Эксперты заявили о необходимости для бизнеса страховать киберриски

Итоговый форум РБК «Новая экономика: от итогов к стратегии» стартовал с сессии, посвященной кибербезопасности. Ее участники обсудили риски цифровизации, главные киберугрозы уходящего и грядущего годов и киберстрахование будущего.
В рамках сессии генеральный директор компании «АльфаСтрахование» Владимир Скворцов заявил о необходимости системных мер государственного стимулирования для развития рынка киберстрахования в России. По его мнению, обсуждаемым вариантом является вмененное страхование, при котором наличие полиса дает бизнесу определенные привилегии, например снижение размера оборотного штрафа в случае крупного киберинцидента, что в первую очередь актуально для субъектов критической информационной инфраструктуры. Это позволило бы увеличить массовый спрос, повысить устойчивость компаний и смягчить последствия крупных инцидентов.
Интерес бизнеса к киберзащите уже растет: он увеличился на 60% за последние два года, хотя общий охват услуги пока невысок. Прогноз «АльфаСтрахования» предполагает, что в ближайшие пять лет распространенность киберстрахования среди крупного и среднего бизнеса может вырасти в разы, а на рынке появятся простые решения и для малых предприятий.
Кроме того, обсуждается возможность страховать ответственность бизнеса за утечки данных в рамках киберстрахования. «Мы обсуждаем с регулятором возмещение за счет страхования части оборотного штрафа за утечку персональных данных. Мы понимаем, что штраф — это наказание и от него нельзя страховать. Но в случае отсутствия вины клиента, когда утечка происходит несмотря на обеспеченную информационную защищенность, мы думаем, что часть суммы, например 25%, можно было бы возмещать», — рассказал Владимир Скворцов.
Говоря о покрытии киберстрахования, спикер выделил три ключевых компонента. Первый — это расходы на расследование и реагирование на инцидент. Второй — материальный ущерб, включая вышедшую из строя инфраструктуру и программное обеспечение. Третья и, возможно, наиболее важная составляющая — страхование убытков от перерыва в деятельности. Поскольку IT стал фундаментом любой компании, остановка этих систем неизбежно ведет к простоям и значительным финансовым потерям. Оценка таких убытков, по словам Скворцова, является классической задачей страхования, не отличающейся от расчетов последствий пожара или аварии.
В заключение генеральный директор «АльфаСтрахования» выразил надежду, что отношение к страхованию в области ИБ постепенно изменится. По мнению эксперта, для этого требуется «поменять культурный код», сделать так, чтобы страхование в этой сфере воспринималось как признак ответственного отношения к бизнесу. «Страхование должно стать частью комплексного платформенного решения, наравне с защитой от пожаров и других рисков, превратившись в нормальный и привычный инструмент защиты предприятия», — уверен он.


