Перейти к основному контенту
Падение экономики⁠,
0

Владелец пивзавода «Очаково» — РБК: «Убытки — 5–6 руб. с бутылки»

Производство пива в России резко сокращается, заводы закрываются по всей стране. Владелец «Очаково» Алексей Кочетов рассказал РБК о том, как противостоит чиновникам и почему не продал бизнес транснациональным компаниям
Владелец «Очаково» Алексей Кочетов
Владелец «Очаково» Алексей Кочетов (Фото: Андрей Ковалев для РБК)

​«Такие законы, чтоб грохнулась отрасль»

— Как вы оцениваете итоги 2014 года на рынке пива?

— Ну что, мои прогнозы сбылись. Я в свое время говорил, что будет падение в 2014-м на 7,5–8,5%, в итоге на 8,6% упал рынок, до 766 млн дал [производство по данным Росстата]. Это сокращение всего-навсего на 74 млн дал по сравнению с предыдущим годом, но нужно смотреть шире. В 2007-м пивная отрасль произвела 1,147 млрд дал! То есть дикое падение за несколько лет, почти на треть.

Теперь эти цифры переведу в деньги. С одного проданного декалитра пива государство получает всех видов налогов аж 326 руб. Получается, в результате политики и недальновидности чиновников профильных ведомств наше государство потеряло в 2014 году порядка 400 млрд руб. «Очаково» за прошлый год заплатило 7,5 млрд руб. налогов. Вроде бы государство должно уважать «очаковцев», но мы, к сожалению, получаем сплошной негатив. И никто не отвечает за то, что огромнейшие деньги не поступают в бюджет из-за падения производства в пивоваренной отрасли.

Иногда у меня такая мысль появляется: почему сегодня такие инициативы рассматриваются, подписываются, утверждаются, которые ухудшают работу промышленности? Тут можно сказать: «Вот он защищает пивоварение». Да ничего я не защищаю. Я, наоборот, говорю: пусть примут такие законы, чтоб грохнулась отрасль. Тогда наконец-то и начнут разбираться: почему отрасль развивалась, приносила столько денег и почему вдруг упала?

— Возможно, влияет общая негативная ситуация в экономике?

— Сегодня все говорят: санкции и все прочее. А я считаю, что виноваты не санкции, а виноваты во всем наши правители: они принимают законы, которые не способствуют развитию сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, я уж не говорю о промышленности. Не нужно быть большим экономистом, чтобы понять, что мы как страна зависим от импорта. Мы сидим на нефтяной игле. Вы зайдите в любой хозяйственный магазин, посмотрите: гвозди, болты, гайки — чьи? Я уж не говорю про электронику. У нас отечественного почти ничего нет. А чтобы товары были в магазинах, надо же валюту тратить. А цена-то на нефть упала.

Возвращаясь к пивоваренной отрасли: в последнее время закрылось восемь крупных пивоваренных заводов и, по моим прогнозам, в ближайшие два года рынок пива снизится до 700–750 млн дал. А если примут законопроект о ПЭТ [об ограничении продажи пива в пластиковой упаковке], мы спустимся еще ниже. Я думаю, что среднедушевое потребление будет примерно 40 л на человека [в 2014-м показатель в России, по оценке Carlsberg, 55 л]. Это уровень потребления пива в Африке.

— То есть основная проблема в чиновниках?

— Сегодня я могу сказать: «Я создал столько-то рабочих мест, я построил столько-то заводов и т.д.» Конечно, это не я один, мы сделали это вместе с командой. Пусть кто-нибудь из чиновников скажет: «А что я за период правления сделал для развития промышленности, сельского хозяйства или сферы услуг?» Жизненный уровень снизил? Да, это можешь в актив записать. Что сегодня массово разоряются предприятия? Да, в актив можешь записать. Тут недавно прочитал интересную статью. Она касалась сингапурца, царство ему небесное...

— Ли Куан Ю.

— Да. Он в свое время был в России. Он был удивлен увиденным и сказал: «Как страна, имеющая столько полезных ископаемых, имеет такой нищий народ?» Именно об этом надо задуматься, задаться этой мыслью нашим руководителям, думцам: как это мы умудряемся при таком богатстве жить, как нищая страна. Мы что-то о мрачном заговорили. А что хорошего можно о России сказать? Этот человек из Сингапура был профессионалом высшей марки. Он демократию послал подальше. Взял взятку — голову отсекли. И сегодня это страна с высоким жизненным уровнем и с большой продолжительностью жизни.

— Чиновники со ссылкой на социологов говорят о том, что в России снижается потребление алкоголя. Вы согласны?

— Нет, я не знаю, где они берут эту статистику. Такое ощущение, что рисуют, что хотят. Социологи делают опрос людей, имеющих доход средний и выше, причем из крупных городов. Те говорят: «Я выпиваю, может быть, за неделю рюмку коньяка с друзьями». Социологам надо спуститься в глубинку, в районные центры. Проблема пьянства сегодня в бедности, когда у человека нет денег, чтобы детей отправить учиться, нет денег дом отремонтировать, нет денег съездить отдохнуть. Что в итоге? Человек получил пенсию или где-то копейку достал, и он тут же ее пропивает. Это бич сегодня. Мы никак не можем понять, что жизненный уровень определяет бытие человека. Он или накапливает на что-то — машину, например, покупает — или он остатки пропивает. Жизненный уровень стоит на месте, а то и падает, цена на пиво высокая. Люди, кто пиво пил, берут водку, а то и самогон. Если ты выпьешь литр пива, ты не захмелеешь. А если выпьешь стакан водки — мозги набекрень.

Алексей Кочетов

Президенту «Очаково» Алексею Кочетову сейчас 72 года. Родился в селе Шереметьево Рязанской области. После окончания Московского технологического института пищевой промышленности Кочетов успел поработать на разных пищевых предприятиях СССР, в союзном Министерстве пищевой промышленности и в Госагропроме. В 1988 году, когда ему было 46 лет, Кочетов пришел работать на Очаковский пивобезалкогольный завод главным инженером, а через год стал его директором и до сих пор лично управляет предприятием.

«Очаково» контролирует семья Алексея Кочетова — под его началом в 1993 году прошла приватизация. Единственная дочь Инна работает вице-президентом по маркетингу МПБК «Очаково», а зять Вячеслав Меркулов — заместителем гендиректора. «Очаково» — последний крупный производитель пива и кваса в России, не принадлежащий транснациональным корпорациями. «Командир последнего бастиона» — так называется книга, выпущенная «Очаково» к 70-летию Алексея Кочетова.

Группа «Очаково»

Кочетов считает, что «Очаково» должно выпускать все виды напитков, кроме шампанского, поэтому группа производит также водку, вино, слабоалкогольные напитки, минеральную воду и соки. Включает пивобезалкогольные завод в Москве, Краснодаре, Тюмени и Пензе, солодовню в Липецке, виноградники и винзавод в Краснодарском крае (Южная винная компания), завод «Сатурн» в Краснодаре, производящий батареи для космических аппаратов. Выручка группы в 2014 году, по словам Кочетова, превысила 17 млрд руб.

«Дипломатия в наших условиях к добру не приводит»

— Вы вышли из Союза российских пивоваров в 2010-м, не найдя понимания у представителей транснациональных пивоваренных компаний. Почему не получилось работать вместе?

— Знаете, я вообще человек резкий, открытый, называю вещи своими именами. А иностранцы не могут говорить так, как я, не могут высказываться жестко и объективно. Они объясняют мягко, дипломатично. Ну, а дипломатия в наших условиях к добру не приводит.

— Зато у них есть опыт в построении рентабельного бизнеса...

— Есть такое хорошее выражение: не хватает своих мозгов — научись копировать. Как китайцы. Они сегодня копируют оборудование и технику, а инженеров и кадры готовят сами. Они скоро будут обставлять всех и по разработкам. Вначале перенимают опыт, чтобы сэкономить время. А мы и не копируем, и свое не можем придумать.

— А вы для своей компании что-нибудь скопировали у конкурентов?

— Нет. Ничего. Я считаю, что я достаточно эрудирован. Это, может, хвастовство какое-то... Но у них узкая специализация: директор знает свое направление, инженер — свое, технолог — только свое. У нас руководитель должен знать все. И жизнь нужно знать, и сельское хозяйство, и экономику, и производство, и механику, и строительство, и оборонку. Новые технологии. Это же не просто так.

— Когда закрылся завод турецкой «Эфес» в Бирюлево, вы оттуда специалистов не сманивали?

— Нет, нет, не брали. У нас никого нет оттуда.

— Почему?

— Почему мы оттуда должны брать? У нас свои есть.

— Профильные люди с опытом...

— Да какой опыт? У них совершенно другой менталитет. Вы знаете, как на Западе работают? Образно говоря, вот вы работаете в компании Coca-Cola. Вы получили задание, не сделали. Второй раз вам говорят, вы не сделали. На третий раз у вас никто не спрашивает, говорят: «Вы чего пришли на работу? Зайдите в кадры». Все. Кончен разговор.

— А у вас как?

— У нас такого нет. По крайней мере, мне кажется, мы сохранили определенное человеческое лицо, хотя к нерадивым, если кто-то выпил или украл, я безжалостен.

Владелец «Очаково» Алексей Кочетов
Владелец «Очаково» Алексей Кочетов

— Девальвация рубля отразилась и на вашем бизнесе? Какова у вас доля импортной составляющей в себестоимости?

— Хмель у нас импортный.

— Весь?

— Конечно, какая-то доля российского только сейчас начала появляться. Берем в Чувашии максимально, что они могут дать [Чувашия — крупнейший производитель хмеля в России]. Но они не могут все потребности покрыть. Второе — алюминиевая банка, ее стоимость привязана к валюте. Сахар тоже привязан к валюте: Россия закупает сахар-сырец. Цена на ПЭТ — это же удивительно — тоже выросла. Цены на нефть упали, а на ПЭТ — возросли. Это наша действительность.

— А вы у «Сибура» сырье для ПЭТ-тары закупаете?

— Да, и у «Сибура» тоже.

— Насколько вам сейчас нужно поднять цену с учетом роста всех издержек, чтобы работать с прибылью?

— Сейчас больше чем на 57% номенклатуры нужно повышать цену.

— На рубль-два или на все десять?

— Сейчас мне отдельные виды продукции приносят убытки 5–6 руб. с бутылки. Посмотрим, например, пиво в упаковке 2,5 л... (ищет в документах цифры). Убыток с каждой бутылки — 4,5 руб. c учетом всех расходов и выплат. Но мы за счет своего огромнейшего ассортимента как-то выживаем. Вы вправе задать вопрос: как вы собираетесь дальше жить? Я надеюсь, что этот кризис долго не будет продолжаться.

— Вы производите 70 напитков в разных категориях. Какая доля выручки приходится на пиво, на квас?

— На пиво — 60%, на квас — 30%, на все остальное — 10%.

— В этом году вы начали выпускать соки. Рассчитываете, что они станут такой же большой категорией для «Очаково», как квас?

— Да нет, с соками совсем по-другому. Сок — это зимний продукт, летом его мало пьют. И его не так пьют, как квас, сока больше стакана не выпьешь. Для нас важно, чтобы каждое направление позволяло нам зарабатывать какую-то копейку. Моя идеология сегодня в том, чтобы денег хватило на налоги и на зарплату, потому что надо выжить. Сегодня цель — сохранить работоспособный прекрасный коллектив.

«Конечно, мы их послали по-русски»

— Вашу Южную винную компанию в Краснодарском крае вы хотели продавать? Об этом говорили источники на рынке.

— Вы знаете, столько ложных слухов ходит... Мы первые, кто начал восстанавливать современные виноградники. Мы первые, кто построил на импортном оборудовании по импортным технологиям современный винзавод. Предприятие можно продать. Но здесь возникает вопрос: ну заработаешь ты денег, а что ты с ними будешь делать? Если у тебя нет желания куда-то их вложить. Поэтому пока не будем. По крайней мере при моей жизни ЮВК продаваться не будет.

— А какие-то другие активы компании готовы продать?

— Вы такой вопрос тяжелый задаете. А что будет через полгода? Вот я говорю всем своим, давайте поживем до сентября-октября, посмотрим. Это очень важно.

— Когда в 2010 году серьезно выросло производство кваса, о своем желании работать в этой категории заявили Coca-Cola, PepsiCo, Carlsberg. Каким образом вам удалось удержать лидерство, получив таких богатых и могущественных конкурентов?

— Начну издалека. С одной стороны, они приходили и хотели, чтобы мы продали им это направление. Конечно, мы их послали по-русски, сказали: «Слушайте, мы русские, а не американцы. Мы имеем свое мышление, мы восстановили русские традиции, русские рецепты». Вторая часть — как бы то ни было, все же наш квас значительно отличается от их квасов. Если посмотрите на этикетки, они добавляют молочную кислоту и т.д. Так квас на Руси никогда не готовили. Подлинная традиционная технология наделяет квас уникальными полезными свойствами, именно сочетание двух брожений ставит квас «Очаковский» вне конкуренции.

— Но и у вас случались неудачи. Например, с запуском премиального кваса «Веранда»...

— Этот квас мы не забыли. Скоро мы вернемся к этому проекту, потому что сам квас уникальный, он из свежепророщенного зерна, содержит 7 из 8 незаменимых аминокислот, такой напиток никто не может сейчас выпустить. Мы много вложили в развитие сырьевой базы и в производство для выпуска «Веранды». Так что все впереди.

— А вы не жалеете, что не продали «Очаково», когда была такая возможность?

— Вам трудно меня понять... Мне деньги не нужны. Если езжу отдыхать, то в Карловы Вары, это не те деньги. Мне хватает моей зарплаты.

— На детей, внуков, может быть?

— Излишества не приводят к нормальному воспитанию. Поэтому пусть они сейчас учатся. А я буду смотреть, как они учатся, какие успехи у них.

— Говорят, у вас в Геленджике какая-то шикарная дача.

— О-о-ой, мы даже судились с «Новой газетой». Это они написали.

— Неправда это?

— Конечно, это глупость. Там есть мой однофамилец. У «Очаково» есть турбаза «Волна» и санаторий «Горный» в Краснодарском крае. А вот я как частное лицо никаких особняков на юге не имею.

— А санаторий для сотрудников?

— Строили для сотрудников. Сейчас он открыт для всех желающих, потому что и у нас стало не то финансовое состояние, чтобы можно было позволить всех отправлять бесплатно. Когда мы начинали строить, у нас была такая мысль. Вообще у меня была мечта — создать общество обеспеченных людей. Но с каждым годом эта мечта таяла, потому что возникали новые барьеры для пивоваренной отрасли.

«Для капиталиста деньги не пахнут»

— Вы высказываетесь довольно резко, компании это не вредит?

— Я называю вещи своими именами. И рад, что у меня команда такая, мы говорим на одном языке. Я открыто говорю: недовольны работой чиновников, потому что они ничего не делают для людей, а у нас в этом плане совесть чиста.

— Что заставляет человека работать, когда ему уже за 70?

— Нет, ну я считаю, что пока мозги-то у меня работают. Вот когда они перестанут работать, тогда надо уходить. Надо вовремя уйти. Руководитель должен быть генератором всех мыслей. Я диктую, кого мне нужно вызвать, какой вопрос рассмотреть, кого поправить. Это и есть формула успеха.

— Вот с точки зрения генерации идей: «Очаково» в прошлом году разместило билборды, на которых сообщило, что, например, квас «Русский дар» выпускается американской PepsiCo, «Хлебный край» — «Балтикой» из Дании, «Никола» — «Декой» с Сейшельских островов. Это сопровождалось вопросами: «За кого ты играешь? Какой квас пить?» Антимонопольная служба решила, что это нарушает закон «О рекламе»...

— Это просто анекдот. Мы довели информацию до потребителей, чьи марки они пьют. Одна марка на Сейшелах, вторая в США зарегистрирована, третья принадлежит крупному датскому пивоваренному концерну, а мы российские на 100%. Я считаю, что мы вправе предоставлять потребителям информацию о том, что товарные знаки напитков с «русскими» названиями принадлежат зарубежным компаниям. Тем более что эти крупные компании производят свои напитки по упрощенной технологии, без традиционного для кваса молочнокислого брожения. Есть еще нюанс. Если человек разбирается немного в экономике, он понимает, что всю прибыль, которую получают PepsiCo или Coca-Cola, они отправляют за границу. Прибыль российской компании «Очаково» остается здесь.

— А есть эффект от такой рекламы?

— Я считаю, что нужно доводить до сведения граждан такую информацию. Например, в западные безалкогольные напитки при производстве добавляют 110 г сахара на литр. Мы разливали Pepsi и Coca-Cola, так что это факт. Надо доводить до людей сведения о том, что американцы запретили пить подобные напитки в школах. Как Ленин или Маркс говорил, для капиталиста деньги не пахнут. Только замаячили — он готов на все. А если крупные — и войну начнут.

— Но вы же тоже капиталист.

— Нет. Трудно в это верится, но я не чувствую, что я хозяин. Нисколько не чувствую. Работаю как директор. Я же вышел из той школы, как говорят, красных директоров, которые имеют определенные в жизни ценности и понятия, непохожие на нынешние. Я же мог бы, как многие, иметь недвижимость на Западе, но мне нравится жить и работать в России, на благо России.

О том, как компания «Очаково» в одиночку противостоит международным пивоваренным гигантам в России, читайте в новом выпуске журнала РБК — в продаже с 22 апреля.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 14:51
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 14:51
Что добывают и производят в городах и провинциях Китая. Карта РБК и ВТБ, 15:15
Чем известна певица Лариса Долина и что случилось с ее квартирой 15:12
Интернет-банк ПСБ для бизнеса признан лучшим на рынке по версии Markswebb Пресс-релиз, 15:11
Белый «Облачный танцор» стал цветом года. Что это значит и как носить Life, 15:09
Суд частично удовлетворил иск об изъятии имущества Тимура Иванова Политика, 15:07
Запасы биткоинов SpaceX за два месяца сократились на $500 млн Крипто, 15:05
Экономика впечатлений: цены комфортнее, отдых интереснее РБК и Ozon Travel, 15:05
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Губернатор Красноярского края проверил работу предприятий АПК Пресс-релиз, 14:59
Основатель «Белой дачи» связал запоздалое завещание с крахом бизнеса
РАДИО
Бизнес, 14:57
Как компании выбирают, кто будет внедрять ИТ-системы. Исследование РБК х Ростелеком, 14:55
Движение вверх: что авиации дает прогноз погоды Национальные проекты, 14:52
В чем проявляется эстетика бренда. Разбираем на примере IKEA и Patagonia Образование, 14:50
Россия и Индия обсудили вывод космических станций на одну орбиту Политика, 14:42
Защита Лурье назвала срок принятия решения по соглашению с Долиной Общество, 14:41