Какие факторы формируют будущее фармацевтического рынка
Как меняется потребление лекарственных препаратов и что ждет российский фармрынок в ближайшее время, рассказал генеральный директор «Sun Pharma Евразия» Артур Валиев

— Каковы текущие тенденции российского фармацевтического рынка?
— Российский рынок демонстрирует устойчивый рост в деньгах, при этом в натуральном выражении наблюдается некоторое снижение. По данным аналитической компании IQVIA за 12 месяцев, закончившихся в июле 2025 года, объем фармрынка в России превысил 2 трлн руб.
Растет рынок преимущественно за счет роли государства в системе здравоохранения — в таких сегментах, как госпитальный, федеральные и региональные льготы, в том числе в лечении высокозатратных заболеваний. Будущее фармрынка во многом зависит от того, насколько государство будет продолжать стратегическое и планомерное развитие национальной системы здравоохранения.
Если говорить о фармацевтическом ретейле (сегодня это около 60% рынка), то здесь мы видим устойчивый тренд падения потребления, преимущественно в сегменте безрецептурных препаратов. При этом в денежном выражении ретейловый рынок растет — и, по нашей оценке, не только за счет повышения цен, но прежде всего из-за готовности населения «платить рублем» за препараты последних поколений. Мы, как компания, сейчас больше ориентируемся как раз на розничный сегмент. Инновационная часть нашего портфеля, которая будет интересна госсегменту, только начинает развиваться.
— Что, по вашему мнению, определяет векторы развития фармрынка?
— Приоритет государства — дальнейшее укрепление фармацевтического суверенитета России. Если реализованная ранее стратегия «Фарма 2020» способствовала локализации производства готовых лекарственных форм в России, то нынешняя стратегия — это мотивация производителей к локализации всего производственного цикла, начиная с синтеза активных фармацевтических субстанций (АФС). Приоритетными для этой задачи, безусловно, являются молекулы, которые войдут в список стратегически значимых лекарственных средств (СЗЛС), — это более 250 наименований. Внимание всей индустрии сейчас сосредоточено на том, каким будет окончательный перечень и каков будет порядок его обновления.
— Как вы оцениваете уровень локализации в России лекарств и АФС?
— Доля локальных производителей на протяжении последних трех лет держится на уровне 62% в количестве выпускаемых упаковок. Однако сейчас почти вся фарма в России — дженериковая. Инновационные препараты производят единицы. В сегменте АФС уровень локализации колеблется в пределах 10%. Основная масса завозится из Китая, Индии и других глобальных центров производства субстанций, которые поставляют их по всему миру. Перенос производства АФС с глобального рынка на локальный существенно увеличивает себестоимость выпуска.
Мы считаем, что фармацевтическим производителям совместно с регулирующими органами необходимо работать над сбалансированной стратегией, чтобы не допустить роста цен на лекарства для пациентов. Знаем, что этот вопрос активно обсуждается регулирующими органами.
— Видите ли вы потенциал в реализации стратегии «Фарма 2030»?
— Безусловно. Мы постоянно смотрим на то, какой может быть наша роль в реализации стратегии, и оцениваем возможности партнерства как с государством, так и с другими производителями на территории ЕАЭС. Мы открыты к сотрудничеству и в сфере производства АФС, и готовых лекарственных препаратов. Вместе с тем Sun Pharma активно развивает собственный портфель инновационных препаратов — в таких направлениях, как дерматология, онкодерматология, офтальмология.


