Молочная стратегия: как развивают экспорт российские производители
Председатель комитета по экспорту «Союзмолоко», глава совета директоров «Логики молока» Руслан Алисултанов — о перспективах поставок российских молочных продуктов на Ближний Восток и в Северную Африку

Россия сегодня добилась высокого уровня самообеспечения молоком. Согласно данным Минсельхоза России, по итогам 2025 года отечественные компании заняли 85,3% внутреннего рынка, произведя 34,3 млн т молочной продукции. К 2030 году, по прогнозам Минсельхоза, выпуск молочки вырастет до 38,5 млн т, и в стране еще есть потенциал для увеличения потребления — с текущего среднего показателя 255 кг до 274 кг на человека в год. Участники рынка убеждены, что достичь этого вполне реально: у потребителей растет интерес к здоровому питанию, а производители постоянно расширяют ассортимент молочной продукции.
Однако растущие объемы производства в любом случае делают стратегически важной задачу увеличения экспорта: в противном случае, сходятся во мнении отраслевые эксперты, мы рискуем прийти к ситуации перепроизводства на внутреннем рынке. Усилия отрасли сегодня направлены на то, чтобы обеспечить баланс интересов всех сторон — расширять предложение молочной продукции для россиян при параллельном увеличении зарубежных продаж.
Ключевым фактором для экспортного рывка в текущей ситуации стало открытие новых направлений поставок. Особое внимание российских производителей сегодня обращено в сторону стран Ближнего Востока и Северной Африки. Это один из немногих регионов мира, где спрос на молочную продукцию растет быстрее, чем возможности собственного производства.
По результатам совместного исследования ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) и ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), среднегодовой показатель роста рынка молочных продуктов в странах Ближнего Востока и Северной Африки — таких как Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет — составит порядка 4,3% до 2031 года. При этом, отмечают эксперты, внутреннее производство не будет успевать за ростом спроса. Работа компаний нашей отрасли на Ближнем Востоке и в Северной Африке сопряжена с рядом системных ограничений: высокие температуры, вызывающие тепловой стресс у животных, необходимость завоза импортных кормов, сложности с обеспечением ферм водой. Всё это, несмотря на активные усилия государств региона по развитию собственного производства молочки, неизбежно будет влиять на себестоимость продукции, что открывает возможности для экспортеров.
Тем более в региональном потреблении высока доля продуктов, производство которых хорошо налажено в России — таких, например, как ложковые йогурты, сливки и UHT-молоко — продукт долгого хранения, прошедший обработку при сверхвысоких температурах.
Безусловно, возможность занять нишу на ближневосточном рынке у российского производителя появляется только при четком понимании того, как правильно организовать и масштабировать поставки. Прежде всего продукция должна пройти строгую сертификацию: без этого экспорт исключен. Несколько наших производственных площадок в 2025 году прошли обязательную сертификацию халяль, компания также получила EQM — Emirates Quality Mark, что открыло нам путь на рынок Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), который мы расцениваем как ключевой хаб для дальнейшей региональной экспансии.
В течение прошлого года мы поставили в ОАЭ довольно небольшие объемы, порядка 20 т продукции. Однако мы сделали главное: построили маршрут, отработали взаимодействие с регуляторами, начали работу с реальными клиентами. Продукция под брендом «Простоквашино» представлена в ряде местных торговых сетей. В 2026 году планируем рост поставок на основе созданного задела, а также вход в новые страны региона.
Важно подчеркнуть, что международные сертификаты халяль не имеют отношения к внутреннему российскому регулированию и не требуют изменений состава или системы оценки качества молочки. Продукция остается та же, что поставляется российским потребителям — с соблюдением требований по пищевой ценности, качеству и прослеживаемости цепочки поставок. Однако для развития экспорта необходимо верифицировать эти стандарты, доказать их соответствие международным требованиям. То есть, проходя сертификацию (не только халяль, но и, например, у китайских регуляторов), производитель одновременно открывает себе пути на внешние рынки и оценивает, насколько наши внутренние стандарты соответствуют международным реалиям. Опыт показал, что стандарты, которые предъявляются к продукции для российского рынка, оказываются строже, чем требования международных аудиторов, в силу чего необходимость получения международных сертификатов является не препятствием, а бизнес-задачей для экспортеров.
В свою очередь не ограничителем, а драйвером рынка, как это ни парадоксально звучит, может выступать распространенная в странах региона непереносимость лактозы. Медицинские и культурные особенности региона Ближнего Востока и Северной Африки (к слову, как и упомянутого Китая), казалось бы, не располагают к развитию экспорта: в макрорегионе, согласно исследованию The Lancet, уровень непереносимости лактозы колеблется от 68% в ОАЭ до почти 100% в Йемене. При этом огромный потенциал здесь имеет рынок безлактозных и растительных альтернатив традиционной молочке. В странах, где лактозная непереносимость является одним из главных факторов, определяющих потребительские предпочтения в отношении молочки, российские производители могут занять уверенные позиции в поставках инновационных продуктов, таких как безлактозное молоко, йогурты и сыры, а также растительные напитки. Кроме того, зачастую людьми с непереносимостью лактозы усваиваются ферментированные продукты — кефир, йогурт, творог. Таким образом, важное место при организации экспорта в страны регионы занимают грамотный подбор ассортимента и выстроенные коммуникации.
Конечно, текущий курс рубля выглядит не слишком привлекательным для развития экспорта, но мировые рынки не будут ждать, пока у нас сложится благоприятная макроэкономическая конъюнктура. Поэтому российские молочники должны прокладывать пути экспорта, работая над логистикой, сертификацией, продвижением брендов. Даже при нынешнем курсе рубля тут вполне могут быть работающие бизнес-модели. Прошлый год наша компания закрыла с показателем экспортной выручки в 3,5 млрд руб., рост за год составил более 14%. Прошедшая в январе 2026 года в ОАЭ ведущая международная отраслевая выставка Gulfood показала, что российские молочники уже предлагают рынку не просто свою продукцию, а готовые бизнес-решения для партнеров: выстроенную логистику, гибкие ассортиментные линейки. С развитием молочной промышленности у нас появляется возможность занять достойное место в глобальной продовольственной цепочке.


