UTair, которая находится на грани банкротства и сейчас пытается получить госгарантии на 19,2 млрд руб. (долг компании с учетом лизинга составлял на конец года 167,8 млрд руб. при прогнозируемой выручке за 2014 год 74 млрд руб.) отказалась от нерентабельных рейсов и сократила почти на треть свой авиапарк. Идет снижение спроса, компания подстраивается под него, добавляет представитель компании. За последние полгода Utair сократила парк на 33 самолета. В частности, она вывела из парка шесть Boeing 737-800, 12 Airbus-321 и 15 Bombardier CRJ 200. Еще девять Boeing 757-200 и два Boeing 767-300 перевозчик передал чартерной компании «Катэкавиа», входящей в группу Utair, сообщил представитель авиакомпании. Таким образом, парк перевозчика сократился со 115 до 71 единицы.
Рост пассажиропотока «России» представитель авиакомпании объясняет перераспределением пассажиров от уходящих с рынка иностранных авиаперевозчиков. В прошлом году из-за кризиса несколько авиакомпаний, например израильская El-Al, закрыли рейсы из Петербурга, где базируется «Россия». В «Трансаэро» непосредственно снижение пассажиропотока комментировать не стали, но отметили, что основные тренды нынешнего года — «увеличение доли внутренних рейсов в общем балансе перевозок, а также сокращение протяженности рейсов».
«Прироста на внутренних линиях, которых добилась «Трансаэро», не хватило, чтобы компенсировать падение на международных линиях, — считает Олег Пантелеев. — Но расписание, которое компания сверстала на весну-лето, говорит о том, что она делает серьезную ставку на внутренний туризм». На внутренних направлениях будут использоваться Boeing 747, и огромный поток, который раньше могла показать только Турция, отправится в Сочи, отчасти в Симферополь и в Минводы. «Из Москвы на Сочи три ежедневные частоты на Boeing-747 — это серьезная заявка на успех», — говорит эксперт.
Как летают россияне
22% россиян летали на самолетах по состоянию на февраль 2015 года — на 3 п.п. больше, чем годом ранее
46% авиапассажиров — жители Москвы и Санкт-Петербурга
Только 2% респондентов летали за последние несколько лет четыре-пять раз
43% авиапассажиров — люди с высоким доходом
22% пассажиров предпочли пользоваться услугами «Аэрофлота», на втором месте — «Трансаэро» (16%)
69% опрошенных не путешествовали на самолетах два-три года. Треть респондентов объяснили это отсутствием возможности или необходимости, 24% — нехваткой денег на билеты
8% из тех, кто не летал в последние годы, признались, что страдают аэрофобией
1% пассажиров летали самой популярной, согласно опросу, иностранной авиакомпанией — Lufthansa
Источник: ВЦИОМ
«Аэрофлот» растет внутрь
Рост пассажиропотока по всей группе «Аэрофлот» оказался значительно больше, чем отдельно по компании. Он составил в первом квартале 15,2%, отчитался «Аэрофлот». В его основе лежит увеличение количества пассажиров на внутренних линиях — на 32,4%. Такие данные опубликованы сегодня на официальном сайте перевозчика. На международных авиалиниях количество перевезенных пассажиров группы «Аэрофлот» в первом квартале, напротив, снизилось на 0,9%.
Представитель «Аэрофлота» также отмечает перераспределение пассажиров внутри группы. Снижение перевозок на международных направлениях зафиксировано в целом у группы, но у самого «Аэрофлота» эти показатели увеличились за первый квартал 2015 года по сравнению с первым кварталом 2014 года на 7,2%.
Очевидно, что снижение перевозок группы на международных направлениях идет за счет дочерних авиакомпаний, объясняет представитель крупнейшего российского перевозчика. Например, авиакомпания «Оренбургские авиалинии» была переориентирована с чартерных на регулярные перевозки, объясняет он. Рост международных перевозок самого «Аэрофлота» он объясняет «уменьшением конкуренции в результате сокращения частот полетов рядом иностранных авиаперевозчиков в пункты России, а также увеличение транзитного пассажиропотока авиакомпании «Аэрофлот» через аэропорт Шереметьево».
На рынке не ждут обвала
Статистика Росавиации не позволяет говорить, что падение рынка растет прогрессирующими темпами. В январе рынок упал на 1,3%, в феврале — на 4,1%, в марте — 3,9%. По мнению Олега Пантелеева, в следующие месяцы на рынке можно ожидать небольшого увеличения спроса на международные перевозки за счет стабилизации рубля, считает Пантелеев. Популярностью будут пользоваться недорогие направление – Турция, Греция, страны Южной Европы, считает эксперт, но по итогам года в целом все равно можно будет говорить о падении перевозок за рубеж. В «Трансаэро» подтверждают, что в апреле у компании наметился рост пассажиропотока по сравнению с апрелем прошлого года.
Пантелеев добавляет, что в целом по 2015 году можно ожидать рекордного роста внутренних перевозок, полагает Пантелеев – те, кто не поедет на отдых за границу, отправятся на российские курорты. По мнению аналитика, эта тенденция проявится уже по итогам сезона к концу лета, считает он.
Авторы
Вера Преловская, Анатолий Темкин