Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Лидер демократов в сенате назвал срок начала процесса импичмента Трампа Политика, 02:46 Сколько можно накопить за 10 лет. Калькулятор РБК и Сбер, 02:32 Байден заявил об ухудшении экономического кризиса в США Экономика, 02:30 США обвинили бывшую сотрудницу посольства в России в краже документов Общество, 02:01 В Италии частично заблокировали TikTok после гибели ребенка Общество, 01:53 СМИ узнали о перестановках в двух управлениях администрации президента Политика, 01:18 Исторический экскурс в мир бытовых катастроф ХХ века РБК Стиль и LG ThinQ, 01:15 Финляндия временно закроет пункт пропуска на границе с Россией Общество, 01:09 Суд в Москве арестовал адвоката сотрудника ФБК на пять суток Общество, 00:45 Время эффективности: как продлить срок службы коммерческого транспорта РБК и Gazpromneft, 00:27 СМИ узнали о заражении COVID сотни направленных в Вашингтон нацгвардейцев Политика, 00:07 Экс-глава Раменского района Подмосковья попросил о суде присяжных Общество, 00:04 Сингапурский барон Мюнхгаузен: что погубило сервис доставки Honestbee Pro, 00:00 Белорусский фонд сообщил об аресте бойца MMA на два месяца в России Спорт, 22 янв, 23:54
Бизнес ,  
0 

В первом квартале авиаперевозки упали впервые за шесть лет

Пассажиропоток российских авиакомпаний по итогам первого квартала 2015 года уменьшился на 2,3% в основном за счет международных перевозок. Три из пяти главных российских перевозчиков показали отрицательный рост
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Двое взлетели, трое сели

Пассажиропоток российских авиакомпаний по итогам первого квартала 2015 года уменьшился на 2,3% по сравнению с тем же периодом 2014 года — до 17 млн человек, сообщила Росавиация. При этом падение всего рынка обеспечили международные перевозки — в этом сегменте пассажиропоток снизился на 15,6%. Внутрироссийские авиаперевозки, наоборот, выросли на 11,4%. Падение авиаперевозок в этом году на рынке происходит впервые после кризиса 2008–2009 годов. С тех пор авиарынок только рос — со средним темпом до 25%. Для сравнения, в первом квартале кризисного 2009 года российские авиакомпании перевезли всего около 7,5 млн пассажиров.

Несмотря на общее падение в отрасли, крупнейший российский авиаперевозчик — «Аэрофлот» — без учета «дочек» показал рост пассажиропотока на 9,8% — с 4,98 млн человек в январе–марте 2014 года до 5,47 млн в первом квартале 2015 года. Еще одна из крупнейших компаний, улучшившая свои показатели, — «Россия», на 75% принадлежащая тому же «Аэрофлоту» (рост на 21,9%). Две других авиакомпании из топ-5 — «Трансаэро» и «Сибирь» (бренд S7) — снизили показатели на 6% каждая. Замыкающая пятерку UTair, испытывающая серьезные финансовые проблемы, снизила пассажиропоток на 36,1%.

Представитель «Сибири» сказал РБК, что снижение пассажиропотока компании объясняется перераспределением рейсов между авиакомпаниями группы S7 — «Сибирью» и «Глобусом». В целом же по группе, по его словам, снижение пассажиропотока составило всего 0,3%. По итогам года перевозчик ожидает увеличение пассажиропотока по сравнению с 2014-м. Действительно, по данным Росавиации, у «Глобуса» рост пассажиропотока составил 24% — это лучший показатель среди десяти крупнейших авиакомпаний.

По мнению руководителя аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, рост пассажиропотока «Глобуса» связан в том числе с тем, что «Глобус» получал новые законтрактованные ранее самолеты Boeing 737..

UTair, которая находится на грани банкротства и сейчас пытается получить госгарантии на 19,2 млрд руб. (долг компании с учетом лизинга составлял на конец года 167,8 млрд руб. при прогнозируемой выручке за 2014 год 74 млрд руб.) отказалась от нерентабельных рейсов и сократила почти на треть свой авиапарк. Идет снижение спроса, компания подстраивается под него, добавляет представитель компании. За последние полгода Utair сократила парк на 33 самолета. В частности, она вывела из парка шесть Boeing 737-800, 12 Airbus-321 и 15 Bombardier CRJ 200. Еще девять Boeing 757-200 и два Boeing 767-300 перевозчик передал чартерной компании «Катэкавиа», входящей в группу Utair, сообщил представитель авиакомпании. Таким образом, парк перевозчика сократился со 115 до 71 единицы.

Рост пассажиропотока «России» представитель авиакомпании объясняет перераспределением пассажиров от уходящих с рынка иностранных авиаперевозчиков. В прошлом году из-за кризиса несколько авиакомпаний, например израильская El-Al, закрыли рейсы из Петербурга, где базируется «Россия». В «Трансаэро» непосредственно снижение пассажиропотока комментировать не стали, но отметили, что основные тренды нынешнего года — «увеличение доли внутренних рейсов в общем балансе перевозок, а также сокращение протяженности рейсов».

«Прироста на внутренних линиях, которых добилась «Трансаэро», не хватило, чтобы компенсировать падение на международных линиях, — считает Олег Пантелеев. — Но расписание, которое компания сверстала на весну-лето, говорит о том, что она делает серьезную ставку на внутренний туризм». На внутренних направлениях будут использоваться Boeing 747, и огромный поток, который раньше могла показать только Турция, отправится в Сочи, отчасти в Симферополь и в Минводы. «Из Москвы на Сочи три ежедневные частоты на Boeing-747 — это серьезная заявка на успех», — говорит эксперт.

Как летают россияне

22% россиян летали на самолетах по состоянию на февраль 2015 года — на 3 п.п. больше, чем годом ранее

46% авиапассажиров — жители Москвы и Санкт-Петербурга

Только 2% респондентов летали за последние несколько лет четыре-пять раз

43% авиапассажиров — люди с высоким доходом

22% пассажиров предпочли пользоваться услугами «Аэрофлота», на втором месте — «Трансаэро» (16%)

69% опрошенных не путешествовали на самолетах два-три года. Треть респондентов объяснили это отсутствием возможности или необходимости, 24% — нехваткой денег на билеты

8% из тех, кто не летал в последние годы, признались, что страдают аэрофобией

1% пассажиров летали самой популярной, согласно опросу, иностранной авиакомпанией — Lufthansa

Источник: ВЦИОМ

«Аэрофлот» растет внутрь

Рост пассажиропотока по всей группе «Аэрофлот» оказался значительно больше, чем отдельно по компании. Он составил в первом квартале 15,2%, отчитался «Аэрофлот». В его основе лежит увеличение количества пассажиров на внутренних линиях — на 32,4%. Такие данные опубликованы сегодня на официальном сайте перевозчика. На международных авиалиниях количество перевезенных пассажиров группы «Аэрофлот» в первом квартале, напротив, снизилось на 0,9%.

Представитель «Аэрофлота» также отмечает перераспределение пассажиров внутри группы. Снижение перевозок на международных направлениях зафиксировано в целом у группы, но у самого «Аэрофлота» эти показатели увеличились за первый квартал 2015 года по сравнению с первым кварталом 2014 года на 7,2%. 

Очевидно, что снижение перевозок группы на международных направлениях идет за счет дочерних авиакомпаний, объясняет представитель крупнейшего российского перевозчика. Например, авиакомпания «Оренбургские авиалинии» была переориентирована с чартерных на регулярные перевозки, объясняет он. Рост международных перевозок самого «Аэрофлота» он объясняет «уменьшением конкуренции в результате сокращения частот полетов рядом иностранных авиаперевозчиков в пункты России, а также увеличение транзитного пассажиропотока авиакомпании «Аэрофлот» через аэропорт Шереметьево».

На рынке не ждут обвала

Статистика Росавиации не позволяет говорить, что падение рынка растет прогрессирующими темпами. В январе рынок упал на 1,3%, в феврале — на 4,1%, в марте — 3,9%. По мнению Олега Пантелеева, в следующие месяцы на рынке можно ожидать небольшого увеличения спроса на международные перевозки за счет стабилизации рубля, считает Пантелеев. Популярностью будут пользоваться недорогие направление – Турция, Греция, страны Южной Европы, считает эксперт, но по итогам года в целом все равно можно будет говорить о падении перевозок за рубеж. В «Трансаэро» подтверждают, что в апреле у компании наметился рост пассажиропотока по сравнению с апрелем прошлого года.

Пантелеев добавляет, что в целом по 2015 году можно ожидать рекордного роста внутренних перевозок, полагает Пантелеев – те, кто не поедет на отдых за границу, отправятся на российские курорты. По мнению аналитика, эта тенденция проявится уже по итогам сезона к концу лета, считает он.

Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"