Мендинг — мировой тренд. Что это такое и почему вам стоит ему научиться

. Спойлер: не спешите выбрасывать вещи
Обновлено 20 июля 2022, 17:47
Личный архив
Фото: Личный архив

В первой половине лета в Доме культуры ГЭС-2 работала Mendit Research Lab — сообщество исследователей моды, которые осмысляют различные способы преобразования одежды. Среди таких способов — мендинг (от англ. to mend — «чинить», «зашивать»), ремонт вещей посредством создания заплатки или штопки. Все посетители лаборатории вне зависимости от навыков кройки и шитья могли обучиться мендингу и раскрыть творческий потенциал в бытовой практике. Многие из них не стали ограничиваться починкой одежды, а сделали целый арт — текстильные комиксы и замысловатые вышивки. Мы понаблюдали за процессом и записали самое важное.

Откуда пришел мендинг

Если загуглить слово «mending», то в первых строчках поисковой выдачи будут статьи и видео о компьютерной игре Minecraft, в которой можно создавать и перестраивать сооружения по принципу конструктора. Починка в ней относится к возможности восстанавливать прочность определенных предметов — будь то оружие или инструменты. То есть изначально мендинг использовался по отношению не к одежде, а к ремонту в принципе.

<p>Участники&nbsp;Mendit Research Lab работают над текстильным комиксом &mdash; рисованной историей, перенесенной на ткань посредством смешанных техник. Для его создания сначала нужно определиться с сюжетом, а затем выбрать материалы и декор, которые наиболее точно передадут задумку и настроение. Текстильный комикс &mdash; один из способов включить мендинг в повседневную жизнь через более художественные подходы.</p>
Фото: Из личного архива

Участники Mendit Research Lab работают над текстильным комиксом — рисованной историей, перенесенной на ткань посредством смешанных техник. Для его создания сначала нужно определиться с сюжетом, а затем выбрать материалы и декор, которые наиболее точно передадут задумку и настроение. Текстильный комикс — один из способов включить мендинг в повседневную жизнь через более художественные подходы.

О мендинге как о модной практике активно заговорили после статьи американского Vogue в 2020 году. Тогда на фоне глобального тренда на осознанное потребление и закрытых из-за пандемии ателье люди стали самостоятельно ремонтировать одежду, причем так, чтобы это было видно. Даже появился термин «visible mending» («видимый мендинг») и соответствующий хештег в социальных сетях: по нему можно найти десятки примеров преобразований свитеров и брюк при помощи ярких заплаток и вышивки. Починка превратилась из необходимости в модное высказывание и признак заботы об окружающей среде («Смотрите, одежда не заполонила мусорный полигон, а продолжает жить в гардеробе»), а сами дефекты — из недостатков в достоинства. К слову, тренд быстро подхватили на мировом подиуме: вещи с заплатками или из остатков разных тканей, в особенности денима, показали Dolce & Gabbana, Chloe, Dsquared2, Junya Watanabe и Bode.

Почему это классная практика

Помимо того, что мендинг — это дань моде и природе, он помогает оставаться с вещью как можно дольше. Да, она уже не будет выглядеть так, как прежде, но получит новый вид с сохранением старых воспоминаний. Дыры, потертости и другие следы носки — свидетельство того, что вещь служила верой и правдой и была любима. Впрочем, сегодня, когда привычные магазины приостанавливают свою работу в России, а покупательская способность населения снижается, продление жизненного цикла одежды имеет главным образом практическое значение.

Также мендинг — это приятная объединяющая практика. Например, в рамках Mendit Research Lab проходил так называемый mending dating — аналог speed dating (от англ. speed — «скорость» и dating— «знакомство»), когда участники знакомятся попарно, некоторое время общаются, а потом переходят к другому собеседнику. Только в случае с мендингом образовавшиеся неловкие паузы заполняет починка одежды.

<p>Столы и инструменты для mending dating &mdash; аналога популярного формата быстрых свиданий, только здесь участники еще и чинят принесенные с собой вещи. Чтобы ускорить начало разговора и исключить неловкие паузы, организаторы заранее подготовили вопросы по прошедшим занятиям (&laquo;Знаете ли вы, что такое швейный гриб?&raquo;&nbsp;или &laquo;Ремонтировали ли вы одежду сами?&raquo;). Все это сделало процесс еще более интерактивным и помогло подготовиться к финальному проекту &mdash; созданию коллективного панно-инсталляции с примерами отремонтированных вещей&nbsp;и обмену&nbsp;личными историями о&nbsp;мендинге.</p>
Фото: Из личного архива

Столы и инструменты для mending dating — аналога популярного формата быстрых свиданий, только здесь участники еще и чинят принесенные с собой вещи. Чтобы ускорить начало разговора и исключить неловкие паузы, организаторы заранее подготовили вопросы по прошедшим занятиям («Знаете ли вы, что такое швейный гриб?» или «Ремонтировали ли вы одежду сами?»). Все это сделало процесс еще более интерактивным и помогло подготовиться к финальному проекту — созданию коллективного панно-инсталляции с примерами отремонтированных вещей и обмену личными историями о мендинге.

Парное латание — это не только про новые знакомства, но и про обмен опытом: участники могут подсказывать друг другу, с какой стороны лучше подобраться к ремонту. Хотя адепты мендинга отмечают, что никаких правил в этом процессе нет, а испортить вещь практически невозможно (в лаборатории ГЭС-2 слово «испортить» — табу). В некотором смысле характер и размер дефектов сами подсказывают дальнейшую судьбу одежды — можно ли восстановить ее незаметно или придется делать заплатки, которые станут яркими акцентами. Часто вещь спасти не удается, но обрезы ткани можно использовать в ремонте. А если их оказывается много, разных размеров, цветов и форм, то стоит подумать о том, чтобы сшить одежду по принципу пэчворка.

Кроме того, мендинг — своеобразная форма терапии. Когда руки заняты пяльцами, а взгляд бежит по вышивке, о своей жизни рассказываешь будто невзначай. Появляется невидимый барьер общего дела, который защищает от пересудов и неловкости. Так, участники Mendit Research Lab делились почти анекдотическими историями про домашний быт, а приглашенные эксперты по текстилю и моде (среди них были Елена Наумова, создательница Музея дыр и заплат в Учме, и Мария Скаф, преподавательница Школы дизайна ВШЭ, исследователь визуальных нарративов), отвечая на вопросы о мендинге, вспоминали заветы любимых бабушек и рассказывали о своих последних покупках в секонд-хендах.

<p>Ведущая воркшопа по созданию текстильного комикса Мария Скаф показывает личную коллекцию комиксов &mdash;&nbsp;по мотивам Священного Писания и мифов Говарда Лавкрафта. Это раскрыло жанр с новой стороны &mdash; как нечто философское и познавательное, а не только приключенческое и развлекательное &mdash; и вдохновило участников&nbsp;Mendit Research Lab на придумывание собственных историй.</p>
Фото: Из личного архива

Ведущая воркшопа по созданию текстильного комикса Мария Скаф показывает личную коллекцию комиксов — по мотивам Священного Писания и мифов Говарда Лавкрафта. Это раскрыло жанр с новой стороны — как нечто философское и познавательное, а не только приключенческое и развлекательное — и вдохновило участников Mendit Research Lab на придумывание собственных историй.

Казалось, что многие пришли в ГЭС-2 именно за общением. Ведь вещей, реально нуждающихся в починке, было принесено немного. Но это объяснялось еще и сформировавшимися привычками участников мастер-классов. Они признались, что в детстве и юности умели вышивать и вязать, но со временем забыли о своих хобби: любую одежду, даже вязаную, теперь можно купить в магазинах, а починить — в ателье.

Так что мендинг — это еще и возможность восстановить утраченные навыки. Например, одна из участниц Mendit Research Lab рассказала, что раньше занималась темари, японским искусством цветной вышивки на шарах, и могла создать сложнейший рисунок всего за день. А другая вспомнила, как посматривала на маму подруги, которая сама шила и чинила любые предметы гардероба, и мечтала научиться делать так же.

Особые умельцы в вышивках подходили к заданиям на мастер-классах куда серьезнее новичков, но все равно почти не прибегали к ремонту в его классическом понимании: создавали сложные вышивки по мотивам старых фотографий и придумывали целые комиксы, которые переносили на текстиль. Самыми практичными оказались мужчины: один методично пришил пуговицу и больше не возвращался, а другой заштопал дыры на джинсах цветными нитями для макраме, объяснив, что любит, когда у одежды есть индивидуальный характер.

<p>Участница мастер-класса делает вышивку по мотивам фотографии из семейного архива. Даже новички старались не просто перенести изображение на ткань, а сделать это с максимальным вниманием к каждой детали. Некоторые из них признавались в том, что долгий контакт с образами из прошлого помог понять что-то новое о своей семье.</p>
Фото: Из личного архива

Участница мастер-класса делает вышивку по мотивам фотографии из семейного архива. Даже новички старались не просто перенести изображение на ткань, а сделать это с максимальным вниманием к каждой детали. Некоторые из них признавались в том, что долгий контакт с образами из прошлого помог понять что-то новое о своей семье.

Как приступить к мендингу

  • Решите, будет ли ваша починка заметна или скрыта от посторонних глаз. Это поможет наметить общую идею и выбрать материалы.
  • Сразу подготовьте все необходимое для работы: иголки, нитки, пяльцы и детали для декора. Это позволит не отвлекаться на мелочи. Однако ограничиваться этим не стоит. Новые идеи, а вместе с ними и новые инструменты могут прийти уже в процессе мендинга.
  • Не бойтесь ошибиться. Любой результат — это опыт.
  • Не сомневайтесь в результате. Мендинг хорош тем, что всегда можно начать заново.
  • Вспомните, вдруг у вас уже есть опыт починки одежды и вы можете применить его сейчас.
  • Если вы ремонтируете одежду в паре или в коллективе, то идеями удобнее обмениваться, зная основные термины.
Участники Mendit Research Lab ждут начала мастер-класса по заплатке, который ведет Елена Наумова, основательница Музея дыр и заплат в городе Учме в Ярославской области. Он находится в бывшем здании сельской школы и рассказывает о быте&nbsp;русской деревни через ткани. Начало коллекции положили найденные у местных жителей предметы одежды, а сегодня она представляет собой историю домоводства вплоть до наших дней.
Фото: Из личного архива

Участники Mendit Research Lab ждут начала мастер-класса по заплатке, который ведет Елена Наумова, основательница Музея дыр и заплат в городе Учме в Ярославской области. Он находится в бывшем здании сельской школы и рассказывает о быте русской деревни через ткани. Начало коллекции положили найденные у местных жителей предметы одежды, а сегодня она представляет собой историю домоводства вплоть до наших дней.

Какие термины нужно знать

  • Штопка — починка дыр путем перпендикулярного переплетения нитей.
  • Штуковка — заплатка, пристроченная с изнанки. В процессе такого ремонта поврежденный участок восстанавливается полностью, остаются лишь слегка заметные контуры.
  • Бейка — полоса ткани, сложенная в четыре раза. Используется для обработки краев одежды.
  • Клеевой материал — прокладочный материал, с одной стороны которого нанесен клей для укрепления места или края разрыва ткани перед штопкой или пришиванием заплатки. Склеивание происходит посредством термообработки утюгом.
  • Зерно ткани — направление нитей: продольное, поперечное или крестообразное. Зерно ткани влияет на то, как она деформируется, рвется и растягивается. Это важно учитывать при починке вещи.
  • Нитевдеватель — палочка с тонкой проволочной петлей, которая помогает быстро вдеть нить в ушко иголки.
  • Пяльцы — простой зажим для полотна, состоящий из двух колец разного размера и фиксатора. Используется для вышивания.
  • Киянка — специальный молоток, которым можно разбить твердую конструкцию, обтянутую тканью (например, атласные пуанты), чтобы не повредить структуру. В мендинге применяется киянка из резины.
  • Швейный гриб — деревянный или пластмассовый предмет в форме гриба. С его помощью удобно заштопать вещь: участок ткани, нуждающийся в починке, натягивается на твердую шляпку.
  • Пресс — механическое приспособление для правильной установки люверсов, бусин и кнопок. Заменяет молоток, бывает ручным или настольным.
  • Распарыватель (или вспарыватель) — небольшой швейный инструмент, который упрощает разрезание и удаление стежков. Также помогает распороть пуговицы и прорезать петли.
  • Рестайлинг — изменение вещи при помощи деталей или полного перекраивания в новую модель. Продлевает жизнь одежды.
<p>На фото &mdash; материалы, используемые для мендинга. Это и разноцветные нити макраме, и лоскуты тканей, и маркеры, и бисер. Смысл мендинга в том, чтобы не просто дать вещи новую жизнь, но и сделать ее еще более красочной.</p>
Фото: Из личного архива

На фото — материалы, используемые для мендинга. Это и разноцветные нити макраме, и лоскуты тканей, и маркеры, и бисер. Смысл мендинга в том, чтобы не просто дать вещи новую жизнь, но и сделать ее еще более красочной.

Как починить футболку

  • Обычно футболки сшиты из хлопка или полиэстера с примесью эластана. Эти виды тканей хорошо растягиваются, поэтому лучше всего штопать дырку или делать вышивку при помощи пяльцев, аккуратно натянув деформированный участок. Это поможет предотвратить выпадение нитей и появление затяжек.
  • Если вы решили закрыть дырку заплаткой, то пусть она будет из прочного или грубого материала. Самый простой способ — пришить заплатку поверх ткани. При использовании швейной машинки выбирайте зигзагообразный шов (он сэкономит время), а при ручной работе — потайной. В последнем случае также может получиться втачная заплатка («встроенная» в ткань) и заплатка из двух кусков ткани, которые пришиваются с внутренней и внешней сторон.
  • Чтобы залатать небольшие дырочки, используйте цепные швы, при которых формируется стежок, подобный звену в цепочке. Готовый шов можно обметать бисером или цветными нитками.
  • Для легких хлопковых вещей стоит подбирать очень тонкие хлопковые или синтетические нити, а в случае более плотных, из смесового материала, можно не бояться экспериментировать — использовать нити для макраме и сложные стежки.
  • В конце погладьте вещь, чтобы починка «прижилась».
<p>Стол с отремонтированными вещами для финального панно-инсталляции. Оно осталось в ГЭС-2 как иллюстрация к разным способам починки одежды, видам швов и техникам вышивки, а также как память о тех, кто в течение месяца приходил в лабораторию, чтобы научиться чему-то новому или вспомнить старое.</p>
Фото: Из личного архива

Стол с отремонтированными вещами для финального панно-инсталляции. Оно осталось в ГЭС-2 как иллюстрация к разным способам починки одежды, видам швов и техникам вышивки, а также как память о тех, кто в течение месяца приходил в лабораторию, чтобы научиться чему-то новому или вспомнить старое.

Как починить вязаную вещь

  • Обратите внимание на толщину нитей и тип вязки — чем она детальнее, тем лучше. Эти знания помогут воссоздать полотно максимально незаметно (если речь, конечно, не о «видимом мендинге»). Особым мастерством считается попадание в тон нитей или контур рисунка, а также восстановление петель.
  • Попрактикуйтесь в создании цепного шва — именно он лучше всего соединяет разошедшееся плетение. Можно работать как с пряжей той же толщины и цвета, что использовалась при создании свитера, так и с простыми нитками.
  • Если зашить свитер не получается, подберите заплатку (из твида или замши для дырки на локтях, из более тонкой ткани с шерстью в составе — для всех остальных участков). Дырку стоит предварительно сметать нитками, чтобы ткань не разошлась.

Как починить верхнюю одежду

  • Если вещь порвалась или протерлась незначительно, то подойдет незаметная заплатка. Главное — найти ткань идентичного цвета, структуры и плотности.
  • Вещь можно подклеить или аккуратно подшить дополнительным слоем материала с изнаночной стороны. Это особенно актуально, если ткань уже протерлась, но дырка еще не появилась.
  • Если дефект сильный, то лучше подумать о комбинированной технике: сначала заштопать вещь, а потом сделать заплатку, вышивку или аппликацию.
  • И, конечно, не стоит забывать о первоочередных принципах мендинга: не бояться, настроиться и практиковать разные методы починки.
Поделиться
Авторы
Теги