоначальной идее строгого костюма в милитари-стиле. Впрочем, в наши дни мир меняется настолько быстро, что никто не удивится, если рыбу или мясо повсеместно начнет протягивать рука с тату.

Поделиться
Авторы
Теги