Перейти к основному контенту
Интервью РБК⁠,
0
Эксклюзив

Мантуров — РБК: «Даже 1 п.п. ставки — это ₽260 млрд экономии бюджета»

Первый вице-премьер Денис Мантуров в интервью телеканалу РБК рассказал о стоимости понижения ключевой ставки для бюджета, почему Renault может остаться без опциона и о роли АвтоВАЗа в законе «о такси»

Мантуров — РБК: «Даже 1 п.п. ставки — это ₽260 млрд экономии бюджета»
Video

— Насколько удается процесс «охлаждения» экономики и как это сказывается на промышленности?

— Центральный банк старался делать и делает [все] для того, чтобы выполнить задачи, связанные со снижением инфляции. Но это имеет всегда вторую сторону медали. Когда происходит охлаждение экономики, конечно же, это отражается на реальном секторе и делится на две составляющие.

Первая — это возможность и доступ к инвестиционным ресурсам. Это в том числе компенсирует государство за счет поддержки в виде субсидий на компенсацию процентных ставок по тем кредитам или займам на проекты, которые либо находятся в перечне приоритетных направлений, либо национальных проектов, либо это проекты, которые связаны с реализацией ранее начатых программ импортозамещения. И когда в 2022 году стали освобождаться огромные ниши для российских предприятий, которые были заинтересованы быстрее войти на этот рынок и заместить собой продукцию западного производителя, потребовались большие инвестиции. Это, конечно, в том числе подстегивало инфляцию и влияло на те решения, которые принимались Центральным банком.

Второй аспект — курс рубля. Сегодня крепкий рубль — это снижение конкурентоспособности наших экспортно ориентированных предприятий, особенно тех, кто относится к базовым отраслям промышленности. Это металлургия, химия и в том числе ряд отраслей машиностроения.

Поэтому эти два компонента — они, конечно, сильно влияют. Но с учетом недавно принятых Центральным банком решений — снижение ключевой ставки: даже 1 п.п. ключевой ставки — это примерно 260 млрд руб. экономии для федерального бюджета. Я имею в виду субсидиарные программы в целом по всем отраслям экономики. Это же не только промышленность, это и ипотека, это и сельское хозяйство, и многие-многие другие отрасли, где используется субсидиарный механизм.

Мантуров назвал условие отказа в возвращении зарубежным компаниям
Бизнес

— Найден ли баланс между борьбой с инфляцией и развитием промышленности?

— Те технологические проекты, которые у нас стоят на повестке дня, мы их не останавливали. Компании, понимая свою ответственность за взятые обязательства перед государством — либо это НИОКРы, либо это инвестиции в приоритетные проекты, — эти проекты не останавливали. И они постепенно вводятся, дают объем производства и в последующем поступление налоговых платежей всех уровней. Мы всегда, когда оцениваем эффективность того или иного проекта, считаем с федерального уровня — это федеральные налоги. Но не надо забывать, что и региональный эффект — он также на повестке дня стоит. И то, что мы видим сегодня: к сожалению, да, есть снижение по региональным поступлениям. В частности, налог на прибыль. По объективным причинам: идет перетекание доходов в банки за счет уплаты большего количества процентов.

— Уже есть примеры, когда компании переходят на четырехдневную рабочую неделю, сокращают зарплаты и говорят: «Мы с такими ставками долго не выдержим».

— Когда мы говорим о сокращении персонала, в целом по отраслям обрабатывающей промышленности у нас сохраняется потребность в разных профессиях и направлениях. Поэтому имеет место перераспределение. Например, в 2022 году все были знакомы с беспилотными системами, но никто не предполагал гипертрофированный спрос и рост сегмента. И туда же люди пошли работать. То же самое производство боеприпасов с 2022 года выросло в разы. Это же нужно обеспечить людским ресурсом, помимо средств производства. Перетекание произошло и происходит. И средняя зарплата на этих производствах — она достаточно высокая. Если мы говорим с вами о будущем, то должны думать в том числе о том, чтобы тот уровень заработных плат, который сегодня сформировался, чтобы он как минимум имел тенденцию к сохранению и более плавному росту.

— Если говорить про бюджет следующего года: по промышленности будут ли какие-то сокращения программ поддержки или нет, чего ждать производственникам?

— Вы отталкиваетесь от недавно реализованной корректировки существующего года: имею в виду в части увязанности доходной и расходной частей. И то сокращение около 200 млрд руб., которое пришлось на промышленное направление, было связано в первую очередь с теми мероприятиями, которые либо еще не стартовали, либо связаны со спросовыми мерами, в первую очередь по авиационным проектам — у нас есть определенная сдвижка вправо по поставке региональных и магистральных самолетов.

И второе сокращение (в рамках 200 млрд руб.) — это по средствам производства в части мероприятий, которые еще не стартовали. Мы просто видим, что запросов на бюджетную поддержку стало меньше, чем изначально мы рассчитывали. Поэтому мы не резали ничего по живому и рассчитываем на то, что те мероприятия и бюджетные затраты, которые были просто перенесены на будущий период, в частности на 2026 год, будут в итоге реализованы после лучшей сбалансированности доходов и расходов.

— С чем связан сдвиг вправо срока производства самолетов?

— Для начала, если говорить о сдвижке вправо — это изначально было про наши внутренние сроки: по самолетам SSJ100 и МС21 были не 2023-й и 2024-й, а 2025-й и 2026-й. Но для более, извините за моветон, жесткой мотивации самой промышленности — это и мной принималось решение для того, чтобы на внешний периметр и на принимаемые обязательства со стороны министерства были более жесткие сроки. Я не смогу даже привести примеров мировой практики, где одна компания — Boeing, либо Airbus, либо вообще страна вся США или вся объединенная Европа — делала бы все у себя целиком и полностью. Таких примеров не было, нет, да и не будет, мне кажется.

Нам пришлось перерабатывать весь перечень систем и агрегатов на стопроцентное российское производство. Хотим мы этого или не хотим — мы вынуждены были это сделать, иначе у нас не будет самолетов вообще.

Я думаю, что сегодня мы уже можем более уверенно говорить о сроках выпуска самолетов, учитывая ту стадию испытаний, на которой находится SSJ100 с двигателями ПД-8. Это был самый, наверное, сложный этап и решение вообще по запуску в разработку. Как вы сами понимаете, за четыре года создать с нуля двигатель пока еще никому не удавалось. Поэтому здесь мы находимся на грани, с одной стороны, срочности, а с другой стороны, на грани безопасности. Поэтому мы не должны рисковать. И будем исходить из того, что наша промышленность и авиационные власти, имеется в виду Минтранс, Росавиация, должны провести все работы, связанные с проведением всех сертификационных испытаний и выдачей сертификатов летной годности.

Путин спросил у Мантурова: «Где заводы?» и «Где деньги?»
Экономика

— Есть ли сейчас реальный запрос от иностранных автомобильных компаний — Hyundai, Kia, Toyota — на возвращение в Россию? Об этом, в частности, писал ряд зарубежных СМИ.

— Я не получал никакой информации ни от Hyundai, ни от Toyota в части их возвращения. Я все-таки исхожу из официальных источников и из той переписки либо взаимодействия, которые у нас были ранее. Но с 2022 года у нас отношения полностью прерваны.

— Есть ли автомобильные компании, которые даже при желании возвращения уже не пустим на российский рынок? Например, Renault — недавно появилась информация о намерении концерна заняться производством беспилотников на Украине.

— Вы сами ответили на этот вопрос. Мы обязательно будем учитывать этот критерий, невзирая на то, что в 2022 году, когда подписывали договор о выходе компании из капитала и АвтоВАЗа, был заключен опцион на шесть лет. Пока все идет к тому, чтобы у них не было возможности к его реализации. Во-первых, они прервали все цепочки, связанные с кооперационными поставками, и не оказывали никакого содействия в этой части по отношению к АвтоВАЗу. Второе, как вы только что упомянули, такое недружественное действие: Renault в целом поставляет технику Украине — мы это знаем и видим. А когда уже из публичных источников происходят заявления — мы этот критерий точно будем учитывать.

— Как на автомобильную промышленность повлияет так называемый закон «о такси», который предусматривает использование преимущественно локализованного автопарка? Как вы относитесь к этому закону?

— Мое отношение к этому закону позитивное. Я имею в виду, что это стимулирует продажи произведенных автомобилей в России. Да, вы правы, туда попадают далеко не все автомобили, которые сегодня эксплуатируются компаниями такси. Но, во-первых, есть переходный период. И никто не говорит о том, что сегодня ты эксплуатируешь автомобиль, завтра у тебя отберут лицензию и ты останешься ни с чем. Во-вторых, в такси большой пробег, автомобили эксплуатируются ежедневно, и за переходный период точно они выработают свой ресурс…

— Так, владельцы таксопарков часто говорят: «А наши отечественные машины пока не готовы к таким большим пробегам».

— Тот же самый АвтоВАЗ, который и выходил с этой инициативой изначально, сегодня производит достаточно хорошего качества автомобили. Ну и количество продаваемых на рынке автомобилей говорит само за себя. Если бы они были плохого качества и недоступны для приобретения — полмиллиона единиц в прошлом году не было бы произведено и продано. Да, в этом году будет снижение по объективным причинам, независимым от АвтоВАЗа и точно не от их качества, связанные со снижением спроса. Но просто кому-то выгоднее сегодня подержать на 20-процентном депозите и подумать: «Ну давай этот год пережду, получу дополнительный доход, а в следующем году все равно пойду и куплю».

— Можно ли говорить, что закон призван поддержать АвтоВАЗ?

— Этот закон призван поддержать российского автомобильного производителя. И в рамках этого закона попадает не только АвтоВАЗ под соответствующую протекцию. Это и «Москвич», и те компании, которые подписали СПИКи и взяли на себя дополнительные обязательства по уровню локализации. В прошлом году спрос со стороны отрасли такси составил порядка 100 тыс. новых автомобилей. Это около 13% от объема производства легковых автомобилей в стране за соответствующий период. Мощности наших площадок достаточно развиты, есть возможности для наращивания объемов, которые позволят закрыть потребности этого сегмента. Большую роль сыграет сформированный со стороны таксопарков спрос и динамика обновления действующих парков.

— Автопарки такси активно используют китайские автомобили. Но производители более высокого уровня — Li или Zeekr — занимаются только поставками машин, но не локализацией производства…

— Я бы разделил на две части. Прямые поставки — минуя механизмы параллельного импорта, официальные поставки — это одна часть. Потому что рынок или объем поставок вами упомянутых марок — он исчисляется сотнями или небольшим количеством тысяч, но не десятками и не сотнями тысяч.

По новым требованиям к организации производства — должен быть российский бенефициар с контрольным пакетом и с правами на интеллектуальную собственность, принадлежащими российской компании. И сейчас уже на фазе завершения начала производства в соответствии с утвержденными Минпромом правилами по количеству баллов, которое будет соответствовать тем требованиям, при которых государство будет поддерживать в том числе и финансово. Такие производства до конца года и на площадке в Калуге, и на площадках в Санкт-Петербурге запускаются.

Мантуров назвал условия открытия неба для полетов гражданских дронов
Политика
Фото:Алексей Белкин / NEWS.ru / Global Look Press

— Как будет дальше развиваться программа параллельного импорта?

— Мы не поменяли свои подходы и принципы. Постепенно будет вывод тех марок или номенклатуры, по мере того как российский производитель выйдет на достаточные объемы и качество конкурентоспособное. И второе — зарубежные компании объявят официальные продажи и поставки, и тогда мы их исключаем из параллельного импорта. Поэтому механизмы не поменялись. И по мере того как это будет реализовываться, мы будем продолжать обновлять эти перечни. И Минпром с регулярностью примерно раз в квартал эту работу проводит и подчищает, либо добавляет, либо убирает то или иное наименование.

— Что сейчас с объемом параллельного импорта?

— В январе—апреле 2025 года объем составил $2,5 млрд, что в три раза ниже уровня 2022-го.

— Есть ли у вас данные — что с настроением у американских компаний? Готовы ли вернуться и возобновить работу?

— Во-первых, никто не прерывал взаимодействие и диалог с компаниями — ни американскими, ни европейскими. И отраслевые союзы, и ассоциации как встречались с руководством Минпрома, так это и продолжается.

Что касается отдельно американских компаний: те компании, которые здесь работают, они продолжают работать. Те компании, которые вышли с российского рынка, но имеют опцион, они декларируют о том, что они хотели бы вернуться и исполнить этот опцион. И президент говорил об этом, и я это комментировал в части того, что правила — они будут для всех едины. Поэтому тех, кто вышел и хочет вернуться, мы будем пропускать через комиссию по иностранным инвестициям и оценивать решения о возврате, исходя из поведения этих компаний, исходя из тех компетенций, которые есть сегодня у этого юридического лица. Потому что какие-то компании, например, выходя, хлопали дверью, где-то просто с мясом вырывали провода из сервера. Думаю, что с такими компаниями у нас диалог будет очень коротким. А те, кто корректно поддерживал программное обеспечение, и в том числе помогал в обслуживании основных фондов, и содействовал в поставке комплектующих, даже параллельным импортом, я думаю, что они будут иметь и возможность, и право. Но все равно это будет решаться на уровне комиссии по иностранным инвестициям.

Читайте РБК в Telegram.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Ритейл"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 08:11
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 08:11
Переговоры Путина и Моди. Трансляция Политика, 09:03
4 отрасли, где применяются большие языковые модели РБК и GigaChat, 09:00
Как убедить клиента купить IT-решение — 6 приемов и готовые фразыПодписка на РБК, 08:56
В США компанию оштрафовали на $7 млн из-за санкций против Дерипаски Политика, 08:53
Умер актер из Mortal Combat и сериала «Человек в высоком замке» Общество, 08:52
Чешский миллиардер отказался от главного актива ради поста премьера Политика, 08:43
Что такое IPO и зачем компании выходить на Московскую биржу #всенабиржу!, 08:30
Как заводить полезные знакомства?
Интенсив о нетворкинге
Подробнее
Над регионами России за ночь перехватили 41 дрон Политика, 08:26
Два тренда в спорах по корпоративным опционам. КейсыПодписка на РБК, 08:25
Аэропорт Махачкалы приостановил полеты после объявления опасности БПЛА Политика, 08:04
Когда массовый адрес контрагента привлечет внимание ФНСПодписка на РБК, 08:03
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 08:00
Как выглядит дом в Москве, где мелодию для домофона придумал композитор РБК и TATE, 08:00
Китайская головоломка: почему ВВП растет, а деловая активность падаетПодписка на РБК, 08:00