Днем ситуацию вокруг «Трансаэро» прокомментировали первый вице-премьер Игорь Шувалов и министр экономики Алексей Улюкаев. «Трансаэро» с рынка уйдет. Маршруты получат другие авиаперевозчики. Лучшая часть авиапарка будет передана другим авиационным компаниям. Люди никоим образом не пострадают. Будет осуществляться перевозка, конкурентная», — сказал Шувалов. Он добавил, что вопросом «Трансаэро» могут заняться правоохранительные органы. «То, что мы сейчас видим из документации, которую получаем из компании, — у нас есть вопросы по поводу того, насколько экономически обоснованными были те или иные решения и тарифы, по которым продавались билеты, особенно в последнее время. Я не берусь судить по этому поводу, но, может, кому-то, кто занимается правоохранительной деятельностью, стоит на этот вопрос посмотреть», — сказал Шувалов.
Улюкаев, отвечая на вопрос журналистов о сделке между S7 и «Трансаэро», назвал решение авиационных властей «исчерпывающим». Ранее, ночью с 20 на 21 октября, заместитель Улюкаева Евгений Елин в разговоре с агентством ТАСС назвал сделку «реальным шансом» для «Трансаэро». «Самая большая помощь государства авиакомпании S7, спасающей «Трансаэро», должна заключаться в том, чтобы не мешать ей с точки зрения административных барьеров. [...] Вполне понятно, что основной бонус или интерес S7 — маршрутная сеть «Трансаэро». И поэтому помощь государства будет заключаться в том, чтобы компания не была лишена приза, за которым она идет», — цитировало агентство замминистра.
Кредиторы против банкротства
Несмотря на жесткие заявления чиновников, акции «Трансаэро» стали безоговорочным лидером роста на Московской бирже: акции компании взлетели на 187%, до отметки 19,5 руб. за одну бумагу. Капитализация компании, которая находится под угрозой банкротства, по данным Московской биржи, выросла почти на 2 млрд руб. — почти до 3 млрд руб. В течение торговой сессии бирже трижды приходилось расширять верхнюю границу ценового коридора по бумаге. ЦБ не выявил признаков манипулирования акциями «Трансаэро», сообщила агентству Интерфакс-АФИ вечером пресс-служба регулятора.
В то же время целый ряд банков-кредиторов «Трансаэро» продолжает отстаивать позицию, что банкротство авиаперевозчика — худший выход из сложившейся ситуации и его реально избежать.
Промсвязьбанк, как считает его предправления Артем Констандян, считает банкротство авиакомпании «неправильным вариантом». «И как представитель банка, и как пассажир я в общем считаю банкротство «Трансаэро» не самым лучшим способом решения проблем второй авиакомпании отрасли», — сказал Констандян журналистам. По его словам, мировая практика выработала довольно много способов реструктуризации авиакомпаний. В то же время глава Промсвязьбанка отметил, что о консолидированной позиции кредиторов «Трансаэро» речи не идет. «О какой консолидированной позиции может идти речь, если Сбербанк и Альфа-банк уже подали заявление о банкротстве?» — уточнил он.
Предправления еще одного кредитора компании, МКБ, Владимир Чубарь сказал агентству ТАСС, что «любое другое решение по «Трансаэро», кроме банкротства, позитивно». Чубарь добавил, что банк готов вступить в переговоры с новым собственником компании, чтобы попытаться урегулировать вопрос с ее проблемами.
Директор Prosperity Capital Management Александр Васюк предполагает, что Филевы могли заранее согласовать с кредиторами значительное списание долга «Трансаэро» при условии, что она перейдет под управление какой-то новой объединенной структуры. Возможно, это больше устроит кредиторов, чем прямое списание долга в убытки, считает он.
Несмотря на то что несколько банков-кредиторов авиакомпании приветствовали продажу контрольного пакета Филеву, Сбербанк и Альфа-банк уже подали иски о банкротстве «Трансаэро», и этот вариант считается в правительстве основным.
Смена гендиректора
Покупка более 50% акций «Трансаэро» Вячеславом Филевым предоставляет ему контроль над компанией, возможность избрать новый совет директоров и назначить нового гендиректора, отмечает партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич. Но в случае банкротства контрольный пакет ее акций не предоставляет Филеву особых преимуществ: эта процедура не предполагает участия собственников. Теоретически Филев может попытаться забрать ликвидные активы компании, а именно самолеты, находящиеся в собственности «Трансаэро», замечает юрист. Согласно отчету компании за первое полугодие 2015 года, из 105 самолетов в собственности у нее было лишь 11 машин, из которых девять — в залоге по кредитам. Однако компания находится под пристальным контролем кредиторов, поэтому такие сделки попадут в их поле зрения и могут быть оспорены в дальнейшем, добавил эксперт.
Очередной совет директоров «Трансаэро» должен состояться в четверг, 22 октября. Шесть банков-кредиторов авиакомпании потребовали от председателя совета Ольги Плешаковой поменять гендиректора Дмитрия Сапрыкина из-за «очевидного конфликта интересов»: он был назначен «Аэрофлотом» и до сих пор входит в состав его правления. Во вторник Плешакова пообещала рассмотреть это предложение на ближайшем совете.
Новым гендиректором банки предложили назначить выходца из UC Rusal Александра Бурдина, который, по их словам, «имеет серьезный опыт реструктуризации и управления большими предприятиями в условиях кризиса». Бурдин в 2000–2011 годах работал в Rusal, входил в ее правление и был председателем комитета по инвестициям. Сейчас он работает исполнительным директором компании «Юнитайл», одного из крупнейших производителей керамики в России.
Наталия Филева вчера подтвердила РБК, что совет директоров «Трансаэро» должен принять решение о смене гендиректора, но, по ее словам, главой компании будет назначен не Александр Бурдин, а заместитель летного директора «Трансаэро» Валерий Зайцев: согласно требованиям Минтранса гендиректор авиакомпании обязан иметь высшее авиационное образование. Александр Бурдин, по словам Филевой, станет его заместителем с полномочиями финансового директора. Смещение Дмитрия Сапрыкина Филева объяснила конфликтом интересов, а также тем, что гендиректор компании, имея доступ к ее документации, подписал акт проверки Росавиации, на основе которого Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта «Трансаэро». Покупатели «Трансаэро» с этим решением не согласны.
Ольга Плешакова, которая остается председателем совета директоров «Трансаэро», в среду не ответила на звонки и сообщения РБК.