Налоговая реформа 2026 года: ключевые изменения

Содержание
Что известно о налоговой реформе 2026 года
Российские власти запланировали в 2026 году провести комплексное обновление налоговой системы. Госдума 20 ноября 2025 года приняла соответствующие изменения в законодательство. Теперь налогоплательщиков ждет несколько крупных обновлений: корректировка правил для индивидуальных предпринимателей (ИП), изменение условий применения упрощенной системы налогообложения (УСН), уточнение корпоративных налогов, а также пересмотр отдельных режимов и льгот. Налоговая реформа-2026 затронет не только ставки, но и механизмы расчетов, лимиты, требования к отчетности и переходы между режимами.
Законопроект стал частью бюджетного пакета на следующие три года. Ожидается, что более высокий НДС создаст поток дополнительных доходов в российскую казну в 2026–2028 годах в размере 4,423 трлн руб.: в следующем году должно добавиться 1,187 трлн руб., в 2027-м — 1,559 трлн руб., а в 2028-м — 1,677 трлн руб.
Суть налоговой реформы-2026
Согласно положениям принятого закона, суть реформы заключается в структурном переосмыслении действующей налоговой системы, чтобы сделать сборы более эффективными, а фискальная нагрузка перераспределилась более логичным образом. Закон направлен:
- на повышение собираемости денег за счет изменения ставок (особенно НДС) и корректировки лимитов спецрежимов;
- пересмотр льгот для малого и среднего бизнеса (особенно ИП) и страховых взносов;
- введение более строгих, но сбалансированных условий перехода между режимами (например, от УСН к НДС);
- упрощение администрирования, в том числе за счет изменения порядка уведомлений и зачета через единый налоговый счет (ЕНС).

Таким образом государство стремится создать «более устойчивую» бюджетную базу при минимизации резких шоков для предпринимателей
Что меняется в налогах в 2026 году
Согласно принятому законопроекту № 1026190-8, вступают в силу следующие основные изменения:
- НДС. С первого же дня нового года базовая ставка повышается с 20 до 22%.
- Спецрежимы и режим УСН/ПСН. Лимит доходов, при котором предприниматели на УСН и ПСН обязаны переходить на уплату НДС, будет снижаться постепенно: до 20 млн руб. в 2026 году, до 15 млн руб. в 2027 году и до 10 млн руб. — начиная с 2028 года.
- Взносы на страховку. Сниженные тарифы в размере 15% для большинства средних и малых предприятий отменяются и будут действовать только для организаций, включенных в список «приоритетных отраслей», который утвердит правительство.
- IT-компании. Для IT-организаций ставка таких взносов увеличивается: с 7,6 до 15% на выплаты в пределах установленной базы.
- Налоговое администрирование: а) упрощается порядок подачи уведомлений: налоговые агенты смогут подавать «предварительные» уведомления об исчисленном НДФЛ и взносах на длительный срок (даже на год), что снизит число ежемесячных уведомлений; б) исключается перенос уплаты платежей, если конечный срок попадает на праздник или выходной: требуемую таксу надо будет уплатить в последний рабочий день.
- Применение прогрессивной ставки НДФЛ для граждан стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Депутаты еще во втором чтении установили для граждан ЕАЭС шкалу налогообложения доходов, как у россиян, — 13–22%.
- Акцизы. Повышаются акцизы на алкоголь, табак, напитки с сахаром и другие подакцизные товары.
- Минимальный страховой взнос за директора. По новому закону, даже если директор компании коммерческой структуры не получает официальной зарплаты, страховые взносы теперь начисляются минимум от суммы МРОТ.
- Система патентов (ПСН). Лимиты доходов снижаются, и для отдельных видов деятельности (розничной торговли в стационарных магазинах и перевозок грузов) сохраняется право на патент, но пороги доходов также изменяются.
- ЕНС. Вносятся изменения, уточняющие порядок учета решений ФНС на единый налоговый счет, — так, исключаются из сальдо ЕНС оспариваемые в суде суммы задолженности до принятия окончательного решения.
Изменения для ИП
С принятием законопроекта № 1026190-8 налоговая реформа 2026 года для ИП приобретает конкретные меры.
- ИП, применяющие УСН или ПСН, могут столкнуться с необходимостью платить НДС, если их доход превысит пониженные пороги: 20 млн руб. в будущем году и далее снижение до 10 млн к 2028 году.
- ИП, которые впервые начинают платить НДС, могут один раз, в первый год, отказаться от пониженной ставки, чтобы снизить вероятность ошибок.
- Льготы по страховым взносам для ИП в большинстве случаев отменяются: сниженная ставка 15% сохранится только для малых и средних предприятий в приоритетных отраслях.
- В отношении самозанятых (режима НПД): в тексте закона такие положения прямо не приводятся, но ограничения УСН и ПСН могут стимулировать ИП пересмотреть статус, хотя НПД отдельно не упоминается в принятых поправках.

Закон снижает пороги для уплаты НДС ИП, отменяет льготы по взносам для большинства и вводит однократный отказ от пониженной ставки в первый год
Изменения для УСН: новые лимиты и ставки
В части упрощенной системы налогообложения закон, принятый Госдумой, устанавливает следующие изменения:
- лимит дохода, при котором налогоплательщики освобождаются от уплаты НДС, будет поэтапно снижаться — до 20 млн руб. в 2026 году и до 10 млн руб. к 2028 году;
- для «упрощенцев», впервые переходящих на НДС, предусмотрена отсрочка ответственности — в первый год наказание за непредставление декларации применяться не будет;
- также дается право однократно отказаться от применения пониженной ставки 5% или другого льготного режима в пользу общей ставки в течение первых кварталов после перехода;
- кроме того, вводится корректировка порядка применения ПСН для определенных видов деятельности, что меняет привлекательность этого режима.
Изменения для ООО: корпоративные налоги и возможные корректировки режима
Хотя закон посвящен прежде всего реформе НДС и спецрежимов, он также затрагивает корпоративные вопросы.
- В части налога на прибыль законопроект содержит поправки для уточнения базы и предотвращения ошибок в расчете, особенно при изменении ставок.
- Корпорации, ранее работавшие на УСН (в том числе ООО), могут быть вынуждены переключиться на общую систему налогообложения при превышении новых лимитов УСН и ПСН, что повлечет за собой обязательства по НДС и бухгалтерскому учету.
- Также ужесточаются условия по страховым взносам: для директоров компаний вводится минимум начислений от МРОТ, что может повысить нагрузку на малые ООО с «неактивными» руководителями.
- По НДС: повышение базовой ставки до 22% затрагивает весь бизнес, включая ООО, и требует пересмотра ценовой политики, детализации договоров и электронного документооборота.

Эксперты и предприниматели ожидают, что новая фискальная нагрузка на бизнес вынудит перекладывать это бремя, хотя бы частично, на покупателей
Влияние реформы на стоимость ведения бизнеса
Власти заверяют, что при формировании предложений по поправкам были учтены мнения бизнес-ассоциаций, общественных объединений, однако после принятия закона оценки предпринимателей не стали позитивнее.
- Правительство прописало изменения в Налоговом кодексе и порядок их внедрения (включая переходные периоды и отсрочки).
- ФНС опубликовала разъяснения и приказы, которые вступают в силу с 1 января 2026 года, — в частности, меняется единый документ о постановке на учет (выписка), изменения в порядке присвоения ИНН и порядок отражения структуры плательщика. Это — официальные технические изменения администрирования налогов.
- Минфин перечислил все принятые льготы и варианты помощи, утвержденные в новелле.
- Три деловых объединения (РСПП, «Опора России», ТПП, а также Корпорация МСП) еще на стадии рассмотрения законопроекта выступали против реформы как «тяжелого бремени для малого бизнеса» — лимит с 20 млн руб. и предстоящий переход на НДС создают новые административные и финансовые вызовы. Впрочем, они обращали внимание именно на недопустимость резкого повышения налоговой нагрузки, а в принятом законе предусмотрено как раз постепенное ее увеличение.
- Представители IT-отрасли также критиковали нововведения, отмечая, что повышение НДС до 22% и рост страховых взносов вредят активно развивающейся, но все еще молодой отрасли.
- Эксперты указывали, что повышение НДС до 22% может привести к росту цен на товары и услуги, поскольку реакцией бизнеса на налоговую реформу наверняка будет перекладывание части нагрузки на конечного потребителя.
- При этом, с точки зрения администрирования, нововведения, связанные с уведомлениями и ЕНС, могут повысить удобство уплаты и планирования платежей, сократив число рутинных операций у налоговых агентов.
Чек-лист подготовки к реформе для ООО и ИП
Ниже — перечень действий, который бизнес может использовать для подготовки к налоговой реформе.
- Пересмотреть текущий налоговый режим (ИП / ООО, УСН, ПСН) с учетом новых порогов.
- Проанализировать, попадет ли доход за 2025 год в новый лимит перехода с УСН на НДС (до 20 млн руб.), и оценить последствия перехода.
- Рассчитать новую налоговую нагрузку с учетом повышения НДС, возможных страховых взносов и изменений других налогов.
- Обратить внимание на бухгалтерские процессы: необходимость электронной отчетности, корректировка договоров, подготовка к учету НДС.
- Проверить кадровую структуру, особенно роли руководителей (директоров), поскольку взносы теперь будут начисляться минимум от МРОТ.
- Изучить официальные разъяснения ФНС и Минфина после публикации закона (уже после третьего чтения), чтобы правильно интерпретировать новые нормы.
- Подготовить план перехода: возможно, воспользоваться правом отказаться от пониженной ставки НДС один раз, если впервые становитесь плательщиком НДС.






